Наверх
15 октября 2021
Без рубрики

Архивная публикация 2011 года: "Двери закрываются"

Передел столичного рынка широкополосного доступа в Интернет вступает в завершающую стадию. "МегаФон" последним из операторов "большой тройки" обзавелся собственным активом, предоставляющим услуги широкополосного доступа в Интернет (ШПД). Компания объявила о закрытии сделки по покупке 100% офшора Fairlie Holding & Finance, владеющего "Нэт Бай Нэт Холдингом" (торговая марка NetByNet). У "Нэт Бай Нэт" приблизительно 300 тыс. абонентов в столице, холдинг занимает четвертое место на московском рынке. Вопрос теперь в том, кто купит последнего крупного независимого оператора ШПД в Москве - компанию "Акадо".

В КРУГУ ДРУЗЕЙ
Рынок массового скоростного Интернета зародился в конце 90-х годов, причем стихийно, "снизу". На первоначальном этапе он складывался из любительских локальных компьютерных сетей масштаба дома или микрорайона. Строились такие сети нелегально, в складчину несколькими энтузиастами, которые хотели получить не только возможность играть в многопользовательские игры, но и обзавестись недорогим и быстрым доступом в Интернет.
В конце прошлого века на рынок стали выходить небольшие коммерческие игроки, использовавшие для построения сетей оптоволоконную технологию Ethernet, которая отличалась относительно низкой стоимостью коммутационного оборудования. Крупные инвесторы пришли на рынок ШПД только после 2003 года.
В это время в игру вступили "Центральный телеграф", "Акадо", "Корбина" и "МТУ-Интел" (ныне "Комстар-ОТС", поглощенный МТС). Их первые проекты носили пилотный характер и ограничивались масштабами отдельных столичных районов. Конкуренции на рынке фактически не было - каждый предоставлял услуги на своей территории. В столице были даже "мертвые зоны", где своих услуг не мог предложить ни один из провайдеров, хотя их число перевалило к 2005 году за восемьсот.
При этом у провайдеров, выросших из любительских районных сетей, начались проблемы. Конструкция "клуба друзей" начала показывать свою экономическую несостоятельность, а отсутствие лицензий и необходимых согласований - создавать серьезные административные проблемы. "Официальные" провайдеры начали оказывать таким сетям услуги по легализации и организации бизнеса. В результате к осени 2005 года сложился пул из 16 компаний, которые, имея разных собственников, предоставляли услуги под одной и той же торговой маркой NetByNet, пользовались одним и тем же магистральным каналом, единым билингом и едиными картами предоплаты. Их совокупная абонентская база на тот момент превышала 25 тыс.

ИГРА ПО-КРУПНОМУ
С 2005 года в развитие сетей начали вкладываться серьезные средства, поскольку инвесторы поняли перспективность и прибыльность этого бизнеса. До того момента мелкие независимые операторы расширяли зоны своего покрытия за счет реинвестирования прибыли: после подключения очередного дома с его жильцов собиралась плата за подключение, и на вырученные средства прокладывался кабель, закупалось оборудование для следующего дома. Такая стратегия была хороша при отсутствии конкуренции: она позволяла расти без каких-либо инвестиций - но оказалась проигрышной, когда в дело вступили крупные компании. За то время, что требовалось мелкому игроку для подключения нескольких соседних домов, крупный телеком успевал покрыть своей сетью целый район.
Мелкие игроки стали искать внешних инвесторов, благо желающих вложиться в рынок ШПД к тому моменту стало довольно много. Одним из них был офшорный фонд Fairlie Holding & Finance под управлением Грегори Бернштейна и Вадима Курина. Летом 2006 года они приобрели "ядро" NetByNet и сформировали "Нэт Бай Нэт Холдинг". Это позволило начать покупать локальных игроков и строить сети с нуля. Уже осенью 2007 года число абонентов у NetByNet превысило 100 тыс.
Впрочем, NetByNet был не единственной компанией, пошедшей по пути привлечения инвестиций, а на рынке началась череда сделок по слиянию и поглощению. Затем на рынок вышли "федеральные гиганты" - сотовые операторы "большой тройки" ("ВымпелКом", МТС и "МегаФон")и "Ростелеком". Сначала "ВымпелКом" купил "Голден Телеком" и принадлежащую ему "Корбину". МТС поглотил "Комстар-ОТС" (торговые марки "Стрим" и МГТС) и "Мультирегион". "Ростелеком" приобрел 71,8% On-Lime и сейчас интегрирует в себя "Центральный телеграф" (QWERTY). "МегаФон" завладел "Синтер-рой" (магистральные каналы, обслуживание юрлиц и фиксированный WiMax), а вот теперь приобрел NetByNet, аккумулировавший в себе к тому моменту два десятка компаний.
Сейчас все крупные федеральные игроки обладают в столице и за ее пределами фиксированными ШПД-активами, и передел рынка вступает в завершающую стадию. Самая большая интрига на нынешнем этапе - дальнейшая судьба "Акадо", о грядущей продаже которого объявлялось уже не единожды. В последний раз - буквально накануне сделки по покупке "МегаФоном" NetByNet.

ПОСЛЕДНИЙ ШАНС
Купит ли теперь "МегаФон" "Акадо", неизвестно. Если сделка не состоится, то судьба "Акадо" не слишком ясна. Сеть компании построена на основе DOCSIS - технологии, позволяющей передавать данные по каналам кабельного телевидения, которая не может конкурировать с оптоволоконными сетями. Даже покупка TC EXE и "Миг-Телеком", работающих по оптоволокну, ничего в этом отношении не изменила, поскольку новых абонентов "Акадо" продолжало подключать по телевизионному кабелю.
Так что претензии на роль центра компетенций в данном случае вряд ли будут основательными.
Сильной стороной "Акадо" выглядит абонентская база. Компания - лидер на рынке платного ТВ и второй в Москве оператор ШПД. Впрочем, по оценкам экспертов, московская абонентская база широкополосного доступа составляет не заявленные компанией 644 тыс., а максимум 500 тыс. Все дело в том, как считать абонентов, - большинство пользователей, решая уйти к другому провайдеру, не расторгают договор, а просто перестают платить. Поэтому и возникают "мертвые души". Тем не менее "Акадо" сегодня остается наиболее крупным из независимых операторов ШПД. Следом идут "ГорКом" (75 тыс. абонентов) и "2Ком" (около 40 тыс.).
Что выиграют или проиграют абоненты NetByNet (или "Акадо" в случае совершения сделки) от альянса с "Мега-Фоном", заранее сказать сложно. Если нынешняя довольно сильная команда NbN получит технологические и финансовые ресурсы для развития, перспективы вырисовываются довольно радужные.
Однако игроки "большой тройки" имеют дурную привычку полностью ассимилировать купленные компании, перемалывая их внутреннюю структуру и назначая на ключевые позиции своих людей. В случае с покупкой "Корбины" "ВымпелКомом" это привело к приостановке нового строительства почти на два года и увольнению ряда высококвалифицированных сотрудников.
Последствия выхода на первый план четырех федеральных игроков будут двоякими. С одной стороны, эффект масштаба позволяет им повысить норму рентабельности и при желании снизить тарифы. Этим сейчас вовсю пользуется On-Lime, активно играющий на понижение в надежде выдавить с рынка мелких игроков. Никто из локальных конкурентов пока не разорился, зато все дружно говорят о бессмысленном обрушении рынка. В результате от такой политики страдают в первую очередь не мелкие локальные провайдеры, аудитория которых вполне лояльна и не склонна разбегаться, а остальной "крупняк", для которого, при многотысячной абонентской базе, каждый рубль снижения тарифов оборачивается огромными потерями. Небольшие же местные операторы, имеющие сильные позиции в каком-то конкретном районе, будут жить еще долго. На их стороне - персонализированный подход к клиенту и шаговая доступность. Конечно, далеко не каждый из них станет "маленьким свечным заводиком", гарантирующим своим владельцам спокойную старость. Тем не менее более половины из них на сегодня даже не готовы обсуждать вопрос о возможной продаже своего бизнеса.

Оперативные и важные новости в нашем telegram-канале Профиль-News
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Самое читаемое
15.10.2021