25 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2009 года: "ДУЭЛЬ НА ТРУБАХ"

Архивная публикация 2009 года: "ДУЭЛЬ НА ТРУБАХ"

Европа решилась на реализацию проекта Nabucco. Решится ли Россия присоединиться к нему?

Европа решилась на реализацию проекта Nabucco. Решится ли Россия присоединиться к нему?

В середине июля лидеры Турции, Болгарии, Румынии, Венгрии и Австрии подписали соглашение, которое открыло путь к началу строительства газопровода Nabucco. Через этот газопровод предполагается транспортировать в Европу газ из Азербайджана, а в перспективе — из Туркмении, Ирана и Ирака. Обсуждение проекта тянулось долгие годы. Прийти к соглашению участникам переговоров мешали самые разные обстоятельства — и неопределенность с конечными потребителями, и проблемы с ресурсной базой, и инженерные сложности. Так что же, все эти проблемы удалось вдруг решить? Ничуть не бывало. Сдвинуть с мертвой точки «прожект» европейцев заставили исключительно политические соображения.
«Основной причиной ускорения реализации проекта Nabucco, безусловно, стал январский кризис, вызванный газовым спором между Украиной и Россией, — говорит Оксана Куренная, директор аналитического отдела компании TeleTRADE. — Он заставил европейских потребителей искать альтернативные источники и маршруты поставки голубого топлива».
Строго говоря, действия «Газпрома», приостановившего транзит газа через Украину, были вполне правомочными, поскольку несанкционированный отбор топлива и задержки платежей являлись достаточным основанием для защиты им своих интересов. Но получилось так, что финансовые проблемы Украины поставили под угрозу энергетическую безопасность европейских стран. В январе поставки не осуществлялись почти две недели. В итоге экспорт газа из России за первые 4 месяца 2009 года составил, по данным ЦДУ ТЭК, 34 млрд куб. м, что более чем в два раза меньше, чем за аналогичный период 2008 года. Европейские потребители были вынуждены возмещать недостающие поставки из своих стратегических хранилищ. Одновременно были увеличены поставки из Норвегии и Алжира.
В конце концов, Москва и Киев смогли прийти к определенным решениям в газовой сфере. «Газпром» пошел на крайнюю меру, заплатив за транзитные услуги до конца 2009 года, что помогло Киеву рассчитаться за поставки голубого топлива в начале года. Но в мае и июне вновь заговорили о том, что Украина может не заплатить за российский газ. Угроза повторения российско-украинской газовой войны сохраняется, и это заставляет европейцев всерьез задуматься об альтернативных путях доставки газа.

Газовая война
Москве проект Nabucco очень не нравится. Во-первых, с его помощью предполагается пустить в обход России азербайджанский газ. Но это было бы еще полбеды. В перспективе мимо нас может пойти и туркменское топливо, а это гораздо большие объемы и деньги. А ведь Россия сама претендует на большую часть газового среднеазиатского пирога — для транспортировки природного газа из Туркмении разработан проект Прикаспийского газопровода. Переговоры о его строительстве ведутся уже несколько лет. Планируется, что по Прикаспийскому газопроводу будет транспортироваться ежегодно до 10 млрд куб. м из Туркмении и столько же из Казахстана. Общая протяженность трубы составит более 1000 км.
Кроме того, планировалось построить новый газопровод «Восток—Запад» внутри Туркмении и ветку Окарем—Бейнеу из Туркмении в Казахстан. Газ должен поставляться в западные регионы России и далее по трубопроводной системе идти на экспорт в Европу. Планируется также подключение этой ветки к «Южному потоку». Nabucco явно конкурирует и с Прикаспийским газопроводом, и с «Южным потоком». Поэтому неудивительно, что российские политики и чиновники постоянно отпускают шпильки в адрес проекта. Недавно президент Дмитрий Медведев заявил: «Если в Nabucco придет газ, значит, это кому-то нужно, но пока мне никто не сумел объяснить, откуда он там будет».
Вопрос наполняемости трубы действительно до последнего времени был, пожалуй, самым острым. Но в принципе он может быть решен. «Основными поставщиками должны стать Иран и Катар, азербайджанский и среднеазиатский газ будет лишь дополнять поставки из самого крупного в мире месторождения (Южный Парс. — «Профиль»)», — говорит Дмитрий Пустовит, аналитик УК «Максвелл Эссет Менеджмент». Запасы Южного Парса, которым владеют Иран и Катар, оцениваются в 33 трлн куб. м!
Кроме того, из-за охлаждения отношений с Россией все больший интерес к Nabucco проявляет Ашхабад.
В последние годы Туркмения вела активные геологоразведочные работы по поиску новых месторождений,
и уже сейчас можно говорить о том, что заявления скептиков о недостаточности туркменских запасов оказались беспочвенными. К примеру, объемы Южно-Иолотан-Османского месторождения оцениваются в 6 трлн куб. м. Для сравнения: все запасы США на конец 2007 года, по оценке BP PLC, оценивались всего в 5,98 трлн куб. м. Новые газовые месторождения также были найдены в Азербайджане и Ираке, которые тоже могут присоединиться к «трубе мечты».
Впрочем, справедливости ради надо признать, что у проекта Nabucco хватает и других проблем. В первую очередь речь идет об инфраструктурных рисках. Газопровод должен будет пройти по территории Азербайджана, Грузии и Турции. Далее труба протянется по Болгарии, Румынии и Венгрии до Австрии. Наиболее уязвимыми являются кавказский отрезок и участок, проходящий через турецкий Курдистан. Тревожным сигналом прозвучал взрыв на нефтепроводе Баку—Тбилиси—Джейхан в августе прошлого года. Как предполагают, диверсию могли устроить курдские партизаны. Тогда на устранение последствий взрыва потребовалось почти три недели, а потребители недополучили более 20 млн баррелей нефти.
Впрочем, и это далеко не все. Для поставок туркменского газа необходимо построить газопровод по дну Каспийского моря. Против его строительства выступает... Россия. При этом в Москве ссылаются на экологические сложности.
Кроме того, реальная угроза для будущего газопровода — высокая сейсмичность. «Nabucco и Транскаспийский газопровод планируется тянуть через один из самых сейсмически активных регионов мира. Слабые землетрясения с интенсивностью до 5 баллов происходят там регулярно. По данным геофизической службы РАН, с начала года в Турции было уже пять подобных землетрясений, примерно столько же произошло в районе будущего пролегания Транскаспийского газопровода, — говорит Дмитрий Пустовит. — Слабые землетрясения не ведут к немедленным разрушениям зданий, однако требуют большей надежности и износостойкости всех инженерных сооружений, в том числе газопроводов». Более того, в Турции, Закавказье, Северном Ираке и Иране возможны сильные разрушительные землетрясения до 9 баллов. Вероятность таких толчков оценивается специалистами РАН как 10% в 50 лет. В 1939 году в турецком Эрзикане произошло 8-балльное землетрясение, а это место находится на пути прокладки Nabucco, всего в пятидесяти километрах от Эрзурума, где должны будут сойтись трубы из Грузии, Ирана и Ирака. «Строительство же высоконадежного газопровода, способного выдержать сильное землетрясение, сложно с технологической точки зрения и не оправдано экономически», — говорит Пустовит.
Ну и, наконец, неразрешенными остаются пока вопросы финансирования проекта. Чиновники Евросоюза намекают, что расходы полностью должны лечь на те страны, по которым должен пройти газопровод. Но в этом случае финансовое будущее Nabucco может оказаться под угрозой: еще недавно Венгрия стояла на грани дефолта, Турция испытала шок от резкой девальвации своей национальной валюты, а Болгария может оказаться в ситуации, когда национальная банковская система не сможет выплачивать ранее взятые валютные кредиты. Лишь Румыния четко описала свои намерения, предполагая выделить средства, эквивалентные примерно 4% от стоимости проекта.
«Но как бы ни были велики природные и политические риски, более выгодной возможности для поставок иранского и катарского газа в Европу пока не существует. После завершения постройки Nabucco европейские потребители получат альтернативный маршрут доставки топлива, что избавит их от необходимости накопления крупных стратегических запасов на случай очередного кризиса между Россией и транзитерами», — добавляет эксперт.

Газовый мир
И все же «газопровод мечты», по самым оптимистичным оценкам, может заработать лишь в 2014 году. И это дает Москве некоторую фору. Все-таки, как ни крути, а Российская Федерация остается обладателем 40% мировых запасов природного газа, и не считаться с этим нельзя. Временные колебания объемов потребления имеют значение лишь на кратких отрезках экономической истории, но в долгосрочной перспективе трудно представить себе мировое энергетическое пространство без почти половины запасов голубого топлива. Поэтому Европа способна временно снизить долю РФ на своем рынке за счет Алжира, Норвегии или Туркмении, но это не может продолжаться слишком долго. Тем более на повестке дня — сокращение выбросов парниковых газов в атмосферу, а природный газ является самым экологичным топливом. Ожидается, что потребление природного газа в Европе на фоне борьбы с потеплением климата через 15—20 лет может дойти до 600—700 млрд куб. м.
А это означает, что могут пригодиться все маршруты транспортировки газа и что Nabucco будет мирно сосуществовать с многочисленными российскими «потоками». Таким образом, возможные риски от реализации проекта Nabucco будут для России не так уж велики. Поставки через Nabucco могут составить порядка 30 млрд куб. м природного газа в год, тогда как европейский рынок ежегодно нуждается более чем в 500 млрд куб. м.
Однако гордость не идет России на пользу. А постоянные заявления против строительства Nabucco только вредят Москве, поскольку ставят под сомнение заявления российских властей об обеспечении энергетической безопасности Европы. Если бы в Москве решились изменить свой взгляд на вещи, то еще задолго до апрельского заявления президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова о поддержке Nabucco Москва могла бы сама выступить со встречными инициативами о присоединении к проекту в качестве пайщика.
Перспективами такого разворота в информационной и реальной политике могло бы стать участие «Газпрома» во всех газовых проектах в Евразии. Фактически речь могла бы идти о создании трансконтинентальной газотранспортной сети. Но упрямство и сосредоточение на краткосрочных выгодах не позволяет российским властям разглядеть долгосрочные преимущества.
Потребление газа в мире продолжит расти, а роль глобального игрока на этом рынке пока вакантно. России оно может достаться только в том случае, если она через «Газпром» сможет обеспечить себе присутствие на всех направлениях мировой торговли природным газом.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».