Наверх
11 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2010 года: "ДОБРОВОЛЬЦЫ ЕСТЬ?!"

Кризис убрал с рынка ДМС часть страховых компаний, и за их клиентов разворачивается нешуточная борьба.    Недостаточные объемы и низкое качество врачебной помощи в рамках системы обязательного медицинского страхования вынуждают россиян — и частных лиц, и работодателей — приобретать полисы добровольного медицинского страхования. Это позволило страховщикам удержать сборы премий по полисам ДМС практически на докризисном уровне. Однако относительно благополучный рынок может накрыть новая демпинговая волна, и, как следствие, произойдет дальнейшее перераспределение портфелей между страховщиками.
   
В ПЛЮСЕ?
   Как свидетельствуют итоги прошлого года, прогнозировавшегося массового отказа от полисов ДМС не произошло. Общее снижение объемов ДМС, по предварительным оценкам, составило около 7%, причем основной причиной этого стало не сокращение числа клиентов, а уменьшение расходов на страхование за счет исключения из полиса дорогостоящих опций и рост спроса на услуги более дешевых клиник, что и повлияло на суммарные показатели по сборам.
   Небольшой отрицательный тренд в целом по рынку, по мнению аналитиков, возможен и в этом году, однако, у крупных страховщиков от-четы и прогнозы в целом оптимистичные.
   «В первом полугодии на-ша компания собрала даже больше, чем запланировала, и показала рост 12% по сравнению с первой половиной 2009 года, — рассказывает руководитель управления медицинского страхования «Группы Ренессанс Страхование» Марина Тихонова. — Во втором полугодии мы также ожидаем рост. Оживление экономики отражается на страховом рынке не сразу: так, объявленные весной тендеры закончатся сделками только к осени».
   Об устойчивом приросте сборов с января по июнь говорит и директор департамента по сопровождению ДМС компании «КИТ Финанс Страхование» Игорь Степин, который связывает это с активной работой своей фирмы с потенциальными клиентами, постоянным мониторингом конкурентной среды и модернизацией существующей продуктовой линейки. А по итогам 2010 года компания планирует увеличить долю ДМС в своем страховом портфеле более чем в два раза по сравнению с 2009 годом.
   В целом же рынок ДМС, по мнению большинства экспертов, опрошенных «Про-филем», может прибавить за год до 10-15%. Более осторожна в прогнозах начальник управления по андеррайтингу в личном страховании и ДМС страховой группы «Уралсиб» Ольга Шукало: «По нашим оценкам, рынок ДМС в 2010 году продолжит рост, но, безусловно, это будет происходить не такими темпами, как в докризисное время. В зависимости от сценарных макроэкономических условий рост будет в пределах 6-11%». При этом ежегодный рост тарифов на отдельные виды медицинской помощи, по ее словам, только в этом году может составить 15-20%.
   
САМОЕ НЕОБХОДИМОЕ
    Естественно, что основные потребители услуг ДМС — корпоративные клиенты не готовы к постоянному увеличению стоимости программ.
   «Принимая во внимание неблагоприятную экономическую ситуацию, ряд компаний сократил расходы на ДМС, другие, стараясь сохранить страховое покрытие для своих сотрудников, предоставляли им страховой пакет с минимальным набором услуг», — поясняет вице-президент, руководитель центра ДМС страхового дома «ВСК» Надежда Кулакова.
   В связи с этим у страховщиков возникла необходимость в разработке новых программ страхования эконом-класса в соответствии с потребностями клиентов.
   По словам директора департамента личного страхования САК «Энергогарант» Натальи Клименко, были снижены тарифы, созданы разнообразные программы для корпоративных клиентов и физических лиц. «В основном — это специализированные программы усеченного плана, которые составлялись с учетом пожелания клиента, его финансовых возможностей, опти-мальные для данного коллектива или физического лица», — добавляет эксперт.
   Как говорит Ольга Шукало, происходит это, как правило, следующим образом: «Из существующих программисключаются наиболее дорогие медицинские учреждения, или происходит отказ от некоторых видов помощи (например, стационарной или стоматологической) или других дорогостоящих медицинских услуг».
   Однако, по словам Марины Тихоновой, перечень возможных сервисных опций и медицинских услуг меняли не все: «В отличие от многих других страховых компаний, мы для оптимизации бюджета клиента не сокращали сервисные опции и дорогие диагностические процедуры и т.д. Мы предлагали другие способы уменьшения бюджета — изменение перечня лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), градация программ для различных групп сотрудников».
   «Некоторые страховые ком-пании действительно пытались создать дешевые антикризисные программы, но они оказались маловостребованными, и сейчас страховщики совершенствуют процессы урегулирования страховых событий с целью повышения финансовой результативности договоров страхования, снижают собственные издержки, а не пытаются продавать урезанные дешевые страховки», — добавляет Игорь Степин.
   
РАССТАНОВКА СИЛ
    Вместе с тем, по словам заместителя директора центра методологии и контро-ля медицинского страхования РОСНО Нины Егоркиной, уже в первом квартале 2010 года наблюдался активный уход части страхователей от страховщиков, серьезно поднявших цены после демпинга для сниже-ния убыточности своего порт-феля. Кроме того, ряд компаний обанкротился, и встал вопрос о перераспределении их клиентуры.
   Следствием этих тенденций, по мнению эксперта, может стать вторая волна демпинга, запущенная страховщиками, пережившими кризис, и новое перераспределение портфеля.
   Это неизбежно повлияет и на расстановку сил среди ведущих игроков рынка ДМС. «Те страховые компании, которые в прошлом году, несмотря на рост стоимости услуг ЛПУ, инфляцию и другие кризисные явления, опускали цены, в этом году из-за проблем с убыточностью вынуждены были резко поднять стоимость своих услуг, что и привело к потере части клиентов», — вторит коллеге Марина Тихонова. Эксперт предполагает, что по этой причине рэнкинг крупнейших страховщиков ДМС к концу года может измениться.
   Однако в целом эксперты считают, что у рынка ДМС неплохие перспективы. Покрайней мере, как показало время, работодатели не спешат отказываться от страхования. Многие из них считают ДМС эффективным инструментом, позволяющим повысить работоспособность коллектива и сократить издержки. Не последнюю роль играют также соображения, связанные с престижем и репутацией компании.
{PAGE}
   Ну и самое главное: с приходом кризиса люди болеть реже не стали. Аналитики, например, отмечают такую закономерность: больных в клиниках меньше не стало. При снижении общего количества прикрепленных пациентов резко возросло число обращений за медицинской помощью. Застрахованные сей-час стараются выжать из полиса максимум воз-можного.
   А вот надежды страховщиков на то, что потребители услуг ДМС, лишенные в кризис его бесплатного получения в составе корпоративного социального пакета, начнут приобретать полисы самостоятельно, не оправдались.
   Ведь одновременно с сокращением соцпакета в ря-де компаний произошли и сокращения уровня зарплат и, как следствие, понизилась покупательная способность населения. К тому же ввиду роста убыточности по ДМС практически все страховые компании повысили тарифы на страховые продукты, в том числе и для розничного страхования.
   «Из-за вышеперечислен-ных факторов благоприятных предпосылок дляприобретения физическим лицом индивидуального полиса за счет собственных средств не появилось», — считает Надеж-да Кулакова. Поэтому реа-льного увеличения доли продаж розничных продуктов, по ее данным, не произошло.
   «Согласно нашей практике, это единичные слу-чаи, поскольку стоимость индивидуального страхо-вания значительно выше, чем корпоративного, — дополняет Ольга Шукало.- Но мы иногда сталкиваемся с ситуациями, когда сотрудники компаний, исключивших из соцпакета ДМС, самостоятельно объединяются в группы для получения полисов на более выгодных условиях»
   О том, что частных клиентов по ДМС всегда, даже в благополучные време-на, было немного, говорит и Марина Тихонова. «Однако с кризисом увеличилось число клиентов, которым работодатель оп-лачивает страховку не пол-ностью, а частично или предлагает доплачивать за страхование детей, родственников или за расширение покрытия по по-лису, — уточняет эксперт. — Вот таких клиентов стало действительно больше». Взносы от таких клиентов, например, в «Группе Ренессанс Страхование» составляют сегодня около 15% в совокупном объеме премий компании по ДМС.
   «Возможно, такие случаи и были, но это, скорее, исключение, — возражает Нина Егоркина. — Для стимулирования спроса физических лиц требуются законодательные изменения, сопоставимые с введением ОСАГО». По ее мнению, ключевое значение в развитии рынка ДМС может иметь грядущая реформа здравоохранения и ОМС, которая сейчас активно обсуждается. Причем в этом случае возможны варианты как схлопывания рынка ДМС до нуля, так и его значительного роста.
   

   ОЖИДАЕТЕ ЛИ ВЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ПОСТУПЛЕНИЙ В СЕКТОРЕ ДМС?
   ЭКСПЕРТЫ
   НИНА ЕГОРКИНА,
   заместитель директора центра методологии и контроля медицинского страхования РОСНО:
   «Cегмент ДМС только начал восстанавливаться после кризиса. Компании в своих бюджетах на 2011 год учитывают расходы на ДМС с не менее чем 10-процентным увеличением.
   У себя в компании мы ожидаем стабилизации роста портфеля по ДМС после относительного резкого увеличения в первом квартале 2010 года. Сборы РОСНО по ДМС юридических лиц в первом квартале 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года выросли примерно на 28%. Во многом этот показатель обусловлен процессами консолидации на страховом рынке, когда клиенты переходят из мелких или неустойчивых в крупные, более надежные компании. За счет этого top-10 страховщиков наращивает свой портфель».
   МАРИНА ТИХОНОВА,
   руководитель управления медицинского страхования «Группы Ренессанс Страхование»:
   «Оживление рынка мы наблюдаем уже с весны. Многие компании, сокращавшие бюджеты на соцпакет, постепенно возвращаются к докризисному наполнению своих программ медицинского страхования. Так, например, если в прошлом году компании покупали разные по стоимости программы для топ-менеджмента, управленцев и обычных служащих, то сейчас очевидна тенденция к предоставлению равных по спек-тру услуг и сервису программ всем сотрудникам. Активнее заяв-ляют о себе предприятия малого и среднего бизнеса, а также крупные индустриальные компании. Так что в первом полугодии мы достигли результатов даже лучших, чем предполагали. А по итогам года планируем рост на 10-15%».
   НАТАЛЬЯ КЛИМЕНКО,
   директор департамента личного страхования САК «Энергогарант»:
   «К сентябрю этого года ожидается рост ДМС на 10-15% в основном за счет корпоративных клиентов. Хотя необходимо отметить, что серьезная конкуренция среди страховых компаний влияет на ценообразование и в целом отмечено снижение тарифов на 10-15%. Естественно, это ведет к росту убыточности. Но страховые компании идут на это, чтобы не потерять клиентов. Также изучается рынок спроса на медицинские услуги в условиях кризиса, формируются разнообразные программы как по набору услуг и уровню лечебных учреждений, так и по финансовым возможностям страхователя. Предлагаются разнообразные схемы оплаты премии — с долевым участием кандидатов на страхование, рассрочка платежа, порой не слишком выгодная страховщику, бонусы — то есть создаются оптимальные для страхователя условия».
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK