Наверх
16 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2009 года: "ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО ОПЕРА"

Московская премьера оперы «Царица» на музыку Давида Тухманова состоится в Кремлевском дворце 25 и 26 ноября.    В конце июля на сцене Александринского театра «Царицу» увидели петербуржцы. Новая опера посвящена великой женщине своего времени — Екатерине II, поэтому премьера в Петербурге — это своеобразная дань главной героине. Показы прошли при аншлаге. Теперь черед московской публики оценить необычное музыкальное творение.
   Создатели уверяют: это не традиционная опера. Свою работу они называют «открытая опера», то есть жанр, рассчитанный и на искушенного в опере, и даже на совсем не подготовленного слушателя. В 90-е годы композитор Давид Тухманов, создатель таких знаменитых хитов, как «День Победы» и «Мой адрес — Советский Союз», понял, что возвращаться на эстраду не хочет. Страстный и давний поклонник оперы, Тухманов решил взяться за более серьезное произведение. Композитор сейчас занят созданием классической музыки, хоралов и других произведений духовной музыки. На создание партитуры ушло почти два с половиной года. «Опера — наиболее интересный жанр, в котором я могу раскрыть свои возможности, и этот жанр сейчас очень интересен публике, — рассказывает Давид Тухманов. — Поэтому я хотел сделать демократичную оперу, чтобы приблизить ее к массовому зрителю». Опера также вобрала в себя черты мюзикла, его драматургию. Участники действа не только поют, но и танцуют. Также многочисленны сцены балов — бал Потемкина по поводу взятия Тавриды, «Белый» и «Золотой» балы.
   Воплотить в жизнь серьезный оперный проект не просто. И здесь на помощь Тухманову пришел его давний друг Лев Лещенко, пригласивший к участию в проекте Фонд просвещения «Мета» и Финансовую корпорацию «Уралсиб», которые оказали поддержку постановке. «Мы все время хотим двигаться куда-то вперед, оставляя позади наши лучшие традиции, и оперные в том числе, — делится своими впечатлениями от проекта Лев Лещенко. — Мы устали от «Евгения Онегина», исполняемого в стиле рэп. Эта опера для тех, кто не потерял вкуса к классическим оперным произведениям. Тухманов погрузил нас в историю XVIII века, того времени, о котором почти ничего неизвестно молодым. Это поистине народная опера. С самого начала, с момента открытия занавеса, зрители аплодируют просто потому, что видят потрясающие декорации, от которых мы, к сожалению, отвыкли».
   В основу сюжета положены некоторые эпизоды из жизни Екатерины Великой. В центре действия оказались ее отношения с фаворитами — первая любовь, граф Алексей Орлов; князь Григорий Потемкин, отец ее детей; связь с расчетливым, молодым, но очень предприимчивым князем Платоном Зубовым. Одной из исполнительниц партии Екатерины стала певица Мария Максакова, дочь знаменитой драматической актрисы Людмилы Максаковой и внучка оперной примадонны. Она играет юную Екатерину. Действие разворачивается на фоне роскошных интерьеров Екатерининского дворца в Царском Селе, пышный декор которого дополнят десятки зеркал, отражающих пламя 696 свечей. Сейчас оперы чаще всего оформляют минималистски, но сценография «Царицы» решена в стиле барокко XVIII века. Интерьер Екатерининского дворца на сцене точно воссоздан. Перед тем как приступить к работе над эскизами декораций, художники Татьяна Тулубьева и Игорь Нежный приезжали во дворец, чтобы подробно сфотографировать каждую деталь интерьера. Костюмы же не обладают такой исторической достоверностью, это, скорее, фантазии на тему одеяний XVIII века. На протяжении всего действия только хор из 60 человек переоденется 9 раз.
   «Мы не ставили своей задачей сделать историческую оперу, — говорит режиссер-постановщик спектакля Дмитрий Бертман. — Мы концентрировались на конкретной личности человека. Это произведение для людей, которые побаиваются оперы, которые не ходят на оперу. Одно из главных достоинств оперы «Царица» — яркие, запоминающиеся мелодии, музыка в стилистике великих композиторов прошлого, в том числе Модеста Мусоргского. Мы получили огромное удовольствие, работая над спектаклем».
   

   КСТАТИ
   СОВМЕСТНЫМИ УСИЛИЯМИ
   Вместе с композитором Давидом Тухмановым над постановкой работали режиссер-постановщик, худрук «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман, автор идеи Лев Лещенко и авторы либретто Юрий Ряшенцев и Галина Полиди, балетмейстер Эдвард Смирнов. В опере заняты солисты, хор и оркестр Московского музыкального театра «Геликон-опера», солисты Большого театра и Московского театра оперетты.
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK