Наверх
12 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Доигрались"

Каждый десятый рубль своих доходов семейный россиянин в возрасте до 35 лет тратит на покупку игрушек. Правда, львиная доля этих доходов достается китайцам, полякам, да кому угодно — только не отечественным «папам Карло».Годовой оборот на рынке игрушек в России на сегодняшний день оценивается в $140—150 млн. По прогнозам специалистов Международной ассоциации производителей игрушек, эта цифра в ближайшие пять лет будет увеличиваться на 30% ежегодно.
В целом российский рынок выглядит следующим образом: 40% занимают куклы и разнообразные плюшевые звери, 22% — конструкторы, 20% — видеоигры, 8% — технические игрушки (всякие машинки с моторчиком и без) и еще 10% — настольные игры и паззлы.
При этом 60% кукол, 80% конструкторов и 75% настольных игр — иностранного производства. Всего же, по подсчетам маркетингового агентства MAGRAM MR, импортные товары занимают около 80% российского рынка игрушек.
В эти 80% входят и дорогие западные, и самые дешевые китайские товары. Средняя же ниша заполнена товарами из Польши и прочих стран Восточной Европы.
На российскую продукцию, таким образом, приходится всего 20% игрушечного рынка. Объясняется это просто — этот бизнес в России находится в зачаточном состоянии. Российским производителям просто не хватает денег на производство игрушек среднего и низшего ценового сегмента — на сектор дорогих детских радостей наши кукольники даже не претендуют. Хотя бы потому, что установка одного нового станка для производства качественных пластмассовых пупсов оценивается минимум в $250 тыс. Поэтому, как только представилась возможность — было это сразу после августа 1998 года, — наши игрушечники ринулись осваивать выпуск самых немудреных поделок: пластмассовых конструкторов, ведер, лопаток, деревянных кубиков, которые не требуют больших инвестиций. Но этот сегмент уже был прочно занят Китаем.
Кроме того, российские производители фактически не выделяют денег на рекламу. Лидеры российского рынка компании «Огонек», «Весна» и «Кругозор» даже не указывают на своих игрушках обратный адрес и название компании.
Впрочем, некоторый шанс восстановить свои позиции на рынке у наших «друзей детей» еще есть.
Ведь структура игрушечного рынка сейчас быстро меняется. На смену традиционным куклам-коляскам (для девочек) и солдатикам-самосвалам (для мальчиков) приходят игрушки интерактивные: разнообразные трансформеры, всяческие тамагочи, видеоигры и т.д.
По данным Международной ассоциации производителей игрушек, за последние несколько лет традиционная кукольно-солдатская индустрия потеряла около 20% рынка как раз из-за развития видео- и компьютерных игр.
Так вот, именно этой тенденцией могут воспользоваться наши производители игрушек. Дело в том, что в октябре прошлого года Министерством образования России было направлено в правительство предложение по созданию специального органа, занимающегося социальной, психологической и педагогической экспертизой разнообразных игровых продуктов для детей. Этот орган должен будет лицензировать (попросту говоря — допускать или, напротив, не допускать на рынок) игрушки, исходя из того, как они могут воздействовать на неокрепшую детскую психику.
При обсуждении проекта положения этой ведомственной структуры высказывались соображения, что импортные игрушки «провоцируют агрессию, страх, преждевременные сексуальные проявления». Последнее относится к Барби и ее другу Кену.
Не исключено, что такого рода контроль поможет нашим производителям вернуть хотя бы часть почти утерянного рынка игрушек.
Без всякой иронии — это будет хорошо. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на фото пупсов, помещенные в начале этой заметки. Они — импортные. Вы купили бы их своим детям?

В России стали молоть меньше муки. Считается, что это свидетельствует о повышения уровня жизни в стране. В 2002 году Россия произвела 10,6 млн. тонн муки, что на 11,7% ниже уровня 2001 года. В то же время, как отмечают эксперты Института аграрного маркетинга (ИАМ), доля муки высшего сорта в общем объеме производства выросла на 5,3% и теперь составляет 50%.
По словам генерального директора ИАМ Елены Тюриной, основная причина снижения выработки муки — в изменении структуры питания. А именно в некотором снижении потребления хлеба и одновременном увеличении продаж полуфабрикатов, при изготовлении которых используется мука (блинчиков, пельменей, пиццы и т.д.).
Такой вывод основан на конкретных цифрах. Согласно исследованиям экспертов ИАМ в прошлом году для выпечки хлеба в России было использовано 6 млн. тонн муки, что на 3% меньше, чем в 2001 году. В то же время в стране на 30,1% (до 438,1 тыс. тонн против 336,7 тыс. тонн в 2001 году) увеличилось потребление муки для производства продуктов быстрого приготовления и полуфабрикатов. Потребление муки для производства макаронных и кондитерских изделий также увеличилось (на 8,8%) и составило соответственно 851,4 тыс. тонн и 521,8 тыс. тонн.
Эти тенденции продолжатся и в будущем. Если в прошлом году доля муки, используемой для выпечки хлеба и хлебобулочных изделий, в целом по России составляла 58,7% от общего объема ее производства, то к 2007 году, по прогнозам ИАМ, этот показатель снизится до 55,4%. В свою очередь, увеличение производства полуфабрикатов приведет к росту их доли в общем объеме потребления муки — до 6,9% (плюс 2,7% к нынешнему уровню).

Прошлый год для химической и нефтехимической промышленности России прошел под знаком стагнации. Прогнозы на год нынешний обещают продолжение застоя в отрасли. По оценке специалистов Минпромнауки РФ, в 2003 году объем производства отрасли увеличится всего на 2% и составит $12,75 млрд.
В прошлом году максимальный (на 6%) рост среди предприятий нефтехимии был зафиксирован на шинных заводах, что обусловлено увеличением парка легковых автомобилей. Чуть меньше — на 4% — возрос выпуск минеральных удобрений.
В остальных же подотраслях нефтехимической промышленности был зафиксирован либо минимальный, либо нулевой рост.
По оценке аналитической компании BKG, застой в химической и нефтехимической отрасли связан, в первую очередь, с износом основных фондов отрасли и старением технологий, обновление которых не производилось в течение последних 10 лет.
Кроме того, по мнению аналитиков, загрузка предприятий уже сейчас достигла 100%. Так что росту — без ввода новых мощностей — взяться попросту неоткуда.
Светлана Перцова, Анна Огонькова, Ирина Шабанова.

ИЛЬЯ ХАРЛАШКИН

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK