Наверх
14 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2002 года: "Двигатель Fiat дымит"

Здесь меняют менеджмент, а не стратегию.Высокая драма Fiat продолжается, и ничто не предвещает близкий финал. 10 декабря Умберто Аньелли (Umberto Agnelli) на частном самолете прилетел из Турина в Рим на экстренную встречу с итальянским премьер-министром Сильвио Берлускони (Silvio Berlusconi). Речь шла о судьбе крупнейшей промышленной компании Италии и главном источнике благосостояния семейства Аньелли. Брат Джанни (Gianni) тяжело болен, и банки-кредиторы давят на семью, требуя продать часть активов ради рекапитализации Fiat. Поэтому Умберто, стоя перед необходимостью резкого изменения стратегии компании, убытки которой могут в этом году превысить $2 млрд., искал поддержки у правительства. Обеспокоенный масштабными увольнениями в компании, выступлениями профсоюзов и возможными политическими последствиями краха Fiat, Берлускони предложил свой план. Он предусматривал отказ от предполагаемой сделки с General Motors Corp. и возможную продажу бренда люкс Alfa Romeo компании Ferrari. Но этот план повис в воздухе, когда 10 декабря члены совета директоров заблокировали увольнение председателя Паоло Фреско (Paolo Fresco), приняв лишь отставку гендиректора Габриэле Галатери (Gabriele Galateri).
Для топ-менеджмента Fiat это уже третье потрясение за последние 12 месяцев. Фреско уверяет, что план возрождения туринского автопроизводителя, который начали осуществлять прошлым летом, по-прежнему реализуется и что банки-кредиторы его поддерживают. Но специалисты по автопрому не видят никаких признаков готовности к радикальным мерам, например сокращению мощностей еще на 30% и переработке модельного ряда, чтобы машины Fiat могли составить реальную конкуренцию Volkswagen, Toyota Motor Corp. и PSA Peugeot Citroen, которые упорно выталкивают Fiat с рынка. «Инвестиционные банкиры ничего не смыслят в автомобилестроении», — говорит Арндт Эллингхорст (Arndt Ellinghorst), аналитик из банка WestLB Panmure во Франкфурте. Он считает, что Fiat требуется болезненная перестройка, подобная той, которую в начале 90-х осуществил в Volkswagen бывший председатель Фердинанд Пих (Ferdinand Piech).
Берлускони и итальянские рабочие опасаются такой перестройки, особенно по американскому рецепту: «Все снести, сжечь и сделать заново». Скорее всего, именно такого рода опасения стоят за неожиданной готовностью Умберто подумать о возможности отказа от сделки с обратной премией с GM, которая с 2004 года дает итальянцам право продать 80% акций Fiat, не принадлежащие GM. Такой отказ развязывает Fiat руки для поиска других партнеров или обращения к правительству с просьбой о финансовой помощи. Однако аналитики предупреждают, что, может быть, Fiat уже невозможно продать ни за какие деньги.
Сейчас семья Аньелли и государственные чиновники хотят выиграть время и оттянуть момент принятия суровых мер, включая продажи активов группы Fiat. 6 декабря было временно закрыто два завода и уволены 8100 рабочих, то есть примерно 20% всех занятых. Возмущенные профсоюзы ответили блокадой автострад и закрытием портов. Опасаясь последствий взрыва на Fiat для остальной экономики, Берлускони и его кабинет настояли на открытии заводов и повторном найме рабочих через год. Fiat считает, что временное закрытие части заводов сэкономит компании $1 млрд. Но если через год сбыт не оживится, то Fiat в очередной раз ожидает отрицательное сальдо.
Прогнозы аналитиков мрачны как никогда. Fiat скоро придется снова выходить на рынок для новой рекапитализации — всего через 10 месяцев после увеличения объема капитала на 1 млрд. Для реального изменения стратегии нужно 3—4 года крупных инвестиций и умелого менеджмента при условии, что Fiat найдет $2 млрд. на ежегодные расходы и еще $2,5 млрд. в год на инвестиции.
Серьезная перестройка невозможна без новых моделей. Объемы продаж компактного автомобиля Stilo, дебютировавшего в прошлом году, оказались меньше расчетных. А такие конкуренты, как Toyota, выводя на рынок новые броские машины типа Yaris, отвоевывают все большую долю рынка компактов, на котором некогда безраздельно царствовала Fiat. Можно сократить издержки, но для успеха в автомобилестроении нужен максимально возможный рост, а у Fiat продажи падают. «Я не знаю, сумеют ли они остановить падение», — говорит аналитик Deutsche Bank Securities Inc. Гаэтан Тульмонд (Gaetan Toulemonde). Задача эта будет становиться все труднее по мере продолжения борьбы за Fiat.

Гейл Эдмондсон (Gail Edmondson) с Кейт Карлайл (Kate Carlisle) в Риме. — Business Week.

Чистый доход Fiat Auto ($ млрд.)

19970,4
1998—0,2
1999—0,5
2000—0,6
2001—1,4
2002—2,0

Источник: Fiat, Deutsche Bank. — Business Week.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK