Наверх
14 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2010 года: "ДОМИГАЛИСЬ?"

Федерация автовладельцев России (ФАР) обещает на этой неделе начать акцию протеста против мигалок. В обществе нарастает раздражение против бесконтрольного использования чиновниками спецсигналов.    Акцию неповиновения под названием «Слуга народа, снимай мигалку!» ФАР планирует провести более чем в 50 городах России. В беседе с корреспондентом «Профиля» руководитель столичного отделения ФАР Сергей Канаев рассказал, что активисты федерации предлагают каждому автомобилисту, повстречавшему на дороге представительский автомобиль со спецсигналом, сопровождать его проезд сигналом клаксона. Особенно в тех случаях, когда чиновничьи машины пытаются нарушить ПДД.
   Протесты автомобилистов против привилегий на дорогах звучат уже давно. Толчком к очередному обострению этого противостояния стал инцидент с автомобилем советника президента Владимира Шевченко. Утром 31 марта москвич Андрей Хартли двигался на своем автомобиле в левом ряду по Смоленской улице, когда навстречу ему, поблескивая синим маячком, выехал черный BMW (госномер А039МР97). Хартли остановился, вышел из автомобиля и попросил пассажира BMW представиться. В ответ чиновник произнес: «Представиться? Вам?» — и захлопнул дверь. Затем из служебного автомобиля выбежал водитель и со словами «по морде?» попытался отнять у Хартли камеру, на которую тот фиксировал происходящее. На подмогу Андрею пришел водитель, который стоял на той же полосе, откуда выехал BMW Шевченко.
   Запись инцидента Хартли выложил в Интернет, и чиновник немедленно оказался в центре скандала, став к тому же объектом пристального внимания автомобилистов. Пятью днями позже журналист Андрей Мальгин сообщил в своем блоге, что автомобиль Владимира Шевченко опять выехал на встречную полосу. Мальгин публикует фотографии на которых видно, что пробки в тот момент не было, как и острой необходимости выезжать на встречную.
   Шевченко назвал случившееся провокацией и заявил, что включил спецсигнал на законных основаниях, так как опаздывал. Вот эти законные основания и становятся каждый раз камнем преткновения. В правилах дорожного движения говорится: «Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований разделов 6 и 8-18 настоящих правил…» В этой связи едва ли у кого-то возникнут вопросы к водителям «Скорой помощи», пожарных или милицейских автомобилей. Но какое неотложное служебное задание может быть у чиновника, фактически находящегося на почетной пенсии? Президенту срочно потребовался совет?
   В постановлении правительства, где расписано, сколько и какому ведомству необходимо мигалок, можно встретить структуры и вовсе неожиданные. Какое, интересно, неотложное служебное задание могут выполнять сотрудники Росрыболовства или Росалкогольрегулирования? Ради решения каких таких задач все должны расступиться перед чиновниками Роструда, Росархива, или Минсельхоза? Очень трудно представить такие задачи.
   Даже к чиновникам из силовых органов есть вопросы. В октябре прошлого года «мерседес» московского управления ФСБ с включенной мигалкой выехал на полосу встречного движения на Садовом кольце и протаранил автомобиль Suzuki, за рулем которого находилась женщина. В «мерседесе» ехал начальник управления по борьбе с терроризмом и защите конституционного строя ФСБ РФ Алексей Седов, а также его жена и подруга жены. Трудно поверить, что генерал в такой компании выполнял задание по защите конституционного строя.
   Вопрос о правомерности и справедливости особого положения чиновников на дорогах обсуждается уже давно. Граждане хронически недовольны тем, что при верховенстве закона в нашем правовом государстве кто-то имеет законное право эти законы не соблюдать. Особенно если это делается с единственной целью поскорей добраться до дома.
   Уже несколько лет власть пытается решить проблему, но действует вяло и неубедительно. Первая попытка хоть как-то ограничить количество автомобилей с мигалками была предпринята 10 лет назад. Согласно постановлению правительства от 4 января 2000 года, в стране, помимо автомобилей оперативных служб, должно было остаться не более 700 машин с мигалками. Но уже через два года в документ были внесены дополнения, и количество спецсигналов перевалило за тысячу.
   В сентябре 2006-го президент Владимир Путин поручил главе МВД Рашиду Нургалиеву сократить количество автомобилей со спецсигналами. К тому времени, не считая автомобилей оперативных служб, мигалки украшали уже 7,5 тыс. машин! К концу года их численность следовало сократить до 1 тыс. Вице-спикер Госдумы Вячеслав Володин, поддержав инициативу, предложил тогда оставить спецсигналы лишь на машинах милиции, «Скорой помощи» и МЧС. А Юрий Лужков посчитал, что мигалки надо также оставить президенту, премьер-министру и патриарху. Почему в этом списке должен был фигурировать Его Святейшество, Лужков не пояснил.
   Постановление правительства от 1 декабря 2006 года № 737 «О специальных звуковых и световых сигналах» оставило чиновникам всего 997 автомобилей с проблесковыми маячками. В постановление неоднократно вносились изменения. Как правило, мигалки перераспределялись между ведомствами. С переходом Владимира Путина на пост премьер-министра мигалки были предоставлены всем главам федеральных служб и агентств. Дополнительные маячки получил и аппарат правительства. В общей сложности 62 мигалки. По официальной версии, их забрали у силовиков — МВД и ФСО.
   Пока правительство сокращало и перераспределяло спецсигналы, представители общественных организаций и депутаты пытались и вовсе лишить чиновников этих властных атрибутов. Категорическим противником использования спецсигналов на автомобилях чиновников выступает председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин: «Использование чиновниками спецсигналов на автотрассах ограничивает возможности остальных участников движения и тем самым нарушает конституционные права граждан. Я понимаю, почему надо уступить дорогу «Скорой помощи», но почему люди должны расступаться перед каким-то чиновником? Будучи депутатом, я четыре раза вносил в Думу соответствующий законопроект, и каждый раз «Единая Россия» его отклоняла». По словам Виктора Похмелкина, законопроект получил отрицательное заключение тогдашнего президента Владимира Путина, который мотивировал свое решение тем, что вопрос об использовании спецсигналов должен решаться исключительно на уровне правительства.
   Сегодня, согласно последним поправкам, в стране должно быть 966 автомобилей со спецсигналами. Однако результаты совместной акции радиостанции «Серебряный дождь» и газеты «Ведомости» «Охота на мигалки» заставляют усомниться в объективности этого показателя. По сведениям на конец прошлой недели, участникам акции удалось собрать данные на 1236 автомобилей, оснащенных проблесковыми маячками. Это заметно больше, чем предусмотрено постановлением правительства № 737. При этом надо учесть, что «охотники» собирали информацию о машинах с мигалками преимущественно в Москве, хотя на всю Россию выделено 966 спецсигналов. Откуда берутся дополнительные спецсигналы? Их покупают вместе с разрешениями, спецномерами и спецталонами. Время от времени ГИБДД проводит рейды и отлавливает таких нарушителей, а милиция даже ловит продавцов. Но на смену пойманным приходят другие, и количество автомобилей с мигалками продолжает расти.
{PAGE}
   Те, кто не решился поставить себе мигалку в обход закона, нашли другой способ ускорить проезд. В региональном или муниципальном подразделении автоинспекции можно заказать сопровождение автомобилей ДПС. Правда, в 2007 году порядок назначения спецсопровождения формально ужесточили, но, судя по ситуации на дорогах, менее доступной эта услуга не стала.
   Российская власть имеет явную слабость ко всему с приставкой «спец», будь то распределение, обслуживание или транспорт. Два века эволюции превратили гайдуков с нагайками в кортежи с мигалками, но, похоже, ничего не изменили в сознании тех, кто сменил кареты с гербом на «мерсы» со спецномерами. Ежедневная зачистка дорог перед проездом первых лицах государства демонстрирует все что угодно, кроме уважения к согражданам со стороны власти. Чиновники рангом пониже вслед за сюзеренами тоже требуют специального к себе отношения и преимуществ перед прочими участниками движения.
   В числе тех, кто не считает мигалки обязательным атрибутом государственной власти, оказался первый заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, член фракции «Единая Россия» Александр Москалец. «Ни один министр или его заместитель не относится к числу тех, кто оказывает неотложную медицинскую помощь, тушит пожары или ловит преступников», — заявил депутат. По его мнению, если чиновник опаздывает на службу или какое-то важное мероприятие, это не должно служить основанием для использования спецсигналов, которые только раздражают людей. «Чтобы везде успевать, чиновникам следует грамотно планировать и организовывать свою работу», — считает Александр Москалец.
   Насколько действенной окажется акция ФАР, покажет время. Но вполне возможно, что власть все же отреагирует на протесты и какие-то решения будут приняты.
   Вероятнее всего, появится очередное постановление, регулирующее количество спецсигналов и их применение. Но ситуация от этого едва ли изменится в лучшую сторону. Никакого равноправия и взаимного уважения на дорогах не появится до тех пор, пока чиновник, благодаря своему служебному положению, будет беспрепятственно отступать от требований закона. Почему сотрудник президентской администрации или аппарата правительства достоин на дороге большего уважения, чем хирург, спешащий в больницу к своим пациентам? Чтобы таких вопросов не возникало и граждане, оказавшие доверие власти, не получали от нее пинки, необходимо наглядно и предельно ясно продемонстрировать равенство всех перед законом. Пока же спецсигналы на чиновничьих авто демонстрируют обратное.

   

   ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
   Редакция от 27.01.09
   Раздел 3. Применение специальных сигналов
   3.1. Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований разделов 6 и 8-18, приложений 1 и 2 к настоящим правилам при условии обеспечения безопасности движения.
   Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Воспользоваться приоритетом они могут, только убедившись, что им уступают дорогу.
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK