29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2010 года: "ДВОЙНОЙ СТАНДАРТ"

Архивная публикация 2010 года: "ДВОЙНОЙ СТАНДАРТ"

Государственные монополии оказались для российской власти дороже бюджета. В повести о преследовании Федеральной антимонопольной службой нефтяных компаний было немало интересных поворотов. Но самые любопытные события случились 8 июня в Суздале, где на коллегии ФАС выступил вице-премьер правительства России Игорь Шувалов. Высокопоставленный чиновник фактически повелел нефтяные монополии не трогать. В этой истории есть все: и монопольная суть российской экономики, и командный стержень проводимой экономической политики. Здесь есть и "независимость" судов, и приоритет госкомпаний, и принципиальная установка на процветание монополий. Нет только хеппи-энда.

Государственные монополии оказались для российской власти дороже бюджета. В повести о преследовании Федеральной антимонопольной службой нефтяных компаний было немало интересных поворотов. Но самые любопытные события случились 8 июня в Суздале, где на коллегии ФАС выступил вице-премьер правительства России Игорь Шувалов. Высокопоставленный чиновник фактически повелел нефтяные монополии не трогать. В этой истории есть все: и монопольная суть российской экономики, и командный стержень проводимой экономической политики. Здесь есть и "независимость" судов, и приоритет госкомпаний, и принципиальная установка на процветание монополий. Нет только хеппи-энда.

БИТВА ДАВИДА С ГОЛИАФОМ
А началось все с Владимира Путина. Именно он в 2008 году, возмутившись взлетом цен на авиационный керосин, призвал ФАС "наконец проснуться и активно исполнять свои функции". Иначе глава правительства грозил принять кадровые решения. С таким напутствием Игорь Артемьев и отправился в свой крестовый поход против нефтяников.
В октябре 2008 года ФАС потребовала от великолепной четверки - ТНК-ВР, "Газпром нефть", "Роснефть" и "ЛУКОЙЛ", снизить цены на авиационное топливо и другие нефтепродукты. По оценке ФАС, цена на бензин в мире с середины лета по октябрь 2008 года упала на 15-20%, а в России практически не изменилась. Нефтяников признали виновными в коллективной поддержке монопольно высоких цен на оптовом рынке нефтепродуктов, и ФАС выписа-ла им штрафы на 5,4 млрд рублей. Нача-лись судебные тяжбы.
ФАС продолжала натиск. В начале 2009 года Игорь Артемьев инициировал вторую волну разбирательств с нефтяниками, обвинив их в продолжении политики завышения цен. Если первая серия штрафов в среднем составляла 1% от оборота нефтяников, то теперь их уровень поднялся почти до 4%, а сумма составила 20,7 млрд рублей.
Тут развернулась настоящая война. Замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин рассказывал о давлении, которое оказывалось на его коллег: "Нас предупреждают, что те, кто активно противодействует нефтяникам, должны будут в ближайшее время покинуть госструктуры". Суды в регионах ФАС регулярно проигрывала: по данным самой службы, за 2009 год в бюджет поступило всего 217,3 тыс. рублей в виде штрафов за нарушения антимонопольного законодательства на рынке нефтепродуктов, хотя общий размер претензий ФАС к не-фтяникам превышал 26 млрд рублей. Но Игорь Артемьев не сдавался.
25 мая 2010 года Президиум ВАС рассмотрел дело о штрафе ТНК-ВР в 1,1 млрдрублей (из первого пакета) и, приняв во внимание аргументы ФАС о том, что речь идет о коллективном доминировании не в отдельных регионах, а на рынке всей страны, в котором ТНК-ВР является одним из участников (на долю четырех компаний, попавших в прицел ФАС, приходится 73,44% российского рынка бензина и 80% авиационного керосина), решил спор в пользу ФАС ("Профиль" об этом писал). Лед тронулся. Создан прецедент, позволяющий ФАС взыскать штрафы со всех нефтяников.
Кстати, Артемьев даже сравнивал свой "поход" против российских нефтяников с разделом в США Standart Oil - монополии Джона Рокфеллера - и мечтал о том, чтобы его процесс также вошел в историю. Он и войдет, вот только вряд ли именно так, как мечтал глава ФАС.

ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ
Но последнее слово оказалось не за судом. Главный разбор полетов произвел 8 июня на коллегии ФАС в Суздале первый вице-премьер Игорь Шувалов. Его основной посыл - нефтяные компании и естественные монополии в России не просто хребет, но и "толкатели экономики". "В каком виде они есть, в таком и есть. Но то, что они наши крупные движущие силы, я уверен. Бороться нужно только с нарушениями закона, с подавлением инициативы мелких компаний, а компании эти (монополии. - "Профиль") надо поддерживать", - вот кредо власти в изложении Шувалова.
Возможно, он отвечал на параллель с разделом Standart Oil или вспомнил ответ Артемьева на вопрос, не стремится ли ФАС разделить "Газпром" на добывающую и транспортную составляющую. Артемьев заявлял, что это произойдет не раньше, чем в России завершится государственно-монополистический капитализм. Суть не в полемике, а в политической установке: российские монополии были, есть и будут, и не дело ФАС пытаться здесь что-либо изменить, ее задача - следить за нарушениями на рынке, но и в этом надо знать меру, чтобы борьба с нарушениями не переросла в борьбу с компаниями, что недопустимо. Как отделить монополии от их монопольного поведения на рынке, почему надо бороться со следствиями, не трогая причин, Игорь Шувалов объяснять не стал, чиновник такие вещи должен улавливать верхним чутьем.

БЕЙ ТНК-ВР, СПАСАЙ "РОСНЕФТЬ"
Установка Шувалова имеет еще одну сторону: в условиях дефицитного бюджета и ужесточения политики госрасходов он не дал ФАС развить успех, подкрепленный решением ВАС, и пополнить бюджет без малого на $1 млрд. Ради кого?
Ответ был получен сразу же. В Суздале разговор о хребтах и толкателях быстро перешел на "Роснефть". Игорь Артемьев заявил: "Если "Роснефть" признает свою вину, мы можем сократить штраф до 1% (от годового оборота компании. - "Профиль"), ниже нельзя по законодательству". Другими словами, он оставил в силе претензии к "Роснефти" из первого пакета (1,5 млрд рублей) и готов заключить мировое соглашение по штрафам из второго пакета, сократив их в 4 раза. Формально "Роснефть" выбрана пионером нового урегулирования, потому что переговоры о досудебном соглашении с ней уже ведутся, о чем свидетельствует, в частности, приостановка разбирательства в Арбитражном суде Москвы в связи с возможностью введения примирительных процедур. На деле же получается, что ФАС, уступая начальству, смягчает свою позицию прежде всего по отношению к госкомпании.
Открывается любопытная картина. Факты говорят сами за себя: громкий антимонопольный прецедент создан ВАС на базе рассмотрения претензий ФАС к ТНК-ВР, принадлежащей отнюдь не российскому государству, а путь к примирению антимонопольщиков с нефтяниками прокладывается применительно к государственной "Роснефти".
Формально путь покаянного досудебного урегулирования к снижению штрафов в 4 раза открыт для всех. Однако ТНК-ВР свой миллиард рублей из штрафов, наложенных ФАС в 2008 году, обязана выплатить сполна. Поэтому или ФАС настоит на том, чтобы первый пакет штрафов бюджет получил без скидок, а полем примирения со всеми оштрафованными нефтяниками станет второй пакет, или антимонопольная политика будет строиться на двойных стандартах - что дозволено "Роснефти" или "Газпром нефти", не позволено "ЛУКОЙЛу" и уж тем более ТНК-ВР. Верхнее чутье подсказывает, что второй вариант очень даже возможен.

Госмонополии получат "иммунитет" от претензий ФАС
Суть в политической установке: российские монополии были, есть и будут, не дело ФАС пытаться здесь что-либо изменить, ее задача - следить за нарушениями на рынке, но и в этом надо знать меру, чтобы борьба с нарушениями не переросла в борьбу с компаниями, что недопустимо. Как отделить монополии от их монопольного поведения на рынке, почему надо бороться со следствиями, не трогая причин, Игорь Шувалов объяснять не стал, чиновник такие вещи должен улавливать верхним чутьем.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама