25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 1999 года: "Долги предприятий: дай списать"

Архивная публикация 1999 года: "Долги предприятий: дай списать"

Будет ли документ работать на сей раз?Александр Починок, министр РФ по налогам и сборам: "Это постановление нужно было принимать гораздо раньше, и его единственным минусом является лишь поздний срок выхода.
Сейчас механизм реструктуризации стал довольно простым. Если предприятие может отдавать текущие налоговые платежи, оно обращается в налоговую службу, и мы охотно идем на реструктуризацию задолженности по прежним платежам (если, конечно, после проверки будет ясно, что предприятие действительно в состоянии работать и нормально платить текущие налоги). Мы подписываем с очень простое соглашение. Долг, штрафы и пени выводятся за баланс предприятия. Счета разблокируются, арест с имущества снимается. Предприятие получает возможность нормально работать. Основной долг реструктурируется на 4--6 лет. Если предприятие в течение первых двух лет исправно выполняет перед бюджетом текущие обязательства и погашает часть основного долга, ему прощается половина суммы штрафов и пеней. Еще через два года исправных платежей по налогам и основной задолженности штрафы и пени полностью списываются с предприятия. Ведь у многих структур эта сумма даже после всех предыдущих списаний в несколько раз превосходит сумму основного долга.
Государство получает прямую выгоду от реструктуризации. Сразу всю недоимку взять невозможно. А теперь у нас появляется шанс получить ее хотя бы "в рассрочку". И это дополнительные деньги для бюджета.
Примером служит АвтоВАЗ, который, несмотря на тяжелую ситуацию, платит ежемесячно по 500 млн. рублей, выполняя задание МНС.
Реализация постановления поможет ликвидировать расхлябанность в вопросах налоговой дисциплины. Ведь мы продолжаем жестко работать с неплательщиками, не давая им никаких поблажек. А предприятиям, начавшим работать по новым схемам, мы, наоборот, поможем с реструктуризацией задолженности перед региональными и местными бюджетами".
Юрий Тямушкин, начальник КРУ Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству: "Реструктуризация долгов предприятий проводится уже в третий раз. Я считаю, что в нынешнем варианте постановления были учтены предыдущие ошибки.
Так, документ 1997 года страдал тем, что под него подпадало крайне мало предприятий и каждое из них могло реструктурировать долги лишь после дополнительного постановления правительства. Понятно, что это очень непросто. Тогда под реструктуризацию подпало лишь несколько крупных предприятий: "Норникель", АвтоВАЗ и т.д.
Постановление 1998 года предусматривало необходимость оформления залога имущества и также предусматривало довольно громоздкую процедуру. В итоге эффективно реструктурировать задолженность смогли всего несколько десятков предприятий.
Под нынешнее постановление подпадает, по моим представлениям, не менее полутора тысяч структур. При этом нужно учесть, что речь идет в основном о крупных и средних предприятиях. Очевидно, что, если они решат реструктурировать долги, бюджет сразу же ощутит дополнительный приток средств, а предприятия смогут начать нормально работать.
Единственная категория предприятий, кому такие условия невыгодны,-- это те, кто даже текущие платежи провести не в состоянии. Это некоторые угольные шахты, убыточные по определению, некоторые металлургические предприятия и ВПК. Но здесь, как говорится, случай клинический. Чтобы им выкарабкаться, нужны совсем другие меры. Система льгот, реструктуризация самих предприятий и т.п.
Есть и еще одна проблема. В этом году МНС, ссылаясь на закон о налоговой тайне, никому не предоставляет цифры задолженности конкретных предприятий. Это, во-первых, сильно мешает нам работать, а во-вторых, исчезает возможность морального воздействия на должников. Согласитесь, когда в СМИ регулярно публикуется список тех, кто должен бюджету, руководство скорее принимает решение о реструктуризации".
Сергей Реусов, заместитель председателя правления КБ "Кредит-траст": "Я думаю, новое постановление в первую очередь выгодно крупным предприятиям. Ведь они, как правило, являются самыми большими должниками. Большую часть этих долгов составляют штрафы и пени, и порядок платежей таков, что в первую очередь списываются штрафы и пени и только потом текущие платежи. Поэтому после принятия постановления правительства РФ появляется возможность заморозить сумму штрафов и пеней на некоторый срок и при условии четкого исполнения графика текущих платежей совсем избавиться от этой тяжкой ноши.
Мелким предприятиям, лишенным инвестиционной поддержки, новая схема реструктуризации уже вряд ли поможет, потому что для них основной проблемой является неспособность осуществить именно текущие платежи.
В случае успешной реализации этой схемы выиграет и финансовая система страны в целом. Логика здесь очевидна. Если потоки живых денег увеличатся, а денежные суррогаты и взаимозачеты соответственно уменьшатся, это должно постепенно привести к оздоровления российской финансовой системы".
Евгений Борисов, начальник департамента финансового контроля и прогнозирования РАО "ЕЭС России": Понятно, что постановление правительства о реструктуризации задолженности предприятий перед федеральным бюджетом направлено на улучшение положения в экономике в целом и, в частности, на постепенное вытеснение денежных суррогатов из системы взаимных расчетов.
Однако для электроэнергетической отрасли выполнение поставленных задач, скорее всего, окажется невозможным. Как и в ранее принятых по этому вопросу документах, основным препятствием для предприятий нашей отрасли является требование полного и своевременного осуществления текущих платежей.
Выполнение этого условия, так же как исполнение график погашения реструктурируемой задолженности, на сегодня нереально, поскольку они предполагают однозначное соблюдение финансовой дисциплины со стороны потребителей электроэнергии. На данный момент об этом говорить не приходится, хотя благодаря активной работе РАО "ЕЭС России" с потребителями ситуация улучшилась.
Тем не менее дебиторская задолженность РАО "ЕЭС России" растет, причем во многом благодаря продолжающимся неплатежам со стороны предприятий-потребителей электроэнергии и тепла, подведомственных федеральным органам исполнительной власти.
На 1 августа 1999 года задолженность федеральных потребителей перед нашей компанией превысила 16 млрд. рублей, в то время как кредиторская задолженность РАО "ЕЭС России" и его дочерних и зависимых обществ в федеральный бюджет за этот же период составила 12,2 млрд. рублей.
Так скажем, Минобороны должно нам 5,986 млрд. рублей, предприятия ВПК -- 5,301 млрд., МВД -- 1,150 млрд., Министерство образования -- 784 млн. рублей. При этом уровень оплаты текущих платежей за энергию, отпущенную в январе--июле этого года, со стороны федеральных потребителей составил живыми деньгами всего 6% от потребленной ими за этот период электро- и теплоэнергии".

Будет ли документ работать на сей раз?Александр Починок, министр РФ по налогам и сборам: "Это постановление нужно было принимать гораздо раньше, и его единственным минусом является лишь поздний срок выхода.

Сейчас механизм реструктуризации стал довольно простым. Если предприятие может отдавать текущие налоговые платежи, оно обращается в налоговую службу, и мы охотно идем на реструктуризацию задолженности по прежним платежам (если, конечно, после проверки будет ясно, что предприятие действительно в состоянии работать и нормально платить текущие налоги). Мы подписываем с очень простое соглашение. Долг, штрафы и пени выводятся за баланс предприятия. Счета разблокируются, арест с имущества снимается. Предприятие получает возможность нормально работать. Основной долг реструктурируется на 4--6 лет. Если предприятие в течение первых двух лет исправно выполняет перед бюджетом текущие обязательства и погашает часть основного долга, ему прощается половина суммы штрафов и пеней. Еще через два года исправных платежей по налогам и основной задолженности штрафы и пени полностью списываются с предприятия. Ведь у многих структур эта сумма даже после всех предыдущих списаний в несколько раз превосходит сумму основного долга.

Государство получает прямую выгоду от реструктуризации. Сразу всю недоимку взять невозможно. А теперь у нас появляется шанс получить ее хотя бы "в рассрочку". И это дополнительные деньги для бюджета.

Примером служит АвтоВАЗ, который, несмотря на тяжелую ситуацию, платит ежемесячно по 500 млн. рублей, выполняя задание МНС.

Реализация постановления поможет ликвидировать расхлябанность в вопросах налоговой дисциплины. Ведь мы продолжаем жестко работать с неплательщиками, не давая им никаких поблажек. А предприятиям, начавшим работать по новым схемам, мы, наоборот, поможем с реструктуризацией задолженности перед региональными и местными бюджетами".

Юрий Тямушкин, начальник КРУ Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству: "Реструктуризация долгов предприятий проводится уже в третий раз. Я считаю, что в нынешнем варианте постановления были учтены предыдущие ошибки.

Так, документ 1997 года страдал тем, что под него подпадало крайне мало предприятий и каждое из них могло реструктурировать долги лишь после дополнительного постановления правительства. Понятно, что это очень непросто. Тогда под реструктуризацию подпало лишь несколько крупных предприятий: "Норникель", АвтоВАЗ и т.д.

Постановление 1998 года предусматривало необходимость оформления залога имущества и также предусматривало довольно громоздкую процедуру. В итоге эффективно реструктурировать задолженность смогли всего несколько десятков предприятий.

Под нынешнее постановление подпадает, по моим представлениям, не менее полутора тысяч структур. При этом нужно учесть, что речь идет в основном о крупных и средних предприятиях. Очевидно, что, если они решат реструктурировать долги, бюджет сразу же ощутит дополнительный приток средств, а предприятия смогут начать нормально работать.

Единственная категория предприятий, кому такие условия невыгодны,-- это те, кто даже текущие платежи провести не в состоянии. Это некоторые угольные шахты, убыточные по определению, некоторые металлургические предприятия и ВПК. Но здесь, как говорится, случай клинический. Чтобы им выкарабкаться, нужны совсем другие меры. Система льгот, реструктуризация самих предприятий и т.п.

Есть и еще одна проблема. В этом году МНС, ссылаясь на закон о налоговой тайне, никому не предоставляет цифры задолженности конкретных предприятий. Это, во-первых, сильно мешает нам работать, а во-вторых, исчезает возможность морального воздействия на должников. Согласитесь, когда в СМИ регулярно публикуется список тех, кто должен бюджету, руководство скорее принимает решение о реструктуризации".

Сергей Реусов, заместитель председателя правления КБ "Кредит-траст": "Я думаю, новое постановление в первую очередь выгодно крупным предприятиям. Ведь они, как правило, являются самыми большими должниками. Большую часть этих долгов составляют штрафы и пени, и порядок платежей таков, что в первую очередь списываются штрафы и пени и только потом текущие платежи. Поэтому после принятия постановления правительства РФ появляется возможность заморозить сумму штрафов и пеней на некоторый срок и при условии четкого исполнения графика текущих платежей совсем избавиться от этой тяжкой ноши.

Мелким предприятиям, лишенным инвестиционной поддержки, новая схема реструктуризации уже вряд ли поможет, потому что для них основной проблемой является неспособность осуществить именно текущие платежи.

В случае успешной реализации этой схемы выиграет и финансовая система страны в целом. Логика здесь очевидна. Если потоки живых денег увеличатся, а денежные суррогаты и взаимозачеты соответственно уменьшатся, это должно постепенно привести к оздоровления российской финансовой системы".

Евгений Борисов, начальник департамента финансового контроля и прогнозирования РАО "ЕЭС России": Понятно, что постановление правительства о реструктуризации задолженности предприятий перед федеральным бюджетом направлено на улучшение положения в экономике в целом и, в частности, на постепенное вытеснение денежных суррогатов из системы взаимных расчетов.

Однако для электроэнергетической отрасли выполнение поставленных задач, скорее всего, окажется невозможным. Как и в ранее принятых по этому вопросу документах, основным препятствием для предприятий нашей отрасли является требование полного и своевременного осуществления текущих платежей.

Выполнение этого условия, так же как исполнение график погашения реструктурируемой задолженности, на сегодня нереально, поскольку они предполагают однозначное соблюдение финансовой дисциплины со стороны потребителей электроэнергии. На данный момент об этом говорить не приходится, хотя благодаря активной работе РАО "ЕЭС России" с потребителями ситуация улучшилась.

Тем не менее дебиторская задолженность РАО "ЕЭС России" растет, причем во многом благодаря продолжающимся неплатежам со стороны предприятий-потребителей электроэнергии и тепла, подведомственных федеральным органам исполнительной власти.

На 1 августа 1999 года задолженность федеральных потребителей перед нашей компанией превысила 16 млрд. рублей, в то время как кредиторская задолженность РАО "ЕЭС России" и его дочерних и зависимых обществ в федеральный бюджет за этот же период составила 12,2 млрд. рублей.

Так скажем, Минобороны должно нам 5,986 млрд. рублей, предприятия ВПК -- 5,301 млрд., МВД -- 1,150 млрд., Министерство образования -- 784 млн. рублей. При этом уровень оплаты текущих платежей за энергию, отпущенную в январе--июле этого года, со стороны федеральных потребителей составил живыми деньгами всего 6% от потребленной ими за этот период электро- и теплоэнергии".

ДЕНИС СОЛОВЬЕВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».