25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2006 года: "Эдуард ЛОЗАНСКИЙ: «Пророссийского лобби в Вашингтоне нет»"

Архивная публикация 2006 года: "Эдуард ЛОЗАНСКИЙ: «Пророссийского лобби в Вашингтоне нет»"

16—18 мая в Вашингтоне пройдет 25-й ежегодный Всемирный российский форум. Его участники — видные политики, бизнесмены и эксперты двух стран — обсудят пути дальнейшего развития конструктивного партнерства между Россией и Соединенными Штатами. О том, что собой представляет World Russian Forum и чем нынешний будет отличаться от предыдущих, рассказывает его основатель и организатор Эдуард Лозанский.— Я о вашем Форуме впервые услышал, по-моему, во времена Андропова: рисовался он как некий коварный антисоветский зверь, созданный для того, чтобы расколоть, оклеветать, разложить…
— Форум каждый год проходит в Вашингтоне с 1981 года. В этом году будет 25-й. Слово «российский» стало использоваться после 1991 года. Во времена холодной войны это были слушания, посвященные в основном вопросам геополитической и идеологической борьбы с коммунизмом. Организатором была редакция журнала «Континент», возглавляемого писателем Владимиром Максимовым. Для меня эта война закончилась в 1988 году, когда стало очевидно, что реформы Горбачева приняли необратимый характер и крах коммунизма неизбежен. Отсюда — естественный вывод: нашим странам следовало переходить от конфронтации к сотрудничеству. Уже в 1989 году мы провели первое выездное заседание Форума в Москве. К сожалению, для многих, в том числе и моих старых друзей по тем временам, холодная война еще не закончилась. Они проводят довольно активную политику по изоляции России, требуют от Буша и Кондолизы Райс жесткой риторики, исключения России из «Большой восьмерки» и т.д. Наш Форум, напротив, стремится найти новые идеи сближения России и США.
По традиции его заседания проходят в одной из аудиторий Конгресса США. Как обычно, у нас выступят высокопоставленные чиновники многих правительственных учреждений, представители большого и малого бизнеса, ведущих университетов, научных «мозговых центров».
— Каким образом частная организация, которую вы представляете, получает возможность проводить свои заседания в Конгрессе США?
— Для этого необходима поддержка членов Конгресса. В 80-х и начале 90-х годов это были сенатор Боб Доул и конгрессмен Джек Кемп. Если помните, они баллотировались в Белый дом в 1996 году, но проиграли Клинтону—Гору. В последние годы нам покровительствуют другие члены Конгресса, наиболее активно — Курт Уэлдон из Пенсильвании, Дана Рорарбахер из Калифорнии, Ральф Холл из Техаса и многие другие. В этом году нам выделили аудиторию по рекомендации сенатора Трента Лотта из штата Миссисипи.
— Если не ошибаюсь, они все республиканцы?
— Да. Я никогда не скрывал, что являюсь активным членом Республиканской партии, поэтому, естественно, мне легче получить поддержку от них.
— То есть получается, что это республиканская «тусовка»?
— Ну почему же, среди выступающих на Форуме немало и демократов. Мы также приглашаем представителей различных партий и с российской стороны.
— А чем различаются позиции республиканцев и демократов по отношению к России?
— Существенных различий нет. Дело в том, что в настоящее время российский фактор не является доминирующим на выборах, а для политиков ведь главное — быть избранным. Поэтому они должны прислушиваться к общественному мнению, а сейчас для американцев главные темы — это война в Ираке и, как всегда, экономика.
— Однако российская, скорее антироссийская, тема звучит сейчас довольно широко как в заявлениях американской администрации, так и в прессе.
— К сожалению, это так. Но я рассматриваю происходящее не как продуманную кампанию, инициированную Белым домом и уж ни в коем случае президентом Бушем, а скорее как результат работы довольно активного антироссийского лобби в Вашингтоне.
— А что такое это «антироссийское лобби» сегодня?
— В первую очередь это те, для кого Россия в силу геополитических, исторических или каких-то других причин является неприемлемой величиной — является ли она монархией, тоталитарно-коммунистической или демократической. Антироссийское лобби подпитывают и формируют многие государства Восточной Европы и Прибалтики, а также их этнические общины в Америке. Понятно, что все они настрадались от СССР, а некоторые и от царской России, но с крушением коммунизма наступила новая эпоха, и мы должны теперь прилагать огромные усилия для интеграции России и Запада. Я не считаю, что Россия должна быть ответственна за преступления коммунистического режима. Она наряду с бывшими республиками СССР и странами Восточной Европы была одной из порабощенных коммунизмом стран и в абсолютных цифрах понесла наибольший человеческий и материальный урон. Современную Россию следует рассматривать как партнера и союзника Запада для противостояния новым угрозам XXI века, а не как наследницу «империи зла». Если говорить конкретно об «антипутинском лобби», то здесь главную роль играют опальные олигархи и нанятые ими профессиональные лоббистские фирмы.
— Как на это все реагирует президент Буш?
— Судя по всему, Джордж Буш держит глухую оборону и не намерен поддаваться давлению. Однако уже через два с лишним года в Белый дом придет другой хозяин, и что произойдет потом, никому не известно.
— «Антироссийскому» лобби хорошо бы противопоставить «пророссийское»...
— Лобби, которое можно назвать пророссийским, здесь нет. Есть небольшая группа активистов и экспертов-политологов, занимающихся Россией и разделяющих мои взгляды, но этого явно недостаточно. Для нас это скорее хобби, а нужна довольно серьезная группа профессионалов, которая могла бы эффективно вести эту информационную войну.
— В чем же проблема? Почему такая группа отсутствует?
— Наверное, потому, что в Кремле не до конца осознают серьезность проблемы. Вообще, эффективный лоббизм может осуществляться либо усилиями этнических общин — как, например, делают здесь выходцы из Ирландии, Польши, Прибалтики, Украины и множества других стран, — либо нанятыми профессиональными структурами. К сожалению, в силу различных причин, которые я подробно описал в своей недавно вышедшей в Москве книге «Этносы и лоббизм в США. Перспективы российского лобби в Америке», российская диаспора в Америке разобщена и не представляет сейчас серьезной политической силы. Если приложить усилия для консолидации наших соотечественников в США, то в будущем ситуация может улучшиться. Однако это вопрос времени — может быть, 5—7 лет в лучшем случае. И при условии, что этим серьезно заниматься.
— За 5—7 лет отношения России и США могут вконец испортиться…
— Поэтому-то и надо спешить. В настоящее время речь может идти только об использовании профессиональных американских лоббистских фирм, которые в соответствии с законами США имеют право лоббировать интересы иностранных государств. Эти ребята отнюдь не идеалисты, и работать за идею они не будут. Однако речь идет о сравнительно небольших деньгах, и я не понимаю, почему до сих пор Москва не предпринимает никаких действий в этом направлении.
Причем эту деятельность ни в коем случае не должно финансировать государство. С моей точки зрения, это задача российского бизнеса, заинтересованного в американском рынке. Тогда это будет более легитимно и эффективно. Дело в том, что крупный бизнес — «ЛУКОЙЛ», «Северсталь», другие большие компании уже давно и успешно работают с американскими лоббистскими структурами, но отстаивают при этом только свои узкие корпоративные интересы. Необходимо, чтобы они сочетали это с интересами всего российского государства. Понятно, что российские бизнесмены не будут этого делать без звонка из Кремля.
— Любопытно получается. В России с принятием нового закона о некоммерческих организациях жестко ограничили их финансирование из-за рубежа. А если следовать вашей логике, лояльные Кремлю бизнес-структуры должны финансировать усилия американских лоббистов в российских интересах. Не нарвемся ли на «асимметричный» ответ?
— Я ведь имею в виду именно американские лоббистские фирмы, которые имеют право — строго в соответствии с законами США! — лоббировать интересы иностранных государств. А раз они действуют в рамках закона, то вряд ли кто-то здесь будет придумывать «асимметричные» ответы… Кроме того, раз уж вы упомянули НКО, в Москве работают представительства многочисленных американских неправительственных структур. В Вашингтоне должны быть аналогичные российские.
— Кого вы ожидаете в этом году из Москвы в качестве спикеров Форума?
— К сожалению, не так уж много людей, которые способны адекватно представить российскую позицию по основным проблемам ее внутренней и внешней политики. Те, кто может это сделать,— люди весьма занятые, и вырвать их в Вашингтон очень сложно. Ведь наш Форум — это частная инициатива, и мы не можем рассчитывать на то, что кто-то там наверху, в Кремле, будет нам помогать. И все же в этом году, судя по всему, ситуация изменилась. Появилась Общественная палата, в которой есть комитет по международным делам во главе с моим старым знакомым Вячеславом Никоновым. Он обещал приехать сам и посодействовать с приездом других известных людей. Я не хотел бы нарушать этику и называть все имена, чтобы не ставить их в неудобное положение, если в последний момент поездка сорвется. Поэтому назову только тех, кто подтвердил свое участие мне лично. Это Сергей Рогов, Виталий Третьяков, Андраник Мигранян, Глеб Павловский, Павел Гусев. Еще одним достижением в этом году явилось то, что у нас впервые появился серьезный спонсор — «ЛУКОЙЛ». Представители этой крупнейшей российской нефтяной компании расскажут о ее работе в Америке и планах на будущее.
Впрочем, состав участников Форума продолжает уточняться и расширяться, соответствующую информацию можно найти на сайте www.russiahouse.org/wrf.

16—18 мая в Вашингтоне пройдет 25-й ежегодный Всемирный российский форум. Его участники — видные политики, бизнесмены и эксперты двух стран — обсудят пути дальнейшего развития конструктивного партнерства между Россией и Соединенными Штатами. О том, что собой представляет World Russian Forum и чем нынешний будет отличаться от предыдущих, рассказывает его основатель и организатор Эдуард Лозанский.— Я о вашем Форуме впервые услышал, по-моему, во времена Андропова: рисовался он как некий коварный антисоветский зверь, созданный для того, чтобы расколоть, оклеветать, разложить…

— Форум каждый год проходит в Вашингтоне с 1981 года. В этом году будет 25-й. Слово «российский» стало использоваться после 1991 года. Во времена холодной войны это были слушания, посвященные в основном вопросам геополитической и идеологической борьбы с коммунизмом. Организатором была редакция журнала «Континент», возглавляемого писателем Владимиром Максимовым. Для меня эта война закончилась в 1988 году, когда стало очевидно, что реформы Горбачева приняли необратимый характер и крах коммунизма неизбежен. Отсюда — естественный вывод: нашим странам следовало переходить от конфронтации к сотрудничеству. Уже в 1989 году мы провели первое выездное заседание Форума в Москве. К сожалению, для многих, в том числе и моих старых друзей по тем временам, холодная война еще не закончилась. Они проводят довольно активную политику по изоляции России, требуют от Буша и Кондолизы Райс жесткой риторики, исключения России из «Большой восьмерки» и т.д. Наш Форум, напротив, стремится найти новые идеи сближения России и США.

По традиции его заседания проходят в одной из аудиторий Конгресса США. Как обычно, у нас выступят высокопоставленные чиновники многих правительственных учреждений, представители большого и малого бизнеса, ведущих университетов, научных «мозговых центров».

— Каким образом частная организация, которую вы представляете, получает возможность проводить свои заседания в Конгрессе США?

— Для этого необходима поддержка членов Конгресса. В 80-х и начале 90-х годов это были сенатор Боб Доул и конгрессмен Джек Кемп. Если помните, они баллотировались в Белый дом в 1996 году, но проиграли Клинтону—Гору. В последние годы нам покровительствуют другие члены Конгресса, наиболее активно — Курт Уэлдон из Пенсильвании, Дана Рорарбахер из Калифорнии, Ральф Холл из Техаса и многие другие. В этом году нам выделили аудиторию по рекомендации сенатора Трента Лотта из штата Миссисипи.

— Если не ошибаюсь, они все республиканцы?

— Да. Я никогда не скрывал, что являюсь активным членом Республиканской партии, поэтому, естественно, мне легче получить поддержку от них.

— То есть получается, что это республиканская «тусовка»?

— Ну почему же, среди выступающих на Форуме немало и демократов. Мы также приглашаем представителей различных партий и с российской стороны.

— А чем различаются позиции республиканцев и демократов по отношению к России?

— Существенных различий нет. Дело в том, что в настоящее время российский фактор не является доминирующим на выборах, а для политиков ведь главное — быть избранным. Поэтому они должны прислушиваться к общественному мнению, а сейчас для американцев главные темы — это война в Ираке и, как всегда, экономика.

— Однако российская, скорее антироссийская, тема звучит сейчас довольно широко как в заявлениях американской администрации, так и в прессе.

— К сожалению, это так. Но я рассматриваю происходящее не как продуманную кампанию, инициированную Белым домом и уж ни в коем случае президентом Бушем, а скорее как результат работы довольно активного антироссийского лобби в Вашингтоне.

— А что такое это «антироссийское лобби» сегодня?

— В первую очередь это те, для кого Россия в силу геополитических, исторических или каких-то других причин является неприемлемой величиной — является ли она монархией, тоталитарно-коммунистической или демократической. Антироссийское лобби подпитывают и формируют многие государства Восточной Европы и Прибалтики, а также их этнические общины в Америке. Понятно, что все они настрадались от СССР, а некоторые и от царской России, но с крушением коммунизма наступила новая эпоха, и мы должны теперь прилагать огромные усилия для интеграции России и Запада. Я не считаю, что Россия должна быть ответственна за преступления коммунистического режима. Она наряду с бывшими республиками СССР и странами Восточной Европы была одной из порабощенных коммунизмом стран и в абсолютных цифрах понесла наибольший человеческий и материальный урон. Современную Россию следует рассматривать как партнера и союзника Запада для противостояния новым угрозам XXI века, а не как наследницу «империи зла». Если говорить конкретно об «антипутинском лобби», то здесь главную роль играют опальные олигархи и нанятые ими профессиональные лоббистские фирмы.

— Как на это все реагирует президент Буш?

— Судя по всему, Джордж Буш держит глухую оборону и не намерен поддаваться давлению. Однако уже через два с лишним года в Белый дом придет другой хозяин, и что произойдет потом, никому не известно.

— «Антироссийскому» лобби хорошо бы противопоставить «пророссийское»...

— Лобби, которое можно назвать пророссийским, здесь нет. Есть небольшая группа активистов и экспертов-политологов, занимающихся Россией и разделяющих мои взгляды, но этого явно недостаточно. Для нас это скорее хобби, а нужна довольно серьезная группа профессионалов, которая могла бы эффективно вести эту информационную войну.

— В чем же проблема? Почему такая группа отсутствует?

— Наверное, потому, что в Кремле не до конца осознают серьезность проблемы. Вообще, эффективный лоббизм может осуществляться либо усилиями этнических общин — как, например, делают здесь выходцы из Ирландии, Польши, Прибалтики, Украины и множества других стран, — либо нанятыми профессиональными структурами. К сожалению, в силу различных причин, которые я подробно описал в своей недавно вышедшей в Москве книге «Этносы и лоббизм в США. Перспективы российского лобби в Америке», российская диаспора в Америке разобщена и не представляет сейчас серьезной политической силы. Если приложить усилия для консолидации наших соотечественников в США, то в будущем ситуация может улучшиться. Однако это вопрос времени — может быть, 5—7 лет в лучшем случае. И при условии, что этим серьезно заниматься.

— За 5—7 лет отношения России и США могут вконец испортиться…

— Поэтому-то и надо спешить. В настоящее время речь может идти только об использовании профессиональных американских лоббистских фирм, которые в соответствии с законами США имеют право лоббировать интересы иностранных государств. Эти ребята отнюдь не идеалисты, и работать за идею они не будут. Однако речь идет о сравнительно небольших деньгах, и я не понимаю, почему до сих пор Москва не предпринимает никаких действий в этом направлении.

Причем эту деятельность ни в коем случае не должно финансировать государство. С моей точки зрения, это задача российского бизнеса, заинтересованного в американском рынке. Тогда это будет более легитимно и эффективно. Дело в том, что крупный бизнес — «ЛУКОЙЛ», «Северсталь», другие большие компании уже давно и успешно работают с американскими лоббистскими структурами, но отстаивают при этом только свои узкие корпоративные интересы. Необходимо, чтобы они сочетали это с интересами всего российского государства. Понятно, что российские бизнесмены не будут этого делать без звонка из Кремля.

— Любопытно получается. В России с принятием нового закона о некоммерческих организациях жестко ограничили их финансирование из-за рубежа. А если следовать вашей логике, лояльные Кремлю бизнес-структуры должны финансировать усилия американских лоббистов в российских интересах. Не нарвемся ли на «асимметричный» ответ?

— Я ведь имею в виду именно американские лоббистские фирмы, которые имеют право — строго в соответствии с законами США! — лоббировать интересы иностранных государств. А раз они действуют в рамках закона, то вряд ли кто-то здесь будет придумывать «асимметричные» ответы… Кроме того, раз уж вы упомянули НКО, в Москве работают представительства многочисленных американских неправительственных структур. В Вашингтоне должны быть аналогичные российские.

— Кого вы ожидаете в этом году из Москвы в качестве спикеров Форума?

— К сожалению, не так уж много людей, которые способны адекватно представить российскую позицию по основным проблемам ее внутренней и внешней политики. Те, кто может это сделать,— люди весьма занятые, и вырвать их в Вашингтон очень сложно. Ведь наш Форум — это частная инициатива, и мы не можем рассчитывать на то, что кто-то там наверху, в Кремле, будет нам помогать. И все же в этом году, судя по всему, ситуация изменилась. Появилась Общественная палата, в которой есть комитет по международным делам во главе с моим старым знакомым Вячеславом Никоновым. Он обещал приехать сам и посодействовать с приездом других известных людей. Я не хотел бы нарушать этику и называть все имена, чтобы не ставить их в неудобное положение, если в последний момент поездка сорвется. Поэтому назову только тех, кто подтвердил свое участие мне лично. Это Сергей Рогов, Виталий Третьяков, Андраник Мигранян, Глеб Павловский, Павел Гусев. Еще одним достижением в этом году явилось то, что у нас впервые появился серьезный спонсор — «ЛУКОЙЛ». Представители этой крупнейшей российской нефтяной компании расскажут о ее работе в Америке и планах на будущее.

Впрочем, состав участников Форума продолжает уточняться и расширяться, соответствующую информацию можно найти на сайте www.russiahouse.org/wrf.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».