24 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2005 года: "ЕЭП – абсолютно конкурентоспособный проект"

Архивная публикация 2005 года: "ЕЭП – абсолютно конкурентоспособный проект"

Министр промышленности и энергетики Виктор Христенко отвечает в правительстве еще и за интеграцию постсоветского пространства. Главным условием ее должна стать интеграция России, Украины, Белоруссии и Казахстана. О перспективах развития единого экономического пространства после украинских выборов Виктор ХРИСТЕНКО рассказал в интервью Алексею Тихонову.«Профиль»: Одним из условий участия Украины в ЕЭП новый президент, Виктор Ющенко, назвал соответствие национальным интересам, а также то, чтобы это участие не перекрывало дорогу Украине в движении к другим рынкам. Насколько данное заявление тормозит участие Украины в ЕЭП?

Министр промышленности и энергетики Виктор Христенко отвечает в правительстве еще и за интеграцию постсоветского пространства. Главным условием ее должна стать интеграция России, Украины, Белоруссии и Казахстана. О перспективах развития единого экономического пространства после украинских выборов Виктор ХРИСТЕНКО рассказал в интервью Алексею Тихонову.«Профиль»: Одним из условий участия Украины в ЕЭП новый президент, Виктор Ющенко, назвал соответствие национальным интересам, а также то, чтобы это участие не перекрывало дорогу Украине в движении к другим рынкам. Насколько данное заявление тормозит участие Украины в ЕЭП?

Виктор Христенко: В рамках имеющейся конструкции ЕЭП подобные условия выполнимы. В последние годы динамика торгово-экономических отношений между Россией и Украиной была очень впечатляющей. И цифра в $16 млрд. товарооборота между нами возникла не на пустом месте. Интеграция расширяет возможности для создания конкурентоспособных экономик. Это актуально для всех четырех стран. Приоритетным для экономики Украины выбран инновационный путь. Здесь большой потенциал, например, у оборонно-промышленного комплекса. Многие разработки, сделанные в рамках сотрудничества российских и украинских предприятий, имеют двойное назначение и могут применяться в гражданских отраслях. Это сотрудничество пока реализовано не в полной мере, но задел есть. ЕЭП ориентировано прежде всего на развитие высокотехнологичных отраслей, либерализацию рынка услуг и капитала. А по движению Украины к европейским рынкам… Эти же условия участия в ЕЭП может выдвинуть и Россия, и Казахстан, и Белоруссия. Потому что Концепция ЕЭП по определению не препятствует его участникам развивать сотрудничество с другими странами и объединениями. Я остаюсь убежденным сторонником того, что ЕЭП не содержит препятствий для углубления интеграции Украины с ЕС. Хочется надеяться, что после встречи двух президентов уйдут в небытие спекуляции о политической природе ЕЭП. Если же какие-либо политические деятели поднимают шум по поводу мифических препятствий, то это или результат непонимания (что реже), или попытка решить свои внутренние политические задачи (что чаще). Мы категорически против политизации всего, что связано с абсолютно экономическим понятием ЕЭП. ЕЭП — это не чья-то политтехнология, а экономически обоснованная необходимость для всех стран «четверки» существенно продвинуться в решении экономических задач без какого-либо политического объединения.

«П.»: Все же если Украина на каком-то этапе решит не в полной мере участвовать в ЕЭП, как в таком случае будет организовано взаимодействие между государствами?

В.Х.: В основных документах ЕЭП введен принцип разноуровневой и разноскоростной интеграции: каждая страна-участница сама определяет, в каких из направлений развития интеграции или отдельных интеграционных мероприятиях она будет участвовать и в каком объеме. Концепция ЕЭП может быть реализована в формате 3 + 1. Конечно, это снизит эффект интеграции, но в основном только для Украины.

«П.»: Кое-кто говорит о попытке России создать «новый Советский Союз» под видом ЕЭП…

В.Х.: Заявления о попытках России таким путем в «очередной раз возродить СССР» как минимум беспочвенны. В основе СССР лежали принципы его полной хозяйственной и идеологической независимости. Россия же заинтересована максимально использовать преимущества интеграции. Интеграция — самая перспективная форма развития. ЕЭП — абсолютно конкурентоспособный проект. «Членство» в объединении численностью 220 млн. человек предоставит неоспоримые выгоды каждому из участников. ЕС недавно принял в свои члены 10 стран и много лет будет подтягивать их до своего уровня. В ближайшие 10 лет ЕС не намерен расширяться. В «ближайшей» перспективе — на 15—20 лет — принятие Турции. В ЕС при этом нет единства мнений по поводу членства Украины. Поговорить — да. Но не более.

«П.»: Украинские политики заявляют о необходимости пересмотра действующих соглашений по ЕЭП...

В.Х.: Неплохо бы уточнить, что же, собственно, хочется пересмотреть. Пока президентами подписаны только рамочные документы — Концепция и Соглашение о формировании ЕЭП. Осенью мы подписали соглашение о взимании НДС по стране назначения, которое даст в госбюджет Украины около миллиарда долларов в год. Тогда же было принято решение о либерализации режима перемещения украинских граждан на территории России (до 90 дней без регистрации). Эта работа велась в рамках переговоров по созданию ЕЭП. По-моему, эти соглашения выгодны всем. Лишь с 2005 года начнутся переговоры по конкретным пунктам соглашений. Сейчас у нас есть проекты 91 соглашения, из них 29 — первоочередных. Мы готовы вести четырехсторонние переговоры по этим соглашениям.

Еще летом мы запланировали привлечь к обсуждению соглашений представителей экономических кругов четырех стран — не только крупного, но и среднего и малого бизнеса. Участие бизнеса позволит добиться прозрачности обсуждения правил функционирования единого рынка.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».