Наверх
23 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2004 года: "Драка за наши деньги"

Чем богаче становятся россияне, тем больший интерес представляет страна для иностранных розничных сетей. «Отобрать» наши деньги сейчас активно пытаются немецкие, французские, турецкие ритейлеры. Осталось только дождаться прихода американского Wal-Mart. Тогда заграничные продавцы вместе с российскими коллегами смогут справиться с оптовыми рынками, на долю которых пока приходится две трети товарооборота.
Каждую субботу моя соседка, дама более чем скромного достатка, долго колдует во дворе над своей машиной. Старенький «жигуленок» недовольно кашляет, предвкушая грязевую ванну и встречу с заносчивыми «мерсами», но покорно смиряется со своей участью: делать нечего — хозяйка собралась в «Ашан». Рынок-оптовку, расположенный гораздо ближе, соседка уже полгода игнорирует. «А что мне там делать? Грязь месить и за кошелек держаться, чтобы не украли?» — удивляется она. И я прошу ее купить моему ребенку памперсы — в гипермаркете они на 50 рублей дешевле.

Когда осенняя слякоть плавно сменяется зимней стужей, даже небогатые москвичи начинают перетекать с открытых рынков в супермаркеты. Не во все, конечно, а в те, где цены не слишком кусаются — в так называемые дискаунтеры. В магазинах тепло, светло и вообще приятно — тележка не оттягивает руки, и никто не ругается, когда, полчаса повертев в руках красочную упаковку, покупатель, посоветовавшись с кошельком, ставит товар обратно на полку. В супермаркетах многие из нас начинают чувствовать себя другими людьми — почти героями сериалов и рекламных роликов.

Весь вечер потом гордятся собой, даже если купили всего лишь буханку хлеба и пакет молока. А утром, собираясь на работу, тщательно чистят ботинки: негоже клиенту супермаркета ходить в грязной обуви. На подходе к чистому магазину мы привыкли кидать окурок в урну, а на выходе — покупать цветы. Всю долгую российскую зиму психология посетителей гипермаркетов постепенно меняется. Приобщение к цивилизации даром не проходит. Поэтому с наступлением весны на дикие просторы уличных рынков возвращаются далеко не все. Еще в ходу старинная русская забава — плакать под рюмку с квашеной капустой о тяжелой полунищей жизни. Но времени на нее среднестатистический россиянин тратит уже гораздо меньше, чем в прежние годы. Наши зарплаты за последние 10 лет выросли более чем в 26 раз. Это не могло оставить равнодушными разномастных торговцев, которые тут же вступили в борьбу за появившиеся у народа средства. И выплаченные бюджетникам деньги, и полученные бизнесменами прибыли автоматически оседают в рознице, потому что на покупку продуктов, одежды и обуви приходится сейчас больше половины общих трат среднестатистического россиянина. Рост товарооборота в российском ритейле всего на полшага отстает от роста доходов населения — эти показатели по итогам 2004 года должны составить соответственно 13% и 14%.

Непрерывное развитие

Последние несколько лет российский розничный рынок развивается очень активно, постоянно радуя аналитиков новыми тенденциями. Три года назад мы переживали нашествие иностранных сетей — к старожилам нашего рынка прибавились METRO, «Ашан», SPAR. Отечественные ритейлеры, стремясь предотвратить возможные атаки конкурентов, стали укрупнять свои сети и начали экспансию в регионы, строя новые магазины и скупая местные компании. В моду вошло строительство моллов. Интересно, что, какие бы новшества ни появлялись на рынке, прежние тенденции не умирают, а лишь получают дальнейшее развитие. Иностранцы продолжают смотреть на Россию с вожделением. Например, летом этого года в Москве появились супермаркеты «Билла» (владелец — компания REWE, второй по величине ритейлер Германии). До конца 2004 года в столице должно открыться 10—15 таких супермаркетов, а в 2005 году — еще 20. Компания собирается инвестировать в развитие бизнеса в России около $500 млн. в течение ближайших трех лет.

Ожидается, что совсем скоро россияне смогут обслуживаться и в крупнейшей в мире сети Wal-Mart. Прийти к нам американцы могут несколькими способами — например, купив уже сложившуюся российскую сеть или начав бизнес не в Москве, что традиционно для иностранцев, а в Санкт-Петербурге. Использование «черного хода» аналитики считают вполне логичным для Wal-Mart. «Эта сеть работает в низшей ценовой категории, поэтому выход в регионы для нее предпочтительнее, чем в столицу. Правда, в провинции практически нет налаженной логистики, это просто другой мир. Зато компания, которая первой построит логистические центры в регионах, сможет со временем стать игроком номер один на российском рынке», — считает Вадим Зуйков, президент Национальной торговой ассоциации. Wal-Mart пока не раскрывает своих конкретных планов по покорению нашего рынка, но, по словам Бет Кек, директора по международным отношениям, рассматривает все варианты и возможности. «Россия является для нас одним из самых интересных рынков с неограниченными возможностями», — подчеркивает она.

Продолжается и экспансия московских компаний в регионы. Например, сеть METRO открыла ряд магазинов в Самаре, Краснодаре, Волгограде, Ростове-на-Дону, Ярославле, Казани и Санкт-Петербурге, а компания «Рамстор» уже присутствует в Нижнем Новгороде, Красноярске и Казани. Новые магазины «Перекресток» открыты в Санкт-Петербурге, Тольятти и Самаре. Провинциалы тоже времени даром не теряют, завоевывая и местное, и столичное пространство. Например, крупнейшая на сегодняшний день по оборотам сеть «Пятерочка» родом из Питера, а самая большая по количеству розничных точек компания «Магнит» (545 магазинов сейчас и 2,5 тыс. — в планах к 2008 году)— из Ставрополя.

2004 год стал для ритейла знаковым по двум причинам. Во-первых, сразу две компании впервые в истории российского рынка преодолели символичный рубеж — их годовой оборот перевалил за $1 млрд. Лидерами стали «Пятерочка» ($1,4 млрд.) и METRO ($1,059 млрд.). Объем всего розничного рынка сейчас приближается к $200 млрд. Во-вторых, ритейлеры начали привлекать капитал на финансовых рынках. 12 ноября компания «Седьмой континент» продала на открытом рынке 8,4 млн. собственных акций. Впервые в российский супермаркет получили возможность заглянуть не только покупатели товаров, но и владельцы капитала. Отцы-основатели первой розничной сети в России Владимир Груздев и Александр Занадворнов расстались с 13% акций своих компаний в пользу десятка инвестиционных фондов. По форме это было первичным размещением акций на открытом рынке. По содержанию — размещение стало договорным. Акции были выкуплены десятком инвестиционных фондов—клиентов компании UFG Deutsche Bank. За это инвесторы выложили $81 млн. Эта сумма поразила умы и сердца фондовых аналитиков. По мнению Натальи Загвоздиной из «Ренессанс Капитала», подписанты на акции переплатили 15% — по иронии, именно столько переплачивают покупатели сети «Седьмой континент» по сравнению с клиентами «Перекрестка» и «Патэрсона». В целом же, считают аналитики «Ренессанса», компания оказалась переоценена как минимум на 40% по сравнению с иностранными аналогами. Такого в российской истории еще действительно не было. Причина этой переоценки, считают в «Ренессанс Капитале», — «единственная возможность приобщиться к торговле», второму по темпам роста (после строительства) сектору экономики России.

По словам Ильи Щербовича, президента ОФГ, спрос на акции «Седьмого континента» составил около $300 млн., и это доказывает, что российские и иностранные инвесторы уверены в перспективах роста потребительского рынка и сектора розничной торговли в России. Георгий Чкаурели, директор управления инвестиций компании «Антанта-Капитал», считает, что в ближайшие годы на IPO выйдут еще несколько российских ритейлеров, и прежде всего — сети «Пятерочка» и «Перекресток».

Игры в песочнице

По словам Галины Ильяшенко, генерального директора «Седьмого континента», средства, полученные от размещения акций, компания направит на расширение сети традиционных форматов, а также на приобретение или поглощение магазинов и других сетей. Но главная задача компании — стать мультиформатной сетью. Самый большой потенциал роста сейчас имеют магазины возле дома и гипермаркеты. Первые (марка «Семь шагов») у «Континента» уже есть. А первый гипермаркет компании должен открыться в марте 2005 года. «Покупателю, приобретающему товары на рынке, необходима альтернатива, которой и становится гипермаркет», — говорит Ильяшенко.

С новыми форматами сейчас играют многие крупные сети. Например, по словам Елены Зискинд, руководителя PRслужбы «Гиперцентра», управляющего недвижимостью компании «Мосмарт», эта сеть по итогам 2004 года расширится за счет гипермаркетов на Дмитровском шоссе и на 71-м км МКАД. Появился на московском рынке и новый торговый формат DIY (do it yourself — «сделай сам»), представленный компанией OBI. Однако аналитики относятся к таким затеям довольно скептически. «На российском рынке места пока хватает всем. И гипермаркеты на самом деле появляются в основном из-за того, что какой-то компании вдруг удается получить удачный кусок земли или она располагает солидным людским ресурсом. По-настоящему новые форматы потребуются только тогда, когда начнется война за покупателей. А пока наши ритейлеры бьются в основном за землю и недвижимость», — объясняет Зуйков.

Действительно, наш рынок пока еще далек от насыщения. Розничной торговлей в России занимается более 200 тыс. фирм. В расчете на тысячу человек — это 1,4 компании. В США интересы той же самой тысячи обслуживают уже 3,7 компании, а в Японии — 10,2. Даже в предельно насыщенной по российским масштабам Москве на каждую тысячу населения приходится всего 65 кв. м торговых площадей, а, например, в Варшаве аналогичный показатель составляет 214 кв. м. Дефицит современных торговых центров привел к тому, что арендные ставки на помещения под магазины в Москве являются одними из самых высоких в мире. Средняя ставка по 12 лучшим торговым магистралям составляет $1063 за кв. м. В небольших магазинах на центральных улицах (например, на Тверской) стоимость аренды может достигать и $5 тыс. за кв. м в год без учета НДС. В прошлом году в этот сектор рынка было вложено более $1 млрд. В этом году в столице должно появиться 15 значимых торговых центров, что увеличит количество предлагаемых площадей на 450 тыс. кв. м. Тем не менее девелоперы уверены, что спрос на торговые центры в Москве будет полностью удовлетворен не раньше чем через 4—5 лет.

Вложения в московскую торговую недвижимость, по данным швейцарской консалтинговой компании Swiss Realty Group, приносят инвесторам 16—24% доходности. Более прибыльного города в Европе не существует (второе место делят Варшава и Будапешт с доходностью 8—10% годовых). Однако, по прогнозам, в ближайшее время и доходность, и арендные ставки в коммерческой недвижимости начнут снижаться. «Несложный подсчет показывает, что рост благосостояния москвичей и товарооборота не успевает за увеличением числа магазинов», — утверждает Илья Шершнев из Swiss Realty Group.

В такой ситуации на первый план выходит сама по себе концепция магазинов, организация торгового пространства, «правильное» местоположение. Так, в Москве ощущается большая потребность в цивилизованных площадках, рассчитанных на массового потребителя с достатком средним и ниже среднего (ближайший аналог — «Горбушкин двор»). Эта ниша пока не заполнена и является востребованной и перспективной. Например, ТЦ «Москва» в Люблино первым обратил внимание на «бесхозных» торговцев с бывших вещевых рынков, предложил им хорошие условия аренды и скидки, в результате чего за первые три месяца работы заполняемость этого центра приблизилась к 95%.

Страна коробейников

Несмотря на бурное развитие розничных сетей и хрупкий налет цивилизации, к которому россияне приобщаются в супермаркетах, вытеснения из ритейла «неорганизованных» торговцев до сих пор не произошло. Уличные рынки вместе с киосками сейчас обеспечивают почти две трети всего розничного оборота страны.

По прогнозам «Ренессанс Капитала», их доля к концу 2004 года сократится — но все равно обеспечит более половины всего розничного оборота России. Даже в Москве, где цивилизованные формы торговли развиваются активнее всего, объем рыночных продаж составляет сейчас без малого $5 млрд. в год.

В 2000 году в столице действовало 240 открытых рынков. В 2004-м их осталось 146. Правда, большая часть из них была закрыта решением местных властей. Рыночным торговцам просто не продлили арендный договор, предложив взамен очень дорогие места в крытых торговых комплексах, от которых они вынуждены были отказаться. Сохранившиеся рынки умирать своей смертью, не вынеся тягот конкуренции, пока не собираются. «В России есть два основных типа продовольственных рынков, — говорит Крис Скирроу, партнер компании PricewaterhouseCoopers. — Первый из них традиционный, где всегда продавались сельскохозяйственные продукты (например, Черемушкинский, Центральный, Даниловский, Дорогомиловский рынки). Этот формат подвергается изменениям: увеличивается количество поставщиков, а в результате и выбор продуктов. Он, скорее всего, сохранится в обозримом будущем, поскольку тесно связан с покупательскими привычками большой части населения, но постепенно будет вытесняться более современными формами торговли. Другой тип рынка, представляющий собой объединенные под одной крышей сотни маленьких частных магазинов с различным ассортиментом, будет по-прежнему составлять конкуренцию розничным сетям в краткосрочной перспективе. Причина заключается в том, что в целом ассортимент товаров на таком рынке аналогичен ассортименту большого супермаркета, а цены в среднем ниже. Тем не менее покупателей все больше привлекает поход за покупками в современный магазин».

Супермаркеты в принципе не способны уничтожить частных торговцев, поскольку находятся в более дорогой ценовой нише. Повлиять на ситуацию могут только дискаунтеры и гипермаркеты. Аналитики полагают, что именно активность этих торговых форматов, а также рост благосостояния населения смогут привести к сокращению доли рынков. Правда, есть еще один, более быстрый вариант — использование административного ресурса. Городские власти могут закрывать рынки, прекращая отношения с прежними арендаторами. По мнению Зуйкова, розничные сети, крайне заинтересованные в земле, которую сейчас занимают рынки, такой вариант тоже будут использовать. И административный ресурс пойдет в ход именно сейчас, когда форматом гипермаркетов заинтересовались не только законопослушные иностранные компании, но и отечественные ритейлеры, хорошо знакомые с правилами игры на российском поле.

Как стать богатым

Цивилизованные формы торговли не только учат граждан ощущать себя как минимум средним классом, но и активно участвуют в формировании этой загадочной для России группы населения. Они создают довольно внушительное количество рабочих мест. Например, сеть «Пятерочка» является крупнейшим работодателем в Петербурге — на нее работают более 4,5 тыс. граждан города на Неве. В сети «Магнит» количество рабочих мест достигает 11 тыс. Зарплата даже рядового продавца в крупных сетях гораздо выше, чем в среднем по России. Кстати, найти работу в супермаркете совсем не просто. В «Пятерочке», например, на одну вакансию претендуют сразу 25 человек. И не только из-за зарплаты. Для многих амбициозных молодых людей крайне важно то, что ритейлеры предоставляют своим сотрудникам возможность повышать профессиональный уровень в собственных школах и делать карьеру. Полина Р., сотрудница одной из сетей по продаже детских товаров, была неплохой актрисой, работала в одном из не самых последних московских театров. Но сниматься в сериалах, где крутятся деньги, не довелось, в сердцах она бросила театр и пошла продавцом в соседний с домом магазинчик. Через полгода ее назначили менеджером зала, после отправили учиться, а теперь уговаривают возглавить новый магазин. Такие нечастые примеры служат отменным стимулом для десятков тысяч рядовых продавцов. А именно возможность получить образование и сделать карьеру рассматривается экспертами как важнейший компонент борьбы с бедностью.

ИННА КОЛОМЕЙСКАЯ, АЛЕКСЕЙ ТИХОНОВ

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK