18 апреля 2024
USD 94.32 +0.25 EUR 100.28 +0.34
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2011 года: "Допьем шампанское!"

Архивная публикация 2011 года: "Допьем шампанское!"

Через несколько лет российские производители игристых вин откажутся от использования наименования "шампанское". И правильно, ведь под этим названием у нас в стране производят в основном дешевую газировку. Каждый год продажи игристых вин подскакивают в декабре-январе почти в три раза по сравнению с летними месяцами. В канун праздников россияне буквально сметают товар с полок. Объем потребления игристых вин под российскими марками, по экспертным оценкам, только в одну новогоднюю ночь составляет 35-45 млн бутылок. Начальник отдела PR и корпоративных коммуникаций компании "Фанагория" Владимир Пукиш говорит, что перед Новым годом "удовлетворить все заявки мы не можем". Правда, надо заметить, что речь идет о массовом и дешевом сегменте, в высокой ценовой категории, где продается настоящий классический продукт, спрос стабилен.
Шампанское уже на протяжении десятилетий воспринимается в нашей стра-не как атрибут новогоднего стола. По одной из версий, традицию встречать Новый год с бокалом игристого ввел Иосиф Сталин, а первая бутылка "Советского шампанского" была выпущена в 1937 году. "Советское" благодаря телевидению и новогодним "Голубым огонькам" очень скоро стало сверхпопулярным продуктом
Сегодня у производителей "Российского" и "Советского шампанского" де-ла идут прекрасно, даже еще лучше, чем во времена СССР. По данным Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) и Росстата, за последние 15 лет в России наблюдается серьезный рост производства игристого вина. По сравнению с со-ветским периодом, объемы выросли по-чти в три раза - с 7,7 млн дал в 1984 году (последний год перед началом антиалкогольной кампании) до 22,35 млн дал в 2010 году. На шампанское приходится около 40% от всего винного производства в нашей стране. Сегодня Россия стала похожа на Бразилию и Аргентину, говорит президент Независимого винного клуба Владимир Цапелик, где так-же пьют очень много пенистых вин, причем "довольно много дешевых, изготовленных из недорогого сырья и по упрощенным технологиям".
Производственный бум начался относительно недавно, в 2004 году. Предприниматели вовремя уловили, что население понемногу отходит от шока 1990-х, а растущая экономика, подпитываемая высокими ценами на нефть, обеспечивает постоянный рост доходов граждан. В этом году рынок поставил бы новый рекорд, но помешали новации в регулировании. По словам исполнительного ди-ректора холдинга Gerrus Group Кирил-ла Бутко, по итогам 10 месяцев 2011 го-да реализация российского шампанского сократилась на 3,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. "Основной причиной небольшого спа-да продаж послужило не снижение спроса, а то, что в этом году большинство участников алкогольного рынка - и производителей, и дистрибьюторов - проходило весьма сложную процедуру перелицензирования", - объясняет он.
По данным "Nielsen Россия", лидерами по розничным продажам в натуральном выражении в 14 крупнейших городах страны в 2010 году были: "Игристые вина", Дербентский завод игристых вин, Межреспубликанский винзавод, Мос-ковский комбинат шампанских вин, Союзплодоимпорт, собственные торговые марки ритейлеров. Их совокупная доля: 39% в натуральном выражении и 30% - в стоимостном. Лидером рынка являет-ся санкт-петербургский завод "Игрис-тые вина", который производит почти 18% шампанского в стране. Предприятие выпускает до 60 млн бутылок в год, как под собственными марками, так и на заказ. Контролирует завод уже более десяти лет профессиональный молдавский винодел Василий Драган.
Самыми популярными марками шампанского остаются "Советское" и "Российское", которые в совокупности занимают порядка 44% объемов продаж в натуральном выражении. Российские производители - безусловные лидеры рынка, импорт в этом сегменте занимает около 15%. Кирилл Бутко оценивает объемы заграничного вина скромнее - примерно в 10%. Основные импортеры: Франция, Италия, Украина, Германия и Испания. "Из крупных игроков на рынке игристых следует назвать итальянское "Асти", это абсолютный лидер, - комментирует генеральный директор ком-пании Simple Максим Каширин. - Далее, но уже с отрывом идет "Просек-ко", тоже из Италии. На третьем месте испанская кава".
Правда, ни итальянцы, ни немцы, ни испанцы не пишут на своих бутылках "шампанское". Шампанское, по определению ЕС, может производиться исключительно в Шампани и исключительно из разрешенных там законодательно сортов винограда. В России существует ГОСТ на продукт под названием "российское шампанское" и отдельно - на "игристое". "Российские производители в большинстве своем считают, что наименование "шампанское" стало общеупотребительным наименованием типа напитка, а не наименованием по географическому происхождению, - рассказывает Владимир Пукиш. - Ведь никто тем же французам не запрещает использовать слово "водка". С другой стороны, мы понимаем, что рано или поздно России придется отказаться от использования данного термина". Эксперт отмечает, что отказ от слова "шампанское" неизбежен, хотя и создаст определенные неудобства: российский потребитель еще со времен царской России привык к этому наименованию.
Отечественные производители игристого вина добровольно готовы отказаться называть свою продукцию шампанским с 31 декабря 2022 года. Предварительные договоренности об этом были достигнуты с Межпрофессиональным комитетом вин Шампани (CIVS). Сгладить возможные негативные последствия смены названий поможет значительная отсрочка. Вадим Дробиз уверен, за следующие 12 лет уйдет значительная часть населения, для которой дорого словосочетание "советское шампанское". Так что прежнего психологического напряжения не будет. Французы очень беспокоятся за имидж своего бренда "Шампань", говорят эксперты. "Отказ от термина "шампанское" ничего не даст французским виноделам, кроме морального удовлетворения, - считает Владимир Цапелик. - Так у нас называют самое дешевое и простое сладкое вино". Действительно, наше шампанское имеет мало общего с благородным напитком. По оценкам эксперта департамента оценки компании "2К Аудит - Деловые консультации/Морисон Интернешнл" Петра Клюева по классической технологии в России производится не более 10% от всех игристых вин. В лучшем случае используется резервуарный способ, но основной продукт изготавливается обычным газированием. Вино просто насыщают углекислым газом под давлением. В Германии такие вина называют шаумвайн, в Испании - газеозас, в Италии - фризанте.
Для изготовления вин более высокого качества используют технологии с двумя спиртовыми брожениями: первичное дает базовое сухое вино, вторичное - игристое вино. По классическому, традиционному методу производства игристого вторичное брожение происходит в бутылке, иначе этот метод называют шампанским, так как он был разработан именно в Шампани. Другой способ естественного насыщения вина углекислым газом - вторичное брожение в больших резервуарах-акратофорах. Эту технологию практикуют при изготовлении менее дорогих вин, выпускаемых в больших объемах. Ее точное соблюдение позволяет добиться довольно высокого качества продукта в сжатые сроки.
Эксперты отмечают, что получаемые в результате этих трех методов вина - разные по типу, по цене и по портрету потребителя. По мнению Вадима Дробиза, категория премиум, в которой работают пока единицы, при дальнейшем росте станет конкурировать с импортом. Средний сегмент - вина дороже 120 рублей - будет превалировать на полках при условии введения минимальной розничной цены на игристое. Пока же на рынке доминирует вино дешевле 120 рублей, причем вся эта продукция, вероятнее всего, фальсификат, произведенный неизвестно кем, где и из чего. "Дешевле 120 рублей будет продаваться только искусственно газированное вино, в диапазоне 120-500 рублей вы купите игристое вино, произведенное резервуарным методом, от 500 рублей и выше стоит классическое шампанское, - комментирует Кирилл Бутко из Gerrus Group. - По импортным винам планка классического шампанского поднята еще выше".
По мнению Петра Клюева, чтобы не попасть на газированное вино, лучше ориентироваться на стоимость бутылки не менее 200 рублей. "Чтобы получить действительно качественное и вкусное вино, нужно быть готовым заплатить не менее 500-700 рублей", - рекомендует Владимир Цапелик. Если же вы хотите приобрести именно шампанское (или классическое игристое вино), то его стоимость будет не ниже 2000 рублей за бутылку.
Другая проблема, по мнению Макси-ма Каширина, чудовищный разрыв в качестве между дешевым импортным и отечественным игристым. "Отечественная продукция практически неконкурентна по причине непонятного происхождения сырья", - соглашается сомелье ресторана White Rabbit Дмитрий Базашвили.
Доминирование на рынке "алкогольной газировки" и резервуарного продукта объясняется не только предпочтениями потребителей и ценой. Глава "Абрау-Дюрсо" Борис Титов отмечает, что производство по классической технологии требует использования только местного винограда. "Но сегодня мы не можем обеспечить свои потребности за счет местного сырья", - говорит он. По этой причине "Абрау-Дюрсо" и многие другие заводы вынуждены закупать виноматериалы за границей. География закупок - от Франции и Испании до ЮАР, Аргентины и Новой Зеландии. Из запланированного "Абрау" на 2011 год объема производства (примерно 18 млн бутылок) из собственного винограда должно было быть изготовлено менее 40%, в том числе 1,6 млн бутылок по классической технологии. При этом вино из качест-венного импортного виноматериала автоматически попадает в средний и высокий ценовой сегмент: бутылку того же "Абрау" в магазине дешевле 250 рублей купить невозможно, а "классика" идет дороже 500 рублей.
Большинству населения нашей страны такие напитки не по карману. "Стабильно высокое потребление недорогих и довольно сладких вин по мере роста уровня жизни будет постепенно дополняться винами более дорогими, сделанными по классической технологии", - считает Владимир Цапелик. Маркетологи отмечают, что если ранее Россия была страной сладких и полусладких игристых вин, то за последнее десятилетие вкусовые предпочтения стали меняться, благодаря росту дохода среднего класса и развитию выездного туризма. Доля ценителей полусухих и сухих игристых вин стабильно повышается, составляя, по разным оценкам, от 30% до 40% в среднем сегменте и свыше 50% в премиуме. Борис Титов отмечает, что на рынке наибольшими темпами будет расти потребление в сред-нем ценовом сегменте, который представлен в основном резервуарным игристым. "Наша задача (производителей иг-ристого вина. - "Профиль") перетащить людей в более высокий ценовой сег-мент, чтобы они пили вино более высокого качества", - говорит он.

Через несколько лет российские производители игристых вин откажутся от использования наименования "шампанское". И правильно, ведь под этим названием у нас в стране производят в основном дешевую газировку. Каждый год продажи игристых вин подскакивают в декабре-январе почти в три раза по сравнению с летними месяцами. В канун праздников россияне буквально сметают товар с полок. Объем потребления игристых вин под российскими марками, по экспертным оценкам, только в одну новогоднюю ночь составляет 35-45 млн бутылок. Начальник отдела PR и корпоративных коммуникаций компании "Фанагория" Владимир Пукиш говорит, что перед Новым годом "удовлетворить все заявки мы не можем". Правда, надо заметить, что речь идет о массовом и дешевом сегменте, в высокой ценовой категории, где продается настоящий классический продукт, спрос стабилен.
Шампанское уже на протяжении десятилетий воспринимается в нашей стра-не как атрибут новогоднего стола. По одной из версий, традицию встречать Новый год с бокалом игристого ввел Иосиф Сталин, а первая бутылка "Советского шампанского" была выпущена в 1937 году. "Советское" благодаря телевидению и новогодним "Голубым огонькам" очень скоро стало сверхпопулярным продуктом
Сегодня у производителей "Российского" и "Советского шампанского" де-ла идут прекрасно, даже еще лучше, чем во времена СССР. По данным Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) и Росстата, за последние 15 лет в России наблюдается серьезный рост производства игристого вина. По сравнению с со-ветским периодом, объемы выросли по-чти в три раза - с 7,7 млн дал в 1984 году (последний год перед началом антиалкогольной кампании) до 22,35 млн дал в 2010 году. На шампанское приходится около 40% от всего винного производства в нашей стране. Сегодня Россия стала похожа на Бразилию и Аргентину, говорит президент Независимого винного клуба Владимир Цапелик, где так-же пьют очень много пенистых вин, причем "довольно много дешевых, изготовленных из недорогого сырья и по упрощенным технологиям".
Производственный бум начался относительно недавно, в 2004 году. Предприниматели вовремя уловили, что население понемногу отходит от шока 1990-х, а растущая экономика, подпитываемая высокими ценами на нефть, обеспечивает постоянный рост доходов граждан. В этом году рынок поставил бы новый рекорд, но помешали новации в регулировании. По словам исполнительного ди-ректора холдинга Gerrus Group Кирил-ла Бутко, по итогам 10 месяцев 2011 го-да реализация российского шампанского сократилась на 3,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. "Основной причиной небольшого спа-да продаж послужило не снижение спроса, а то, что в этом году большинство участников алкогольного рынка - и производителей, и дистрибьюторов - проходило весьма сложную процедуру перелицензирования", - объясняет он.
По данным "Nielsen Россия", лидерами по розничным продажам в натуральном выражении в 14 крупнейших городах страны в 2010 году были: "Игристые вина", Дербентский завод игристых вин, Межреспубликанский винзавод, Мос-ковский комбинат шампанских вин, Союзплодоимпорт, собственные торговые марки ритейлеров. Их совокупная доля: 39% в натуральном выражении и 30% - в стоимостном. Лидером рынка являет-ся санкт-петербургский завод "Игрис-тые вина", который производит почти 18% шампанского в стране. Предприятие выпускает до 60 млн бутылок в год, как под собственными марками, так и на заказ. Контролирует завод уже более десяти лет профессиональный молдавский винодел Василий Драган.
Самыми популярными марками шампанского остаются "Советское" и "Российское", которые в совокупности занимают порядка 44% объемов продаж в натуральном выражении. Российские производители - безусловные лидеры рынка, импорт в этом сегменте занимает около 15%. Кирилл Бутко оценивает объемы заграничного вина скромнее - примерно в 10%. Основные импортеры: Франция, Италия, Украина, Германия и Испания. "Из крупных игроков на рынке игристых следует назвать итальянское "Асти", это абсолютный лидер, - комментирует генеральный директор ком-пании Simple Максим Каширин. - Далее, но уже с отрывом идет "Просек-ко", тоже из Италии. На третьем месте испанская кава".
Правда, ни итальянцы, ни немцы, ни испанцы не пишут на своих бутылках "шампанское". Шампанское, по определению ЕС, может производиться исключительно в Шампани и исключительно из разрешенных там законодательно сортов винограда. В России существует ГОСТ на продукт под названием "российское шампанское" и отдельно - на "игристое". "Российские производители в большинстве своем считают, что наименование "шампанское" стало общеупотребительным наименованием типа напитка, а не наименованием по географическому происхождению, - рассказывает Владимир Пукиш. - Ведь никто тем же французам не запрещает использовать слово "водка". С другой стороны, мы понимаем, что рано или поздно России придется отказаться от использования данного термина". Эксперт отмечает, что отказ от слова "шампанское" неизбежен, хотя и создаст определенные неудобства: российский потребитель еще со времен царской России привык к этому наименованию.
Отечественные производители игристого вина добровольно готовы отказаться называть свою продукцию шампанским с 31 декабря 2022 года. Предварительные договоренности об этом были достигнуты с Межпрофессиональным комитетом вин Шампани (CIVS). Сгладить возможные негативные последствия смены названий поможет значительная отсрочка. Вадим Дробиз уверен, за следующие 12 лет уйдет значительная часть населения, для которой дорого словосочетание "советское шампанское". Так что прежнего психологического напряжения не будет. Французы очень беспокоятся за имидж своего бренда "Шампань", говорят эксперты. "Отказ от термина "шампанское" ничего не даст французским виноделам, кроме морального удовлетворения, - считает Владимир Цапелик. - Так у нас называют самое дешевое и простое сладкое вино". Действительно, наше шампанское имеет мало общего с благородным напитком. По оценкам эксперта департамента оценки компании "2К Аудит - Деловые консультации/Морисон Интернешнл" Петра Клюева по классической технологии в России производится не более 10% от всех игристых вин. В лучшем случае используется резервуарный способ, но основной продукт изготавливается обычным газированием. Вино просто насыщают углекислым газом под давлением. В Германии такие вина называют шаумвайн, в Испании - газеозас, в Италии - фризанте.
Для изготовления вин более высокого качества используют технологии с двумя спиртовыми брожениями: первичное дает базовое сухое вино, вторичное - игристое вино. По классическому, традиционному методу производства игристого вторичное брожение происходит в бутылке, иначе этот метод называют шампанским, так как он был разработан именно в Шампани. Другой способ естественного насыщения вина углекислым газом - вторичное брожение в больших резервуарах-акратофорах. Эту технологию практикуют при изготовлении менее дорогих вин, выпускаемых в больших объемах. Ее точное соблюдение позволяет добиться довольно высокого качества продукта в сжатые сроки.
Эксперты отмечают, что получаемые в результате этих трех методов вина - разные по типу, по цене и по портрету потребителя. По мнению Вадима Дробиза, категория премиум, в которой работают пока единицы, при дальнейшем росте станет конкурировать с импортом. Средний сегмент - вина дороже 120 рублей - будет превалировать на полках при условии введения минимальной розничной цены на игристое. Пока же на рынке доминирует вино дешевле 120 рублей, причем вся эта продукция, вероятнее всего, фальсификат, произведенный неизвестно кем, где и из чего. "Дешевле 120 рублей будет продаваться только искусственно газированное вино, в диапазоне 120-500 рублей вы купите игристое вино, произведенное резервуарным методом, от 500 рублей и выше стоит классическое шампанское, - комментирует Кирилл Бутко из Gerrus Group. - По импортным винам планка классического шампанского поднята еще выше".
По мнению Петра Клюева, чтобы не попасть на газированное вино, лучше ориентироваться на стоимость бутылки не менее 200 рублей. "Чтобы получить действительно качественное и вкусное вино, нужно быть готовым заплатить не менее 500-700 рублей", - рекомендует Владимир Цапелик. Если же вы хотите приобрести именно шампанское (или классическое игристое вино), то его стоимость будет не ниже 2000 рублей за бутылку.
Другая проблема, по мнению Макси-ма Каширина, чудовищный разрыв в качестве между дешевым импортным и отечественным игристым. "Отечественная продукция практически неконкурентна по причине непонятного происхождения сырья", - соглашается сомелье ресторана White Rabbit Дмитрий Базашвили.
Доминирование на рынке "алкогольной газировки" и резервуарного продукта объясняется не только предпочтениями потребителей и ценой. Глава "Абрау-Дюрсо" Борис Титов отмечает, что производство по классической технологии требует использования только местного винограда. "Но сегодня мы не можем обеспечить свои потребности за счет местного сырья", - говорит он. По этой причине "Абрау-Дюрсо" и многие другие заводы вынуждены закупать виноматериалы за границей. География закупок - от Франции и Испании до ЮАР, Аргентины и Новой Зеландии. Из запланированного "Абрау" на 2011 год объема производства (примерно 18 млн бутылок) из собственного винограда должно было быть изготовлено менее 40%, в том числе 1,6 млн бутылок по классической технологии. При этом вино из качест-венного импортного виноматериала автоматически попадает в средний и высокий ценовой сегмент: бутылку того же "Абрау" в магазине дешевле 250 рублей купить невозможно, а "классика" идет дороже 500 рублей.
Большинству населения нашей страны такие напитки не по карману. "Стабильно высокое потребление недорогих и довольно сладких вин по мере роста уровня жизни будет постепенно дополняться винами более дорогими, сделанными по классической технологии", - считает Владимир Цапелик. Маркетологи отмечают, что если ранее Россия была страной сладких и полусладких игристых вин, то за последнее десятилетие вкусовые предпочтения стали меняться, благодаря росту дохода среднего класса и развитию выездного туризма. Доля ценителей полусухих и сухих игристых вин стабильно повышается, составляя, по разным оценкам, от 30% до 40% в среднем сегменте и свыше 50% в премиуме. Борис Титов отмечает, что на рынке наибольшими темпами будет расти потребление в сред-нем ценовом сегменте, который представлен в основном резервуарным игристым. "Наша задача (производителей иг-ристого вина. - "Профиль") перетащить людей в более высокий ценовой сег-мент, чтобы они пили вино более высокого качества", - говорит он.

График 1

Производство игристых и газированных вин в России (млн дал)

19847,7
19908,3
19958,2
20006,8
20017,7
20028,1
2003 8,8
200412,4
200514,1
200615,4
200721,56
200820,82
200919,39
201022,35
Источник: Росстат

Таблица 1

Лидеры по производству игристых и газированных вин в России по итогам 2010 года (млн дал)

-2010 г.в % к прошлому годуДоля от общего объема производства (%)
В целом по РФ22,35115,3100
ЗАО "Игристые вина"3,97135,817,8
ОАО "ДЗИВ"2,5116,111,2
ОАО "МКШВ"1,67115,17,5
ЗАО "Вилаш"1,47206,16,6
ОАО "Корнет"'1,2395,75,5
ООО "РИСП"1,21127,35,4
ЗАО "Абрау-Дюрсо"'0,97137,84,3
ООО "Ростовский комбинат шампанских вин"0,8388,73,7
ОАО "Цимлянские вина"0,78119,23,5
ООО "Винтрест-7"0,72118,33,2
ООО "Алькасар"0,65123,42,9
ООО "Интервайн"0,6454,52,7
ООО "Берд-Лавера"0,6154,72,7
ООО "ЦПИ-Ариант"0,592,32,2
Источник: ЦИФРРА.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».