29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2002 года: "Драйв консерватора"

Архивная публикация 2002 года: "Драйв консерватора"

Новый владелец бывшей "Общей газеты" Вячеслав Лейбман начинал свою деловую карьеру брокером на Калининградской товарно-фондовой бирже. Сейчас он всерьез намерен ввести в России моду на консерватизм.Зачем Лейбману газета?

Покупка газеты в России -- это больше, чем покупка. В наших нынешних условиях это еще и верный способ стать известным. Именно так произошло с Вячеславом Лейбманом. Широкая московская публика узнала имя этого петербургского предпринимателя только после того, как в мае этого года он купил "Общую газету" у ее учредителя и бессменного главного редактора Егора Яковлева.
В донельзя политизированной атмосфере отечественного медийного рынка эта новость просто не могла пройти незамеченной. Скандал по поводу угрозы свободе слова, инспирированный прежним владельцем и некоторыми бывшими сотрудниками газеты, еще в большей степени усилил интерес к личности и намерениям покупателя.
Сейчас Лейбман говорит об этом скандале с нескрываемым раздражением, впрямую упрекая Яковлева в непорядочности и нарушении ряда пунктов договора (сам Яковлев отказался отвечать на какие-либо вопросы "Профиля" по этому поводу). Он также утверждает, что не мог строить свой издательский дом "Лейбман Медиа Групп" на пустом месте, не используя уже существующую базу одного из центральных изданий. Как бы то ни было, выход на рынок получился ярким: покупка такой газеты, как "Общая" с ее имиджем последнего оплота перестроечной демократической романтики, вызвала шум. У ведущих СМИ сразу же возникли вопросы к Лейбману, который получил возможность подробно и развернуто рассказать в интервью о собственных издательских планах. Жаль только, что за глубокомысленными комментариями некоторых обозревателей о том, что, мол, Лейбман тоже из Петербурга и поэтому смена владельца "Общей" является частью сложной предвыборной стратегии Путина, и за эмоциональными высказываниями о наступлении власти на независимые СМИ реальная картина событий несколько потерялась. А между тем и безо всяких конспирологических рассуждений она довольно любопытна.
В самом деле, ну зачем Лейбману "Общая газета"? Понятно, когда крупнейшие корпорации с миллиардными бюджетами и глобальными деловыми интересами берутся спонсировать дружественные медийные проекты. Но компания Вячеслава Лейбмана "ЭКО Феникс Холдинг", хотя и входит в число наиболее крупных в Петербурге, все же не настолько велика, чтобы выбрасывать, скажем, несколько миллионов долларов просто на пиар.
Можно, конечно, вспомнить, что брат Вячеслава Лейбмана, Евгений Бугаев, баллотируется в депутаты Законодательного собрания Петербурга. Чего не сделаешь ради брата? Но единственный проект "Лейбман Медиа Групп" -- еженедельник "Консерватор" -- создается как СМИ федерального уровня, использовать его на городских выборах -- все равно что палить из пушки по воробьям. Если же мы имеем дело с чисто коммерческим проектом, тогда почему газета? Ведь этот рынок, как принято считать, прочно занят старыми игроками, в то время как Лейбман на нем новичок.
Думается, что дело здесь в самом Вячеславе Лейбмане. Его друг и партнер по авиаспорту, президент компании "Строймонтаж" Сергей Полонский комментирует покупку "Общей" следующим образом: "Только безумный человек мог в 2002 году купить газету". При этом он подчеркивает, что не сомневается ни в точности расчета Лейбмана, ни в успехе его проекта. Речь идет о том, что сделка с "Общей газетой" -- это характерное проявление делового и жизненного стиля Вячеслава Лейбмана, который, уже по его собственным словам, работать без драйва просто не способен.
Семейный бизнес

Биография и деловая карьера Вячеслава Лейбмана одновременно типичны и своеобразны. Заработав первые деньги в начале 90-х на посреднической деятельности, он с нуля построил одну из ведущих питерских компаний, а сейчас занят созданием собственного издательского дома.
Лейбман родился 17 сентября 1970 года в Ленинграде. Его отец, Александр Яковлевич Лейбман, коренной ленинградец, инженер-связист по образованию, фронтовик, во время Великой Отечественной войны командовавший батареей "Катюш", руководил одним из ленинградских строительно-монтажных управлений. Мать, Раиса Ивановна Ярошевская, была геологом и, по воспоминаниям Вячеслава, практически каждое лето проводила в экспедициях.
Всего у Александра Яковлевича четверо сыновей: Евгений и Владимир от первого брака, Яков и Вячеслав -- от второго. Несмотря на значительную разницу в возрасте (старшему, Евгению, 51 год, младшему, Вячеславу, -- 31), братья были и остаются близкими друзьями. Семейной компанией "ЭКО Феникс Холдинг" они владеют и управляют сообща уже восемь лет.
После окончания школы Вячеслав Лейбман поступил в Ленинградский электротехнический институт, вероятно, намереваясь, как и отец, получить техническую профессию. Однако, проучившись два года, он перешел в Петербургский университет экономики и финансов. И одновременно предпринял первые шаги в бизнесе.
Об этих шагах Вячеслав Лейбман говорит не слишком охотно. Складывается даже впечатление, что нынешний медиамагнат Лейбман несколько стесняется собственного кооперативного прошлого. На вопрос: "как вы начинали?" отвечает сжато: "в 1991 году брокером на Калининградской товарно-фондовой бирже".
Бывшая жена Вячеслава, Светлана Полушина, ныне главный бухгалтер в семейной компании "ЭКО Феникс Холдинг", рассказывает несколько подробнее. Тогда он работал в совместном предприятии Future of Trade, которое возглавлял его старший брат Яков Ярошевский. Это СП, занимавшееся посредническими операциями, и купило место брокера.
В бизнесе брата Вячеслав Лейбман работал недолго. Уже к концу 1992 года он вместе со Светланой создал собственную компанию "Байт". Характер деятельности "Байта" был приблизительно тот же, что и у Future of Trade. Всем, кто не сумел по тем или иным причинам поучаствовать в приватизации в России начала 90-х, сложно было заниматься каким-либо бизнесом, кроме торговли. А Вячеслав Лейбман и его братья не относились к тому социальному слою, который делил в те времена бывшую государственную собственность.
Сказать, что будущий медиамагнат в те времена жил особенно богато, нельзя. Все средства вкладывались в дело. Классический элемент истории успеха -- маленькая квартира в питерском спальном районе Купчино, которую снимали Вячеслав и Светлана Лейбманы
Эпоха первоначального накопления для Лейбмана закончилась в 1994 году. Тогда совместно со старшим братом Евгением он создал ЗАО "Феникс-Петротрейдинг", ставшее основой ныне существующего холдинга. История создания этой компании, если судить по тому, как ее рассказывают братья, давно обрела статус своего рода семейного предания.
Предание гласит, что в 1994 году Евгений, судовой механик на одном из кораблей Балтийского морского пароходства, вернулся из очередного дальнего плавания. К этому моменту он уже устал от образа жизни моряка с постоянными длительными отлучками из дома и задумывался о сухопутной профессии. Евгения привлекал бизнес, однако ему не хотелось начинать все сначала и полностью отказываться от дела, которому он посвятил два с лишним десятка лет жизни.
Выход был найден такой: братья, используя финансовые ресурсы Вячеслава и старые связи Евгения, взяли в аренду сухогруз класса "река-море" и занялись экспортом леса из России в Швецию. А поскольку структуры петербургского порта в те годы были практически развалены, им пришлось позаботиться и об обеспечении перевозок, то есть, в частности, о бункеровке (заправке топливом) своего сухогруза.
Вскоре выяснилось, что проблемы с обеспечением испытывают и другие перевозчики. Евгений и Вячеслав на базе своих мощностей предоставляли им услуги по бункеровке. Финансовые итоги первого же квартала их деятельности оказались довольно любопытными: профильный бизнес -- экспорт леса -- оказался убыточным, но за счет побочного -- бункеровки -- компания не только отбила эти убытки, но и вышла в прибыль. Идея торговли лесом была забыта, и братья создали бункеровочную компанию "Феникс-Петротрейдинг".
Впоследствии к Евгению и Вячеславу присоединились Владимир и Яков. Компания обзавелась собственными топливными терминалами и танкерным флотом. Ее деятельность за счет создания ряда ассоциированных компаний была расширена далеко за пределы Петербурга и охватила Скандинавию и Нидерланды. А поскольку в бункеровочном бизнесе существуют жесткие экологические требования, в рамках "Феникса" было создано подразделение, специализирующееся на экологическом сервисе, в частности на ликвидации разливов нефтепродуктов и очистке нефтесодержащих вод.
Сейчас "ЭКО Феникс Холдинг", более чем благополучно переживший дефолт, является лидером на петербургском бункеровочном рынке. Причем "Феникс" -- это единственная компания из двадцатки крупнейших в Петербурге, которая не является приватизированным советским предприятием.
Плюс газета

Решение диверсифицировать свой бизнес братья приняли около двух лет назад. Сейчас на финансовой и управленческой базе "Феникса" созданы подразделения, занимающиеся производством мебели, туристическим бизнесом (турагентством управляет один из старших племянников Вячеслава Лейбмана, братья говорят: "пусть учится"), в планах -- строительство отелей класса Marriott в Петербурге.
Экспансия на медиарынок, конечно, с формальной точки зрения укладывается в эту стратегию. И все же стоит особняком от прочих проектов. Не остается сомнений, что такая идея могла посетить только одного участника семейного бизнеса -- Вячеслава Лейбмана. Стоит заметить, что Вячеслав сильно отличается от своих братьев. Он производит впечатление более динамичного, более разностороннего человека. Собственно, это признают и сами братья, которые считают его самым перспективным членом семьи.
Похоже, в то время как братья в большей степени склонны развивать старое дело, идти по намеченной и уже принесшей немало успехов дороге, Вячеславу в поставленном на ноги и развитом бизнесе становится скучно. Он с некоторым разочарованием говорит о своих племянниках, которые уже все имеют и поэтому не столь активно, как старшее поколение семьи, стремятся к карьерному росту.
Выход на новый и незнакомый рынок СМИ обеспечит Вячеславу Лейбману столь необходимый ему драйв. Однако не только в этом дело. Судя по всему, его интересует не просто новый рынок, но и новое направление деятельности. Примечательно, что разговор о своей газете "Консерватор" Лейбман начинает с изложения философии этого издания, а к коммерческой тематике обращается уже во вторую очередь.
В журналистских кругах Санкт-Петербурга говорят, что еще до покупки "Общей" Вячеслав Лейбман пытался вступить в Союз журналистов. Правда, руководство региональной организации Союза решило проявить принципиальность и, даже несмотря на обещание спонсорской помощи, не согласилось принять в свои ряды человека, не связанного профессионально со средствами массовой информации. Сам Лейбман в интервью ничего не рассказывает об этом, но даже если история и придумана, то придумана хорошо, поскольку в полной мере характеризует его тягу к миру прессы.
Консерватор во главе "Консерватора"

Вхождение Вячеслава Лейбмана в издательский бизнес было столь стремительным и, откровенно говоря, столь агрессивным, что единого мнения о нем здесь сложиться не могло. Лейбман и сам признает, что чистка редакции "Общей газеты" была шагом жестким и тем, кто ушел или был уволен из газеты, любить его особенно не за что. Да и высказывания главы "Лейбман Медиа Групп" о духе шестидесятничества действуют на некоторые группы российской общественности, как красная тряпка на быка.
Правда, оценки оппонентов и сторонников Лейбмана сложно сравнивать. Например, бывший собкор "Общей газеты" в Петербурге и секретарь регионального отделения Союза журналистов Марина Токарева, покинувшая издание после первых публичных заявлений нового владельца газеты, говорит о нем так: "Это не тот человек, с которым я могла бы работать. Мне и моим коллегам с первых же его слов стало понятно, что он откажется от предоставления читателям объективной информации о происходящем в стране". Писательница Татьяна Толстая, член редакционного совета "Консерватора", отзывается о Вячеславе Лейбмане вполне по-женски: "Очень милый". И так же по-женски высказывает беспокойство: "Мир прессы куда более коварен, чем мир бизнеса. Лейбману еще предстоит прочитать собственные интервью, которых он не давал".
Оппоненты Вячеслава Лейбмана из журналистского сообщества, похоже, склонны верить циркулирующим в этом сообществе слухам, что покупка "Общей" была условием неких решений федеральной власти, позволяющих его основному бизнесу выйти на новый уровень. О таких вещах судить непросто, ведь все мы привыкли оценивать происходящее в стране, а особенно в медиабизнесе, в формате заговора. Одно можно утверждать наверняка: Лейбман действительно очень увлечен своим проектом. Не обнаружив свежего номера "Консерватора" в киосках аэропорта Шереметьево, он сразу же звонит в отдел распространения и указывает его сотрудникам на недоработку. У менеджеров из головного офиса "ЭКО Феникс Холдинга" в Петербурге интересуется, прочитали ли они уже эссе Татьяны Толстой на первой полосе, и неодобрительно качает головой, если слышит в ответ, что не успели.
"Мне интересно создать в России моду на консерватизм, -- говорит Лейбман. Обводя взглядом салон бизнес-класса в авиалайнере Москва--Санкт-Петербург, он произносит: -- Все эти люди состоялись, им есть что терять и в материальном, и в духовном плане. В моем представлении они консерваторы, только пока еще для себя это не сформулировали. Мы поможем им в этом".
Ради драйва

Рассказывая о себе, Вячеслав Лейбман говорит о своих увлечениях не меньше, чем о деловой карьере и коммерческих планах. Так что даже сложно сказать, что для него в жизни стоит на первом месте. В список увлечений наряду с традиционными горными лыжами входят авиаспорт и айкидо.
Одно время Вячеслав Лейбман увлекался джипингом (ралли по бездорожью). Потом, правда, от этого спорта отошел.
Пилотирование реактивных самолетов в большей степени соответствует его характеру. И сам Вячеслав Лейбман, и его друзья любят рассказывать историю его прихода в авиаспорт. Дело, по их словам, было так. Около трех лет назад Лейбман, которому по делам бизнеса приходилось очень часто летать из Петербурга в Москву, стал испытывать панический страх перед полетами. Доходило до того, что его паника передавалась другим пассажирам самолета, создавая массу сложностей экипажу. Тогда он пришел в аэроклуб на подмосковном военном аэродроме Мячиково. О том, что пережил Вячеслав в учебном самолете Л-29 1970 года выпуска, пока инструктор выполнял фигуры высшего пилотажа, можно только догадываться. Но занятия он продолжил. Сейчас в послужном списке главы "Лейбман Медиа Групп" опыт пилотирования двух типов учебных самолетов (Л-29, Л-39) и двух типов истребителей (Су-27, Миг-29). Он готовится получить удостоверение пилота. Летать из Питера в Москву, разумеется, больше не боится.
Айкидо -- недавняя находка Вячеслава Лейбмана. Он ценит этот вид боевых искусств за интеллектуальность, сравнивая его с шахматами, и может похвастаться весьма серьезными успехами в нем: за три месяца он достиг такого уровня, который обычно достигается почти за год.
"Спорт, а особенно его экстремальные виды, дает драйв, -- объясняет свои увлечения Вячеслав Лейбман -- а значит, помогает в бизнесе".

Новый владелец бывшей "Общей газеты" Вячеслав Лейбман начинал свою деловую карьеру брокером на Калининградской товарно-фондовой бирже. Сейчас он всерьез намерен ввести в России моду на консерватизм.Зачем Лейбману газета?


Покупка газеты в России -- это больше, чем покупка. В наших нынешних условиях это еще и верный способ стать известным. Именно так произошло с Вячеславом Лейбманом. Широкая московская публика узнала имя этого петербургского предпринимателя только после того, как в мае этого года он купил "Общую газету" у ее учредителя и бессменного главного редактора Егора Яковлева.

В донельзя политизированной атмосфере отечественного медийного рынка эта новость просто не могла пройти незамеченной. Скандал по поводу угрозы свободе слова, инспирированный прежним владельцем и некоторыми бывшими сотрудниками газеты, еще в большей степени усилил интерес к личности и намерениям покупателя.

Сейчас Лейбман говорит об этом скандале с нескрываемым раздражением, впрямую упрекая Яковлева в непорядочности и нарушении ряда пунктов договора (сам Яковлев отказался отвечать на какие-либо вопросы "Профиля" по этому поводу). Он также утверждает, что не мог строить свой издательский дом "Лейбман Медиа Групп" на пустом месте, не используя уже существующую базу одного из центральных изданий. Как бы то ни было, выход на рынок получился ярким: покупка такой газеты, как "Общая" с ее имиджем последнего оплота перестроечной демократической романтики, вызвала шум. У ведущих СМИ сразу же возникли вопросы к Лейбману, который получил возможность подробно и развернуто рассказать в интервью о собственных издательских планах. Жаль только, что за глубокомысленными комментариями некоторых обозревателей о том, что, мол, Лейбман тоже из Петербурга и поэтому смена владельца "Общей" является частью сложной предвыборной стратегии Путина, и за эмоциональными высказываниями о наступлении власти на независимые СМИ реальная картина событий несколько потерялась. А между тем и безо всяких конспирологических рассуждений она довольно любопытна.

В самом деле, ну зачем Лейбману "Общая газета"? Понятно, когда крупнейшие корпорации с миллиардными бюджетами и глобальными деловыми интересами берутся спонсировать дружественные медийные проекты. Но компания Вячеслава Лейбмана "ЭКО Феникс Холдинг", хотя и входит в число наиболее крупных в Петербурге, все же не настолько велика, чтобы выбрасывать, скажем, несколько миллионов долларов просто на пиар.

Можно, конечно, вспомнить, что брат Вячеслава Лейбмана, Евгений Бугаев, баллотируется в депутаты Законодательного собрания Петербурга. Чего не сделаешь ради брата? Но единственный проект "Лейбман Медиа Групп" -- еженедельник "Консерватор" -- создается как СМИ федерального уровня, использовать его на городских выборах -- все равно что палить из пушки по воробьям. Если же мы имеем дело с чисто коммерческим проектом, тогда почему газета? Ведь этот рынок, как принято считать, прочно занят старыми игроками, в то время как Лейбман на нем новичок.

Думается, что дело здесь в самом Вячеславе Лейбмане. Его друг и партнер по авиаспорту, президент компании "Строймонтаж" Сергей Полонский комментирует покупку "Общей" следующим образом: "Только безумный человек мог в 2002 году купить газету". При этом он подчеркивает, что не сомневается ни в точности расчета Лейбмана, ни в успехе его проекта. Речь идет о том, что сделка с "Общей газетой" -- это характерное проявление делового и жизненного стиля Вячеслава Лейбмана, который, уже по его собственным словам, работать без драйва просто не способен.

Семейный бизнес


Биография и деловая карьера Вячеслава Лейбмана одновременно типичны и своеобразны. Заработав первые деньги в начале 90-х на посреднической деятельности, он с нуля построил одну из ведущих питерских компаний, а сейчас занят созданием собственного издательского дома.

Лейбман родился 17 сентября 1970 года в Ленинграде. Его отец, Александр Яковлевич Лейбман, коренной ленинградец, инженер-связист по образованию, фронтовик, во время Великой Отечественной войны командовавший батареей "Катюш", руководил одним из ленинградских строительно-монтажных управлений. Мать, Раиса Ивановна Ярошевская, была геологом и, по воспоминаниям Вячеслава, практически каждое лето проводила в экспедициях.

Всего у Александра Яковлевича четверо сыновей: Евгений и Владимир от первого брака, Яков и Вячеслав -- от второго. Несмотря на значительную разницу в возрасте (старшему, Евгению, 51 год, младшему, Вячеславу, -- 31), братья были и остаются близкими друзьями. Семейной компанией "ЭКО Феникс Холдинг" они владеют и управляют сообща уже восемь лет.

После окончания школы Вячеслав Лейбман поступил в Ленинградский электротехнический институт, вероятно, намереваясь, как и отец, получить техническую профессию. Однако, проучившись два года, он перешел в Петербургский университет экономики и финансов. И одновременно предпринял первые шаги в бизнесе.

Об этих шагах Вячеслав Лейбман говорит не слишком охотно. Складывается даже впечатление, что нынешний медиамагнат Лейбман несколько стесняется собственного кооперативного прошлого. На вопрос: "как вы начинали?" отвечает сжато: "в 1991 году брокером на Калининградской товарно-фондовой бирже".

Бывшая жена Вячеслава, Светлана Полушина, ныне главный бухгалтер в семейной компании "ЭКО Феникс Холдинг", рассказывает несколько подробнее. Тогда он работал в совместном предприятии Future of Trade, которое возглавлял его старший брат Яков Ярошевский. Это СП, занимавшееся посредническими операциями, и купило место брокера.

В бизнесе брата Вячеслав Лейбман работал недолго. Уже к концу 1992 года он вместе со Светланой создал собственную компанию "Байт". Характер деятельности "Байта" был приблизительно тот же, что и у Future of Trade. Всем, кто не сумел по тем или иным причинам поучаствовать в приватизации в России начала 90-х, сложно было заниматься каким-либо бизнесом, кроме торговли. А Вячеслав Лейбман и его братья не относились к тому социальному слою, который делил в те времена бывшую государственную собственность.

Сказать, что будущий медиамагнат в те времена жил особенно богато, нельзя. Все средства вкладывались в дело. Классический элемент истории успеха -- маленькая квартира в питерском спальном районе Купчино, которую снимали Вячеслав и Светлана Лейбманы

Эпоха первоначального накопления для Лейбмана закончилась в 1994 году. Тогда совместно со старшим братом Евгением он создал ЗАО "Феникс-Петротрейдинг", ставшее основой ныне существующего холдинга. История создания этой компании, если судить по тому, как ее рассказывают братья, давно обрела статус своего рода семейного предания.

Предание гласит, что в 1994 году Евгений, судовой механик на одном из кораблей Балтийского морского пароходства, вернулся из очередного дальнего плавания. К этому моменту он уже устал от образа жизни моряка с постоянными длительными отлучками из дома и задумывался о сухопутной профессии. Евгения привлекал бизнес, однако ему не хотелось начинать все сначала и полностью отказываться от дела, которому он посвятил два с лишним десятка лет жизни.

Выход был найден такой: братья, используя финансовые ресурсы Вячеслава и старые связи Евгения, взяли в аренду сухогруз класса "река-море" и занялись экспортом леса из России в Швецию. А поскольку структуры петербургского порта в те годы были практически развалены, им пришлось позаботиться и об обеспечении перевозок, то есть, в частности, о бункеровке (заправке топливом) своего сухогруза.

Вскоре выяснилось, что проблемы с обеспечением испытывают и другие перевозчики. Евгений и Вячеслав на базе своих мощностей предоставляли им услуги по бункеровке. Финансовые итоги первого же квартала их деятельности оказались довольно любопытными: профильный бизнес -- экспорт леса -- оказался убыточным, но за счет побочного -- бункеровки -- компания не только отбила эти убытки, но и вышла в прибыль. Идея торговли лесом была забыта, и братья создали бункеровочную компанию "Феникс-Петротрейдинг".

Впоследствии к Евгению и Вячеславу присоединились Владимир и Яков. Компания обзавелась собственными топливными терминалами и танкерным флотом. Ее деятельность за счет создания ряда ассоциированных компаний была расширена далеко за пределы Петербурга и охватила Скандинавию и Нидерланды. А поскольку в бункеровочном бизнесе существуют жесткие экологические требования, в рамках "Феникса" было создано подразделение, специализирующееся на экологическом сервисе, в частности на ликвидации разливов нефтепродуктов и очистке нефтесодержащих вод.

Сейчас "ЭКО Феникс Холдинг", более чем благополучно переживший дефолт, является лидером на петербургском бункеровочном рынке. Причем "Феникс" -- это единственная компания из двадцатки крупнейших в Петербурге, которая не является приватизированным советским предприятием.

Плюс газета


Решение диверсифицировать свой бизнес братья приняли около двух лет назад. Сейчас на финансовой и управленческой базе "Феникса" созданы подразделения, занимающиеся производством мебели, туристическим бизнесом (турагентством управляет один из старших племянников Вячеслава Лейбмана, братья говорят: "пусть учится"), в планах -- строительство отелей класса Marriott в Петербурге.

Экспансия на медиарынок, конечно, с формальной точки зрения укладывается в эту стратегию. И все же стоит особняком от прочих проектов. Не остается сомнений, что такая идея могла посетить только одного участника семейного бизнеса -- Вячеслава Лейбмана. Стоит заметить, что Вячеслав сильно отличается от своих братьев. Он производит впечатление более динамичного, более разностороннего человека. Собственно, это признают и сами братья, которые считают его самым перспективным членом семьи.

Похоже, в то время как братья в большей степени склонны развивать старое дело, идти по намеченной и уже принесшей немало успехов дороге, Вячеславу в поставленном на ноги и развитом бизнесе становится скучно. Он с некоторым разочарованием говорит о своих племянниках, которые уже все имеют и поэтому не столь активно, как старшее поколение семьи, стремятся к карьерному росту.

Выход на новый и незнакомый рынок СМИ обеспечит Вячеславу Лейбману столь необходимый ему драйв. Однако не только в этом дело. Судя по всему, его интересует не просто новый рынок, но и новое направление деятельности. Примечательно, что разговор о своей газете "Консерватор" Лейбман начинает с изложения философии этого издания, а к коммерческой тематике обращается уже во вторую очередь.

В журналистских кругах Санкт-Петербурга говорят, что еще до покупки "Общей" Вячеслав Лейбман пытался вступить в Союз журналистов. Правда, руководство региональной организации Союза решило проявить принципиальность и, даже несмотря на обещание спонсорской помощи, не согласилось принять в свои ряды человека, не связанного профессионально со средствами массовой информации. Сам Лейбман в интервью ничего не рассказывает об этом, но даже если история и придумана, то придумана хорошо, поскольку в полной мере характеризует его тягу к миру прессы.

Консерватор во главе "Консерватора"


Вхождение Вячеслава Лейбмана в издательский бизнес было столь стремительным и, откровенно говоря, столь агрессивным, что единого мнения о нем здесь сложиться не могло. Лейбман и сам признает, что чистка редакции "Общей газеты" была шагом жестким и тем, кто ушел или был уволен из газеты, любить его особенно не за что. Да и высказывания главы "Лейбман Медиа Групп" о духе шестидесятничества действуют на некоторые группы российской общественности, как красная тряпка на быка.

Правда, оценки оппонентов и сторонников Лейбмана сложно сравнивать. Например, бывший собкор "Общей газеты" в Петербурге и секретарь регионального отделения Союза журналистов Марина Токарева, покинувшая издание после первых публичных заявлений нового владельца газеты, говорит о нем так: "Это не тот человек, с которым я могла бы работать. Мне и моим коллегам с первых же его слов стало понятно, что он откажется от предоставления читателям объективной информации о происходящем в стране". Писательница Татьяна Толстая, член редакционного совета "Консерватора", отзывается о Вячеславе Лейбмане вполне по-женски: "Очень милый". И так же по-женски высказывает беспокойство: "Мир прессы куда более коварен, чем мир бизнеса. Лейбману еще предстоит прочитать собственные интервью, которых он не давал".

Оппоненты Вячеслава Лейбмана из журналистского сообщества, похоже, склонны верить циркулирующим в этом сообществе слухам, что покупка "Общей" была условием неких решений федеральной власти, позволяющих его основному бизнесу выйти на новый уровень. О таких вещах судить непросто, ведь все мы привыкли оценивать происходящее в стране, а особенно в медиабизнесе, в формате заговора. Одно можно утверждать наверняка: Лейбман действительно очень увлечен своим проектом. Не обнаружив свежего номера "Консерватора" в киосках аэропорта Шереметьево, он сразу же звонит в отдел распространения и указывает его сотрудникам на недоработку. У менеджеров из головного офиса "ЭКО Феникс Холдинга" в Петербурге интересуется, прочитали ли они уже эссе Татьяны Толстой на первой полосе, и неодобрительно качает головой, если слышит в ответ, что не успели.

"Мне интересно создать в России моду на консерватизм, -- говорит Лейбман. Обводя взглядом салон бизнес-класса в авиалайнере Москва--Санкт-Петербург, он произносит: -- Все эти люди состоялись, им есть что терять и в материальном, и в духовном плане. В моем представлении они консерваторы, только пока еще для себя это не сформулировали. Мы поможем им в этом".

Ради драйва


Рассказывая о себе, Вячеслав Лейбман говорит о своих увлечениях не меньше, чем о деловой карьере и коммерческих планах. Так что даже сложно сказать, что для него в жизни стоит на первом месте. В список увлечений наряду с традиционными горными лыжами входят авиаспорт и айкидо.

Одно время Вячеслав Лейбман увлекался джипингом (ралли по бездорожью). Потом, правда, от этого спорта отошел.

Пилотирование реактивных самолетов в большей степени соответствует его характеру. И сам Вячеслав Лейбман, и его друзья любят рассказывать историю его прихода в авиаспорт. Дело, по их словам, было так. Около трех лет назад Лейбман, которому по делам бизнеса приходилось очень часто летать из Петербурга в Москву, стал испытывать панический страх перед полетами. Доходило до того, что его паника передавалась другим пассажирам самолета, создавая массу сложностей экипажу. Тогда он пришел в аэроклуб на подмосковном военном аэродроме Мячиково. О том, что пережил Вячеслав в учебном самолете Л-29 1970 года выпуска, пока инструктор выполнял фигуры высшего пилотажа, можно только догадываться. Но занятия он продолжил. Сейчас в послужном списке главы "Лейбман Медиа Групп" опыт пилотирования двух типов учебных самолетов (Л-29, Л-39) и двух типов истребителей (Су-27, Миг-29). Он готовится получить удостоверение пилота. Летать из Питера в Москву, разумеется, больше не боится.

Айкидо -- недавняя находка Вячеслава Лейбмана. Он ценит этот вид боевых искусств за интеллектуальность, сравнивая его с шахматами, и может похвастаться весьма серьезными успехами в нем: за три месяца он достиг такого уровня, который обычно достигается почти за год.

"Спорт, а особенно его экстремальные виды, дает драйв, -- объясняет свои увлечения Вячеслав Лейбман -- а значит, помогает в бизнесе".

ЮРИЙ ЗВОНАРЕВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама