Наверх
23 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2001 года: "Дым отечества"

Российский табачный рынок сегодня — это сплошные парадоксы: «Прима» и «Беломор» начинают исчезать с прилавков, наши фабрики все активнее работают на экспорт, а «Мальборо» перестают подделывать. Само же курево при этом, как ни странно, дешевеет.Год прошел — и слава Богу

Последний год российских и не совсем российских табачников лихорадило. Началось с того, что в начале 2000-го существенно (на 100%) выросли акцизы на табачные изделия. Это, понятно, сказалось на цене сигарет и заставило компании и, в большей степени, дистрибьютеров, снижать затраты а, иногда за счет собственной прибыли, сдерживать отпускные цены, чтобы сохранить за собой свою часть рынка.
Начало нынешнего года было вновь ознаменовано повышением акцизов (в среднем на 40%).
Но больше всего в прошлом году потрепало нервы табачникам намерение правительства ввести монополию на производство и реализацию табачных изделий.
Разговоры о введении монополии возникли довольно давно. Контраргументы представителей отрасли были, казалось, железобетонными: практически все наиболее известные и процветающие табачные фабрики давно уже принадлежат иностранному капиталу и введение монополии неизбежно приведет к конфликтам и подрыву доверия со стороны иностранных акционеров. Однако, слухи о зловещих планах Белого дома по введению госмонополии не утихали. Скорее всего, в правительстве решили «построить» табачников заодно с водочниками. Ведь продукция и тех, и других не только вредит здоровью, но и является подакцизным товаром, и в этом смысле, напротив, должна приносить пользу — пополнять федеральный бюджет.
Однако, в отличие от водочников, табачники не построились и сохранили статус-кво. То есть никакого «табачного Росспиртпрома» и акцизных складов создано не было.
За идеей монополии последовало повальное лицензирование производителей и дистрибьюторов табачных изделий, которое было проведено в июле-августе. Инициатива введения лицензирования принадлежала самим табачникам. Они таким образом небезуспешно попытались избавиться от мелких конкурентов.
В результате, лицензии не получили несколько десятков предприятий и на рынке сейчас осталось 71 табачная фабрика (до лицензирования их было около 100). Причем ряд мелких фабрик получили лицензии явно по политическим мотивам и их, похоже, ожидает в ближайшее время судьба тех нескольких десятков, которым пришлось перейти на производство веников.
И здесь у нас особый путь

Везде в мире табачное производство отличается высокой концентрацией и наличием на рынке одной страны небольшого количества (5-10) крупных фабрик с объемами производства на уровне 15-20 млрд. штук в год.
Россия, как обычно, в общий порядок не укладывается. У нас — даже после недавнего «секвестра» — работает более 70 табачных фабрик, не менее половины из которых влачат жалкое существование, обеспечивая население провинции дешевыми сигаретами вроде «Примы».
При этом существенная часть фабрик уже принадлежит международным компаниям, которые контролируют на сегодня более 90% столичного и более 60% провинциального рынка табачных изделий. Причем именно эти фабрики неуклонно наращивают производство, а мелкие региональные, наоборот, вынуждены его сокращать.
Наличие в России такого количества мелких провинциальных производителей во многом объясняется тем, что акциз на табак уплачивается в региональный бюджет по месту расположения фабрики. То есть любому губернатору выгодно иметь маленький «свечной заводик», который дает ему постоянный источник пополнения регионального бюджета.
Поэтому ряд крупных производителей выступают за ту же методику расщепления акциза, которая была введена по отношению к алкоголю. Согласно «расщепленной» схеме, половину акциза платит производитель, а половину — дистрибьютор-оптовик, причем в том регионе, где продает сигареты. При таком раскладе губернатор будет уже не так сильно заинтересован в поддержании на плаву мелких местных фабрик.
Сейчас новая методика взимания табачного акциза активно лоббируется в провинции и, судя по всему, будет реализована уже в ближайшее время. Для потребителя это даже хорошо — с рынка уйдут поставщики некачественной продукции, их место займут крупные компании, которые, чтобы не терять покупателя, начнут выпуск более качественных дешевых сигарет.
«Беломор» не проканал

Объем потребления сигарет в России составляет около 270 млрд. штук в год, то есть около 15 сигарет в день на душу населения (при том, что курит в России около 40% населения, то в среднем на одного курильщика таким образом приходится по 1,5-2 пачки в день).
Самое интересное заключается в том, что в России в этом году произвели более 330 млрд. сигарет. То есть более 60 млрд. штук не нашли своего покупателя. Основная часть этих «лишних» «палочек здоровья» благополучно перекочевала на Украину, где размер акциза на табачные изделия существенно выше российского и импорт вполне рентабелен.
Если объемы потребления сигарет за последние годы поменялись мало, то вкусовые предпочтения россиян изменились существенно. Мы здесь вполне укладываемся в общемировую тенденцию. Россияне все активнее переходят на сигареты с фильтром и предпочитают все более слабые сорта.
Так, за последний год потребление легких сигарет увеличилось почти в два раза и составило более 10% в натуральном и 20% в стоимостном выражении.
Причин тому несколько. Первая — реклама. Понятно, что рекламируются лишь дорогие фильтрованные сигареты. Вторая — возрастной фактор: молодежь даже в плохие времена нефильтрованные сигареты предпочитает не курить. Не последнюю роль играет и некоторый рост доходов населения. Ведь сразу после 17 августа на более дешевые марки перешли не менее 25% курильщиков, которые теперь возвращаются к прежним привычкам.
Если год назад более 35% всех курильщиков предпочитали «Приму», которая занимала первое место по популярности даже в крупных городах, то сейчас «Приму» курят лишь 23% жителей провинции и 7% москвичей. Существенно сокращается и число любителей папирос. В конце 1998 года их было не менее 7%, теперь — лишь 4%. По мнению председателя ассоциации «Табакпром» Василия Теревцова, производство папирос в ближайшее время будет свернуто, а в недалекой перспективе эта же судьба постигнет и сигареты без фильтра.
Курить лучше в подлиннике

Наряду с постепенным повышением запросов российских курильщиков, улучшению их вкуса способствует и другая любопытная, проявившаяся в последнее время тенденция: все представители отрасли в один голос утверждают, что за последний год откровенных подделок на российском рынке стало существенно меньше.
Причины называют разные — и лицензирование фабрик, и более строгий контроль компаний-производителей и дистрибьютеров за происхождением сигарет, попадающих в торговую сеть, и кризис перепроизводства (благодаря которому сигареты в России, если учесть инфляцию, подешевели примерно на 15-20%, после чего фальсификация во многом утратила смысл).
В результате, если пару лет назад до 40% представленного у нас на рынке «Мальборо» производилось на Малой Арнаутской либо в Бразилии, то сейчас оно в абсолютном большинстве случаев легально изготовляется российскими табачниками. Представители Philip Morris (а именно ей принадлежат российские фабрики, производящие «Мальборо») провели разъяснительную работу с работниками таможни, рассказав им о том, что сейчас сигарет этой марки в Россию никто не завозит вообще.
Впрочем, подделки не исчезли окончательно. Они остались — сместились пристрастия фальсификаторов: самым подделываемыми сортами сигарет сейчас стали сигареты болгарских брендов («Стюардесса», «Опал», «Ту»). Их все еще любят в провинции и небольших городах.
Основной же проблемой в данном отношении по-прежнему является «левое» производство региональных фабрик. Но левым его можно назвать лишь с точки зрения уплаты налогов. На качестве сигарет это не отражается. Их делают из того же сырья, что и легальные, но только в «третью смену», не выплачивая акциза и налогов.
Так что курите на здоровье. Хотя Минздрав предупреждает, что и неподдельные сигареты никакой пользы вашему здоровью принести не могут.

Какие компании поделили российский табачный рынок*

Philip Morris18%
JTI16%
B.A.T.13%
Liggett-Ducat11%
«Донской табак»9%
«Балканская звезда»7%
Прочие26%

*По данным маркетингового агентства «Бизнес и аналитика»

Наиболее популярные в России марки сигарет*

«Прима» без фильтра23%
«Ява золотая»5%
«Петр Первый»5%
«Беломорканал»4%
L&M4%
«Ява»4%
Marlboro2%
Прочие53%

*По данным маркетингового агентства «Бизнес и аналитика»

*По данным маркетингового агентства «Бизнес и аналитика»

ВЛАДИМИР ЗМЕЮЩЕНКО

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK