25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2002 года: "Дьявол прячется в деталях"

Архивная публикация 2002 года: "Дьявол прячется в деталях"

Новые правила валютной торговли помогут поделить резервы ЦБ.Время идет, и воспоминания о черном вторнике 1994 года и августовском дефолте 1998-го отступают в памяти экономических масс и руководства страны. Тем более что бюджет в порядке, рубль не дергается, инфляция снижается, золотовалютные резервы ЦБ бьют рекорд за рекордом.
Похоже, пришло время ослабить железную хватку ЦБ на валютном рынке, в очередной раз заняться его неолиберализацией.
И действительно: сначала был снижен норматив обязательной продажи экспортной выручки. Затем, по запросу бюро РСПП, Конституционный суд принимает решение о том, что экспортеры не обязаны продавать валюту исключительно на бирже, а могут это делать и на межбанковском рынке. Вроде бы все логично и архиконституционно. Но, как известно, дьявол прячется в деталях, а истина -- в оттенках.
Две недели назад на совете директоров ЦБ, как принято говорить, "с голоса" принимается решение, дословно повторяющее вердикт суда. Дословно -- то есть без дополнительной детализации и без проработки контуров нового механизма валютной торговли.
Что же произошло?
Теперь банки могут полностью увести все свои обороты с ММВБ, и более того -- им это экономически выгодно. Во-первых, не надо платить ММВБ комиссионные, во-вторых, ЦБ утрачивает возможность контроля над так называемой валютной позицией банка.
Иными словами, банк может практически бесконтрольно переводить активы из рублей в валюту.
Надо еще вспомнить, что для того, чтобы банки не играли на бирже в кредит и по клиринговым схемам, на ММВБ существовал порядок предварительного депонирования средств перед торгами, что снижало риски рынка. А теперь можно играть без реальных резервов.
Короче говоря, у крупнейших игроков валютного рынка (банков и экспортеров) появляется возможность формировать спекулятивные союзы и более эффективно играть на рынке против ЦБ, принуждая его для сохранения стабильности курса идти на масштабные интервенции, которые сокращают его валютные резервы.
А ими попользоваться хотят многие: и олигархи, и политики, постепенно впадающие в предвыборную ажитацию.
Ведь как раньше задабривали избирателя? Перед выборами гасили долги по зарплате, а теперь долгов почти нет. Деньги из бюджета так просто не заберешь. И из резервов ЦБ "по-белому" не откусишь. А вот их масштабное и непрозрачное перераспределение в пользу олигархов теперь вполне возможно.
Более того, за каждым олигархом в госадминистрации есть свой смотрящий. И если деньги ЦБ перетекут в курируемые ими карманы, весь этот корпус смотрящих вместе с подотчетными олигархами вновь докажет свою нужность во властной вертикали. То есть обеспечит свое политическое будущее на очередной четырехлетний срок.
Но, может, у ЦБ достаточно резервов? Бог с ними, пусть послужат интересам политической стабильности, если стабильность экономическую они уже обеспечивают.
Однако это не совсем так!
В мировой практике есть критерий Рэдди в оценке платежеспособности государства. Резервы ЦБ должны покрывать трехмесячный импорт плюс годовые платежи по внешнему долгу.
По Рэдди, ЦБ хорошо бы иметь $46--47 млрд., а в наличии -- 44 млрд.
Для того чтобы мировое финансовое сообщество повысило инвестиционный рейтинг России до приличествующего уровня, надо решить как минимум две проблемы: миновать долговую яму 2003 года (а для этого ЦБ за счет своих резервов как пить дать будет кредитовать Минфин) и соответствовать критерию Рэдди.
Значит, не время пускать резервы ЦБ враспыл.
Тем более не хочется приносить инвестиционный рейтинг России и все вытекающие из его повышения плюсы в жертву проблеме-2004.
А понять, осуществляется ли жертва, можно, отслеживая три индикатора: собственно динамику ЗВР ЦБ, нетто-оборот ММВБ и объем валютных интервенций ЦБ.
Впрочем, если ЦБ в ближайшее время все-таки выпустит какую-либо инструкцию, как-либо детализирующую механизмы контроля за валютным рынком, опасения о предстоящей жертве рассеются сами собой.
А пока мы, похоже, не настолько богаты, чтобы без риска позволить себе очередной ренессанс ультралиберализации.

Новые правила валютной торговли помогут поделить резервы ЦБ.Время идет, и воспоминания о черном вторнике 1994 года и августовском дефолте 1998-го отступают в памяти экономических масс и руководства страны. Тем более что бюджет в порядке, рубль не дергается, инфляция снижается, золотовалютные резервы ЦБ бьют рекорд за рекордом.

Похоже, пришло время ослабить железную хватку ЦБ на валютном рынке, в очередной раз заняться его неолиберализацией.

И действительно: сначала был снижен норматив обязательной продажи экспортной выручки. Затем, по запросу бюро РСПП, Конституционный суд принимает решение о том, что экспортеры не обязаны продавать валюту исключительно на бирже, а могут это делать и на межбанковском рынке. Вроде бы все логично и архиконституционно. Но, как известно, дьявол прячется в деталях, а истина -- в оттенках.

Две недели назад на совете директоров ЦБ, как принято говорить, "с голоса" принимается решение, дословно повторяющее вердикт суда. Дословно -- то есть без дополнительной детализации и без проработки контуров нового механизма валютной торговли.

Что же произошло?

Теперь банки могут полностью увести все свои обороты с ММВБ, и более того -- им это экономически выгодно. Во-первых, не надо платить ММВБ комиссионные, во-вторых, ЦБ утрачивает возможность контроля над так называемой валютной позицией банка.

Иными словами, банк может практически бесконтрольно переводить активы из рублей в валюту.

Надо еще вспомнить, что для того, чтобы банки не играли на бирже в кредит и по клиринговым схемам, на ММВБ существовал порядок предварительного депонирования средств перед торгами, что снижало риски рынка. А теперь можно играть без реальных резервов.

Короче говоря, у крупнейших игроков валютного рынка (банков и экспортеров) появляется возможность формировать спекулятивные союзы и более эффективно играть на рынке против ЦБ, принуждая его для сохранения стабильности курса идти на масштабные интервенции, которые сокращают его валютные резервы.

А ими попользоваться хотят многие: и олигархи, и политики, постепенно впадающие в предвыборную ажитацию.

Ведь как раньше задабривали избирателя? Перед выборами гасили долги по зарплате, а теперь долгов почти нет. Деньги из бюджета так просто не заберешь. И из резервов ЦБ "по-белому" не откусишь. А вот их масштабное и непрозрачное перераспределение в пользу олигархов теперь вполне возможно.

Более того, за каждым олигархом в госадминистрации есть свой смотрящий. И если деньги ЦБ перетекут в курируемые ими карманы, весь этот корпус смотрящих вместе с подотчетными олигархами вновь докажет свою нужность во властной вертикали. То есть обеспечит свое политическое будущее на очередной четырехлетний срок.

Но, может, у ЦБ достаточно резервов? Бог с ними, пусть послужат интересам политической стабильности, если стабильность экономическую они уже обеспечивают.

Однако это не совсем так!

В мировой практике есть критерий Рэдди в оценке платежеспособности государства. Резервы ЦБ должны покрывать трехмесячный импорт плюс годовые платежи по внешнему долгу.

По Рэдди, ЦБ хорошо бы иметь $46--47 млрд., а в наличии -- 44 млрд.

Для того чтобы мировое финансовое сообщество повысило инвестиционный рейтинг России до приличествующего уровня, надо решить как минимум две проблемы: миновать долговую яму 2003 года (а для этого ЦБ за счет своих резервов как пить дать будет кредитовать Минфин) и соответствовать критерию Рэдди.

Значит, не время пускать резервы ЦБ враспыл.

Тем более не хочется приносить инвестиционный рейтинг России и все вытекающие из его повышения плюсы в жертву проблеме-2004.

А понять, осуществляется ли жертва, можно, отслеживая три индикатора: собственно динамику ЗВР ЦБ, нетто-оборот ММВБ и объем валютных интервенций ЦБ.

Впрочем, если ЦБ в ближайшее время все-таки выпустит какую-либо инструкцию, как-либо детализирующую механизмы контроля за валютным рынком, опасения о предстоящей жертве рассеются сами собой.

А пока мы, похоже, не настолько богаты, чтобы без риска позволить себе очередной ренессанс ультралиберализации.

НИКИТА КИРИЧЕНКО, "Эксперт"

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».