Наверх
14 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Друзья, отчизне продадим…"

Правительство решило обездолить чиновников, сделав закупки для госнужд более прозрачными. Уже к декабрю Минэкономразвития должно подготовить соответствующие предложения. Цена вопроса — 750 млрд. рублей в год, или 40% расходов федерального бюджета.Прихотливость государственных нужд не может не вызывать восхищения: ежегодно на бюджетные средства приобретается масса товаров и услуг — от танков, обмундирования и продовольствия для армии до скрепок и карандашей. В нынешнем году для удовлетворения госнужд потратят 744,3 млрд. рублей. Рост по сравнению с предыдущим годом — 21,4%.
Впрочем, проблема заключается не в самой сумме — расходы государства на себя любимого велики во всем мире. К примеру, в США ежегодно тратится по этой статье до $500 млрд., то есть примерно четверть расходной части бюджета.
Проблема в другом: каким образом эти деньги тратятся. И вот здесь царит полная неразбериха. Не случайно первый законодательный акт, регламентирующий эту сферу (указ президента от 8 апреля 1997 года N305), носил название «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд».
Этим документом предусматривалось, что основная масса госсзакупок должна осуществляться через открытые конкурсы — кто из неограниченного числа участников предложит самые годные условия поставок (цены, сроки, качество продукции), тот и победит. Однако, по словам первого заместителя главы Минэкономразвития Андрея Шаронова, сейчас лишь 9% закупок для государственных нужд осуществляется на конкурсной основе.
Остальные 90% с лишком — это фактически результат личной договоренности заказчика и поставщика. Нет, конечно, формально некоторые приличия соблюдаются, тем более что упомянутый президентский указ оставил массу лазеек для чиновников и предпринимателей, желающих обогатиться на госзакупках.
Например, указ разрешает размещать заказы по госнуждам на внеконкурсной основе, если речь идет о государственной тайне (а кто сказал, что через размер закупок портянок для армии нельзя узнать что-то секретное?). Или если сумма контракта не превышает 2500 МРОТ, то есть сейчас 1,5 млн. рублей (большой заказ в таком случае разбивается на несколько частей — и все приличия соблюдены). Есть и еще такой замечательный способ избежать конкурса: когда на рынке существует единственный поставщик той или иной услуги (или вдруг возникла срочная потребность в закупке, вызванная чрезвычайной ситуацией вроде наводнения). Правда, тут необходимо разрешение Минэкономразвития, которое и должно решить, существует ли на рынке альтернатива. Но на это препятствие госзаказчики особого внимания не обращают. Поскольку аннулировать уже состоявшийся конкурс практически невозможно.
Если избежать конкурса никак не удается, то никто не мешает сформулировать условия победы в нем так, чтобы победитель был ясен заранее, — действующий ныне закон (принят в 1999 году) детального описания этой процедуры не содержит. К примеру, совсем недавно Минобразования проводил конкурс на выбор консалтинговой компании, которая должна была оказать помощь министерству в реализации ряда федеральных целевых программ. Победила компания, готовая оказать эту услугу за 5,5 млн. рублей. Хотя были предложения проделать всю работу всего за 600 тыс. рублей. Оказалось, что цена — не единственное (и как выяснилось, не главное) условие победы в конкурсе.
Для самых наглых и ленивых есть и совсем уж примитивный способ. Один из госчиновников привел пример, когда Минсвязи проводило конкурс с бюджетом поставок на 30 млн. рублей. Победила компания, предложившая выполнить контракт за 28 млн. Все замечательно — только с победителем подписали в результате контракт уже на 60 млн. рублей. О размере «отката» можно только догадываться. Впрочем, это крайний пример. Обычно, как признаются на условиях анонимности сами участника этого сладкого процесса, «откат» составляет 15—30% от суммы контракта. В масштабах страны цифра получается внушительной — $3—6 млрд.
Легкие деньги

Однако борьба с коррупцией в сфере государственных закупок — дело хоть и нужное, но далеко не единственное. Тем более что в этой области возможности для обогащения чиновников были, есть и будут. Цель заключается в другом — как-то снизить неоправданные затраты и одновременно дать возможность поучаствовать в поставках как можно большему числу компаний.
Сама существующая система планирования госзакупок (ведомства присылают заявки во время подготовки бюджета на будущий год, отталкиваясь от данных прошедшего года и с учетом макроэкономических прогнозов на год будущий) не позволяет точно спрогнозировать реальные потребности в товарах и услугах. То есть иногда денег не хватает, а иногда, напротив, под конец финансового года министерства начинают лихорадочно тратить «излишки».
Понятно, что такое состояние дел никоим образом не устраивает правительство. И Минэкономразвития было поручено разработать новый закон о поставках продукции для государственных нужд. Этот процесс занял три с половиной года. Сейчас, по словам Андрея Шаронова, все разногласия сняты.
Суть ожидаемых нововведений, по большому счету, не изменилась: все закупки для госнужд должны осуществляться на основе конкурса — за исключением тех случаев, когда имеется лишь единственный поставщик необходимых для государства товаров или услуг (для подтверждения уникальности поставщика требуется заключение МЭРТ). Ужесточается и детально прописывается процедура проведения этих торгов.
Кроме того, правительство намерено также принять более жесткие меры по обеспечению реализации ранее принятого решения, обязывающего всех госзаказчиков публиковать объявления о проведении конкурсов на закупку товаров и услуг для госнужд.
На обеспечение прозрачности процесса должны поставить и IT-технологии. С 2004 года планируется осуществить пилотный проект по созданию Интернет-портала госзакупок, на котором будут размещены объявления и условия проведения конкурсов с обязательным обоснованием цен на закупки. Более того, в целях повышения эффективности госрасходов будут публиковаться не только объявления, но и результаты конкурса со всеми указанными ценами, и информация о тех, кто осуществил закупки вне конкурса.
В законопроекте имеется еще одно новшество — снято ограничение на участие иностранных компаний в поставках для государства. Кстати, в США это совершенно немыслимо — там логично рассуждают, что деньги из госбюджета должны идти только отечественным производителям (извините за употребление ставшего избитым термина). У нас же родной бизнес смог добиться лишь одной преференции: при прочих равных условиях российские поставщики смогут выиграть конкурс, если предложенная ими цена будет выше цены иностранного поставщика не более чем на 15%.
Следующее нововведение, содержащееся в законопроекте, — возможность участия в поставках малого бизнеса. Например, через систему субподрядов (то есть когда победившие в конкурсе крупные компании, в свою очередь, предоставляют часть контракта небольшим фирмам).
Предполагается, что следить за соблюдением нового закона (а он, как планирует правительство, должен быть внесен в Думу до конца года) помимо госорганов, прежде всего МЭРТ, станут еще и «цеховые» общественные объединения предпринимателей. Это, по замыслу разработчиков документа, должно снизить «взяткоемкость» процесса.
Впрочем, пословицу «на каждый газ есть свой противогаз» никто не отменял.

ЕВГЕНИЙ ДМИТРИЕВ

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK