24 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2004 года: "«Дружбу» не продлят"

Архивная публикация 2004 года: "«Дружбу» не продлят"

Нефть

Нефть

Министр экономики Словакии Павел Руско заявил, что Братислава готова выкупить принадлежащие ЮКОСу 49% акций компании «Транспетрол», которой принадлежит проходящий по территории Словакии участок нефтепровода «Дружба». Словацкое правительство уже послало в Москву письмо с соответствующим предложением. Как известно, активы ЮКОСа сейчас заморожены, поэтому какие-либо операции с акциями «Транспетрола» пока невозможны.

За $74 млн. в марте 2002 года ЮКОС приобрел 49% акций «Транспетрола», победив в тендере компанию «Словнафта». Тогда представители «Словнафты» высказывали не только неудовлетворенность результатами тендера, но и опасения, что вхождение ЮКОСа на словацкий энергорынок может привести к ограничению возможностей диверсификации источников нефти. Опасения подтвердились в 2004 году, когда «Транспетрол» формально затормозил реализацию проекта прокачки экспериментальной партии «легкой нефти» по нефтепроводу Одесса—Броды до чешского нефтеперерабатывающего предприятия в городе Кралупы. Эта прокачка должна была бы, во-первых, продемонстрировать возможности попеременной прокачки по «Дружбе» то «тяжелой» российской нефти, то «легкой» каспийской. Во-вторых, в Кралупах экспериментальные 20 тыс. тонн предполагалось переработать, с тем чтобы предприятие отработало возможные технологические режимы операций с каспийской нефтью, которая должна была начать поступать по новому маршруту в обход России.

Тогда руководство Украины, обвинив правительство Словакии в нежелании содействовать реализации проекта, призвало на помощь ЕС, дабы повлиять на словаков. Тем не менее позиция «Транспетрола» формально была безупречной. Будущие попеременные прокачки потребовали бы модернизации нефтепровода и инвестиций в размере $65 млн. Но такие инвестиции возможны лишь в условиях стабильных поставок каспийской нефти, которые никто не гарантировал. Экспериментальная прокачка так и не осуществилась. Одесса—Броды был передан в аренду компании ТНК-ВР и запущен в реверсном направлении.

Но значение российского присутствия в «Транспетроле» не уменьшилось. ЮКОС давно запланировал построить ветку от «Дружбы» до австрийского города Швехат, где находится НПЗ компании OMV. Мощность этого участка — 3,6 млн. тонн, его ввод в действие запланирован на начало 2006 года. Из 65 км ветки по Словакии пройдет лишь 10 км. Их построит непосредственно «Транспетрол», а в Австрии владельцем 55-километрового участка станет словацко-австрийское СП, в котором «Транспетрол» получит 74%.

Именно через «Транспетрол» в перспективе пойдет российская нефть до хорватского порта Омишаль на Адриатике в обход перегруженного Босфора. Эти возможности откроются при реализации проекта объединения нефтепроводов «Дружба» и «Адрия». Поэтому Москва слишком многого лишается при утрате влияния в «Транспетроле». Тем более что Павел Руско уже намекнул, что новых покупателей пакета акций «Транспетрола» будут искать «там, где есть стабильность и прозрачные условия игры». Таким условиям, с точки зрения словацкого вице-премьера, не соответствует ни одна российская компания и вообще никто «на восток от Словакии».

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».