16 апреля 2024
USD 93.59 +0.15 EUR 99.79 +0.07
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2005 года: "Экономика бензина"

Архивная публикация 2005 года: "Экономика бензина"

При пробеге 20 000 км водители в этом году выложат за бензин около $2000. С поездками на дачу — вдвое больше. Экономное вождение позволяет сократить расходы на 12—15%, то есть сохранить траты прежними, как если бы бензин не дорожал.Большинство наших водителей не считают свои расходы на топливо. Отношение к бензину такое же, как к водке в советское время. Когда цену на нее решили повысить до 7 рублей, народ смеялся: «Передайте Ильичу (в смысле Брежневу) — нам и десять по плечу». И все же мы решили подсчитать, что даст экономия топлива, если подходить к ней так, как европейские автомобилисты.

©
При пробеге 20 000 км водители в этом году выложат за бензин около $2000. С поездками на дачу — вдвое больше. Экономное вождение позволяет сократить расходы на 12—15%, то есть сохранить траты прежними, как если бы бензин не дорожал.Большинство наших водителей не считают свои расходы на топливо. Отношение к бензину такое же, как к водке в советское время. Когда цену на нее решили повысить до 7 рублей, народ смеялся: «Передайте Ильичу (в смысле Брежневу) — нам и десять по плечу». И все же мы решили подсчитать, что даст экономия топлива, если подходить к ней так, как европейские автомобилисты.

Экономия практически

©
Прежде всего специалисты в один голос советуют обратить внимание на стиль вождения. В нем кроются самые большие потери — и одновременно максимальный потенциал экономии. Посмотрите, говорят они, мы даже во дворе, на прямой в 30 м до первого поворота, умудряемся разогнаться до 60 км/ч, чтобы потом погасить эту скорость до нуля. Так же «рвем когти» от светофора к светофору. По наблюдениям Алексея Крамского, доцента МАМИ, у среднестатистического городского водителя более 70% времени работы педали акселератора приходится на зону, близкую к максимальному нажатию. В итоге расход топлива увеличивается на 60% по сравнению с базовым. При годовом пробеге 20 тыс. км это лишние $1200 — на сэкономленные деньги можно купить домашний кинотеатр или съездить за границу. Еще при такой езде, говорит Крамской, на 15—20% снижается ресурс двигателя, а значит, машину приходится чаще и серьезнее ремонтировать. Это тоже траты. Между тем выигрыш во времени оказывается призрачным. Помнится, журнал «За рулем» в свое время проводил эксперимент и убедился, что экономия времени у мчавшегося без правил и соблюдения положенной скорости через всю Москву с севера на юг водителя составил всего девять минут перед тем, кто ехал тем же маршрутом спокойно и не нарушал ПДД. С нашими пробками и короткими переездами выигрыш и вовсе оказывается эфемерным. Понаблюдайте за своими соседями в потоке: вы едете с одними и теми же людьми, как бы ни старались их обогнать. На загородных дорогах скорость, по данным Научно-исследовательского института автомобильного транспорта (НИИАТ), не должна превышать 90 км/ч. Повышение до 110 км/ч увеличивает расход на 22%, до 140 км/ч — на 58%, а до 160 км/ч — более чем вдвое.

©
Второе — выбор машины. По наблюдениям дилеров практически всех марок, россияне предпочитают автомобили с двигателями максимальной мощности и в самой полной комплектации — с автоматом, электропакетами, раздельным климатом, кондиционером. Причем эта особенность, как ни странно, наиболее ярко проявляется в сегменте самых дешевых машин, что говорит о расточительности граждан: как только деньги позволяют, мы за ценой не стоим. Таким образом, расход топлива автоматически, уже при покупке, закладывается выше на 16—38% от оптимального. А это еще 350—800 «баксов». Сервис-менеджер компании Ford в России Андрей Фомин обращает внимание на то, что машины с мощными моторами и в максимальной комплектации быстрее теряют в цене и их неохотно покупают в качестве секонд-хэнда. В Европе даже люди с большим достатком ездят в будни на небольших городских автомобилях. У нас при первой возможности покупают машину классом выше.

Не популярны у нас и дизельные авто. В Европе дизтопливо дешевле бензина на треть. У нас — на 9—12%. Но и в этом случае удается сэкономить минимум $200 в год. Дизельные моторы экономны в расходовании и менее капризны к качеству топлива. Но годполтора придется отбивать разницу в стоимости этих машин — по сравнению с такими же бензиновыми дизели, как правило, дороже.

По мнению начальника управления анализа и разработок Института комплексных стратегических исследований Евгения Погребняка, даже нынешнее «увеличение цены на топливо в текущем масштабе повышения не ведет к изменению потребительского выбора при покупке автомобилей. Ясно, что стоимость эксплуатации увеличивается. Однако, поскольку покупки новых автомобилей приходятся на 30% наиболее обеспеченных россиян, сдвигов именно из-за роста цен на бензин не происходит. В то же время существует параллельная тенденция — рост популярности малолитражных автомобилей. Особенно это заметно в больших городах. Но это, как правило, вторая машина в семье, «женский» автомобиль. Мы видим рост популярности внутри импорта автомобилей класса B. Поэтому при их продвижении на рынке упоминается их высокая экономичность. Но все равно наш потребитель тяготеет к более крупному автомобилю».

Есть факторы, на которые мы и вовсе не обращаем внимание. Между тем, по словам коммерческого директора представительства Michelin в России Алексея Платова, почти 20% топлива автомобиль расходует на преодоление сопротивления качению, то есть четверть бака «съедают» шины. Использование современных «экономных» покрышек класса Energy позволяет снизить расход топлива примерно на 5%. Это значит, говорит Платов, что за все время их «ходимости» удается сэкономить восемь баков топлива — по 100 литров в год. А езда с постоянно включенным кондиционером летом и на непрогретом двигателе зимой, по наблюдениям финских экспертов из журнала для потребителей Tuuli Lasi, приводит к потерям еще 15—25% средств на топливо за сезон. Постоянно возимый в багажнике хлам «съедает» $30 ежегодно.

Сэкономить можно, и выбирая заправку той компании, которая продает данную марку бензина дешевле конкурентов. Или, определившись с компанией, заправляться на ее загородных АЗС, стоимость топлива на которых ниже примерно на 6—10%. Но покупать горючее надо у проверенных продавцов и иметь в виду, что подозрительно низкие цены зачастую свидетельствуют о некачественном или поддельном топливе. Экономя понемногу на всем, водитель может сохранить почти $3000 за год — можно купить еще одну машину в кредит.

Почему плохой бензин

©
Классическое объяснение работников автосервиса, которое слышат владельцы новых иномарок, приезжая с неисправной машиной: вы заправились плохим бензином. Сегодня практически все иностранные производители жалуются на плохое качество бензина в нашей стране. Как отметил заместитель директора по вопросам безопасности, стратегии и технической политики Ford Motor Company Роберт Браун, поставляемые в Россию автомобили часто соответствуют нормам «Евро-4», однако в стране нет топлива, которое бы им подходило. Некоторые автовладельцы в связи с этим гоняются за топливом определенного НПЗ или за так называемым финским бензином, о высоком качестве которого известно еще с советских времен.

«Финны давно покупают в России исходный продукт и умело доводят его до ума, — сказал «Профилю» ведущий специалист компании ТНК Константин Рудяк.— Их бензин действительно лучше российского, поскольку проходит еще один цикл переработки, который существенно удорожает стоимость горючего. Россия отстает от Европы в производстве новых видов топлива на поколение. Чтобы нам получать бензин такого же качества, необходима реконструкция нефтеперерабатывающих заводов, но проводить ее имеет смысл лишь после того, как на наших дорогах появится больше современных, дорогих и чувствительных к хорошему топливу авто». Пока же, по данным ГИБДД, почти 70% автомобильного парка страны составляют машины в возрасте до десяти лет и морально устаревших конструкций. В основном это «жигули», которые могут ездить на чем угодно.

Григорий Сергиенко, исполнительный директор Московской топливной ассоциации, видит основную причину большого количества поддельного и некондиционного топлива на рынке в его экономической привлекательности. Акциз установлен только на высокооктановое горючее. Поэтому велико искушение купить низкооктановое топливо, различными добавками довести его до «кондиции» и быстро продать, получив хороший куш. Цены на такое топливо будут, естественно, ниже. На долю мелких владельцев (имеющих 1—5 АЗС), по данным Российского топливного союза, приходится треть рынка. При этом половину прямогонного бензина НПЗ реализуют именно «коммерческим структурам».

По мнению специалистов департамента транспорта и связи Москвы, самая распространенная схема обмана потребителя — получение 95-го бензина из 92-го с помощью катализаторов. «Усовершенствованное» таким образом топливо приобретает вредные для автомобиля свойства и приводит к дорогостоящим ремонтам и повышенному загрязнению среды. Самые распространенные приемы обмана водителей, по словам представителей ГУБЭП, — недолив, получение с помощью присадок высокооктанового топлива, разбавление бензина дешевыми сортами, соляркой и даже водой.

Официально считается, что в Москве не более 5% поддельного горючего. Однако если проанализировать статистику рейдов по АЗС, проведенных правоохранительными органами, то бензина ненадлежащего качества в столице — примерно 20— 25%. Причем с ростом цен и спроса некондиция увеличивается, и «хлебнуть паленки» можно даже на вполне солидной АЗС с символикой известного бренда. «Как только спрос и цены начинают расти, всегда находятся те, кто хочет предложить товар подешевле. Но сделать это можно только за счет снижения качества», — подчеркивает Константин Рудяк. По данным оперативников ГУБЭП, только в Московской области действует не менее сотни подпольных заводов. В регионах и глубинке на поддельное горючее приходится уже от трети до половины всего реализуемого через автозаправки топлива. И если в Москве и области, по данным проверок, покупателей обманывают на каждой пятой-четвертой АЗС, то по трассам, вдали от крупных населенных пунктов, — на каждой седьмой из десяти.

В Москве и крупных городах работники автозаправок промышляют в основном недоливом. Этот прием используется как на старых АЗС с механическими колонками, так и на современных, компьютеризированных станциях. Недолив «узаконен» и ГОСТом — 50 мл на 10 л отпущенного через колонку топлива, т.е. стакан на бак бензина.

За городом и на дальних АЗС бензин чаще подделывают или разбавляют низкими сортами, дизтопливом, керосином и просто водой. Вода увеличивает детонационную стойкость топлива, т.е. «повышает» октановое число, но она губительна для двигателя. «Вода удобна мошенникам еще и тем, что не позволяет выявить конкретного нарушителя, — рассказала «Профилю» Галина Елькина, инспектор Госторгинспекции России. — Емкости для хранения топлива текут, и невозможно разобраться: появилась вода в результате естественной течи или ее с завода завезли с бензином, а может, она уже была в бензовозе, железнодорожной цистерне или ее все-таки добавили сами работники заправки, чтобы на этом нажиться». Наличие воды тоже допускается ГОСТом и ТУ.

«О том, что вы заправились плохим бензином, можно узнать после того, как машина простоит несколько часов, — говорит Валерий Соколов, ведущий специалист по бензинам НАМИ-Хим. — Она больше не заведется либо двигатель начнет детонировать. В обоих случаях ремонт влетит в копеечку». «Присадки быстро выпадают в осадок, — говорят эксперты Центральной лаборатории проверки АЗС, — двигатель получает бензин, на котором не может работать, выходит из строя компьютер, забиваются отходами топливопроводы и топливные устройства — неприятности идут по нарастающей». Больше всего достается 95-му и 92-му бензинам, их чаще подделывают, изготавливая эти «сорта» из 80-го или даже 64-го — то есть прямогонного бензина. У НПЗ своя «виагра», способная превратить железнодорожную цистерну «прямогонки» в Аи-92. По словам специалистов нефтяных компаний, заводы используют ее, когда полученное технологическим путем топливо не дотянуло до требуемых параметров, чтобы не удорожать производство. Присадку, заверили нас, вводят в микроскопических дозах, как «лекарство». Но где гарантии, что она не попадает к «предпринимателям»?

Суррогатную продукцию легче скрыть, когда она такого же цвета, как и настоящая. Видимо, поэтому окрашенных бензинов в России нет до сих пор, хотя во многих странах ими пользуются уже 40 лет. В свое время основные марки бензина красили и в СССР. По мнению специалистов из «ЛУКОЙЛа», прежде всего надо вводить цвет в низкосортные бензины, из которых «самопальщики» пытаются делать дорогое топливо.

Качество бензина в автомобиле во многом зависит и... от сезона. В ТНК несколько лет собирали и анализировали данные покупателей, недовольных качеством топлива. Изобразив эти показатели графически, специалисты увидели, что пики недовольств приходятся на весну и осень. Оказалось, все дело — в суточных перепадах температур. Нагреваясь днем, бензин ночью резко охлаждается и затягивает в бак влажный воздух. А учитывая, что большинство автомобилистов предпочитают заправляться, когда в баке остается только пара литров бензина, при очередной заправке вся собравшаяся на дне вода и грязь поднимаются струей заливаемого топлива и всасываются в мотор. Поэтому специалисты ТНК советуют хотя бы раз в два года чистить топливный бак машины и заправляться, когда в нем остается еще половина объема топлива.

Где заправляться

Специалисты советуют не заправляться на АЗС с подозрительными или неизвестными названиями, на трассах, на отшибе и с подозрительно низкими ценами. Пользоваться следует только выбранной опытным путем заправкой и никогда не останавливаться на случайных станциях. Невыдача чека или вопрос о его необходимости должны настораживать покупателя: лучше от такой заправки в дальнейшем отказаться. Замечено также: хороший бензин там, где при АЗС есть магазин. Владельцам важно, чтобы водители приезжали к ним постоянно. Опытные автомобилисты советуют заправляться там, где в одном месте скопилось много АЗС от разных производителей. Владельцы крупных заправок не будут рисковать бизнесом ради сомнительного навара. Утрата репутации может стоить потери доли рынка.

Репутация заправок широко обсуждается автомобильной общественностью в Интернете. Вот пример предпочтений клиентов. 38% членов клуба спортивных «ниссанов» заправляются на ТНК, 23% — на ВР, 9% — на Agip. Заправки ЮКОСа, «ЛУКОЙЛа», МТК, «Татнефти», «Славнефти» и «Коруса» разделили их предпочтения поровну. Клуб владельцев машин марки VW советует своим членам заправки «ЛУКОЙЛа» и ТНК, замечая, что у последней много джобберских, т.е. самостоятельных, но под флагом фирмы заправок, из-за чего качество бензина на АЗС заметно колеблется от «чуть выше среднего» до «сильно ниже среднего».

Особенности московских цен

В начале сентября розничные цены на нефтепродукты в Москве различались на разных АЗС на один-полтора рубля. В агентстве «КОРТЕС» объясняют, что это обычная ситуация для конца или начала любого месяца. Некоторые АЗС продают старые запасы по более низким ценам, другие — по новым расценкам. Обычно цена в Центральном округе столицы заметно — до одного рубля — отличается от цены в спальных районах. Так, в начале сентября Аи-92 на АЗС «Гранда», расположенной на улице Малая Тульская, стоил 16,2 рубля за литр. А на АЗС «жигулей» на улице Академика Янгеля — 15,6 рубля за литр. В Московской топливной ассоциации это объясняют тем, что в Центральном округе мало заправок — 40—50 (или 6—7% от общего количества заправок). Кроме того, на цену топлива влияет количество АЗС, расположенных в непосредственной близости друг от друга. Если их много — объемы продаж уменьшаются, и, чтобы иметь достаточную прибыль, продавцы снижают цены.

Обычно различаются цены на АЗС, расположенных одна за другой вдоль дорог — на первой, которая встречается водителю по ходу движения, обычно цена на несколько копеек выше, чем на следующей. Например, в начале сентября АЗС «Ека-Процессинга» на Варшавском шоссе (она стоит раньше при движении из центра) продавала Аи-92 за 16,2 рубля за литр. АЗС «Гранда», расположенная дальше, предлагала топливо уже за 15,8 рубля за литр. Таким образом, тот, кто предлагает топливо «позже», соблазняет покупателя более низкой ценой. За МКАД цена на топливо часто выше, чем в Москве, до 2 рублей. В Московской топливной ассоциации это объясняют тем, что объемы реализации на АЗС в области ниже, чем в столице.

Екатерина Фокина

Критическая цена — 50 рублей за литр

«Профиль» решил выяснить, до какой отметки должна подняться цена на литр бензина, чтобы автовладельцы пересели на метро. Наш корреспондент провел день на московских заправках, приставая к водителям с таким вопросом. Все респонденты отвечали в стиле «чур тебя, чур, не пойду под землю ни за что». И не хотели даже гипотетически представить ситуацию, при которой будут вынуждены это сделать. Любопытно, что с особой страстью говорили о недопустимости отказаться от машины владельцы отечественных автомобилей.

Андрей Владимирович, «Лада-112»:

— Не пересяду на метро ни при каких условиях! Мы будем в чем-то другом

себе отказывать! России надо вводить ограничения на цену бензина.

Владимир, «Волга ГАЗ-31»:

— Пусть вырастают хоть до миллиона, я без машины не могу. Привык уже — 15 лет за рулем. Общественный транспорт не для меня!

Более философски оказались настроены владельцы машин производства бывшей социалистической страны Чехии.

Владимир Акельев, Scoda Octavia:

— На общественный транспорт я в любом случае не пересяду. Не понимаю, отчего цены у нас-то растут. Мы — экспортеры, а не импортеры нефти. Пока еще цены нормальные, главное, чтобы качество бензина соответствовало стандартам. Цены у нас вполовину меньше, чем в Европе, — да, у нас меньше зарплаты, но у нас и налоги ниже, и жизнь дешевле, чем в Европе. Так что я считаю: все уравновешено.

Всерьез о переходе в категорию пассажиров метро и троллейбусов задумались только водители-женщины.

Елена, Chevrolet Aveo:

— Не знаю, если честно, пока средства позволяют, на метро не пересяду. Сейчас не допускаю возможности, что буду пользоваться общественным транспортом. Но не исключено, что судьба преподнесет мне такой сюрприз. Что ж, спокойно буду ездить на метро. Для меня это не будет трагедией.

Ирина Юрьева, «Лада-112»:M

— Рублей пятьдесят за литр, не меньше. Но такого повышения цен в ближайшее время, я думаю, не произойдет. Пока средства позволяют пережить существенное повышение цен, так что не планирую перейти из лагеря водителей в лагерь пешеходов.

Большинство опрошенных «Профилем» автовладельцев уровнем цены, с которого они начнут задумываться о пересадке на общественный транспорт, назвали 50 рублей.

Подготовил Дмитрий Руднев

К чему приводит некачественное топливо

Бензин, октановое число которого поднято присадками, по словам владельца станции автосервиса Дмитрия Ляховецкого, прежде всего выводит из строя «мозги» автомобиля, топливные датчики и иногда нейтрализатор выхлопных газов. Многое зависит от того, какие добавки использованы. Если они содержат железо, то на свечах образуется красный налет, портящий электрооборудование. От плохого топлива летят свечи. Даже дорогие, рассчитанные на 100 тыс. км пробега, при использовании некачественного бензина «ходят» не более 30 тыс. км. Иными словами, заправка некондиционным топливом может вылиться в ремонт стоимостью от $400 до $1500.

Рост цен на нефтепродукты продолжится

Скачок мировых цен на нефть только укрепил уникальную тенденцию этого года на внутреннем рынке РФ — цены на сырую нефть поднимаются рекордными темпами, опережая рост цен на нефтепродукты. Похоже, основная причина этого — экспортная политика нефтяников.

Цены на черное золото внутри России в сентябре этого года выросли до 8400—8700 рублей за тонну, увеличившись по сравнению с августом на 8—11,5%. Главная причина — общий рост цен на российскую Urals на мировом рынке. По данным Argus Media, с начала нынешнего года по конец августа она выросла в Роттердамском порту до $430 за тонну, или в 1,7 раза. А средняя цена в Северо-Западной Европе оказалась на тот момент почти на 40% больше, чем была в январе. Эти факторы и подхлестнули рост стоимости нефти на внутреннем рынке. Нефтяные компании предпочитали экспортировать сырье, а не продавать его в России (ежемесячно около 54% от объема добычи уходило на экспорт, 43% — на переработку). В конце августа экспортные аппетиты компаний обернулись недостатком свободных объемов на рынке нефтепродуктов и ажиотажным спросом трейдеров на топливо. А в целом оптовые цены на Аи-92

выросли с начала года на 42% (за это же время прошлого года — на 30%).

Как обычно, рост оптовых цен на нефтепродукты в этом году значительно опережал рост розничных. Сначала весь первый квартал 2005 года розничные цены вообще практически не менялись. В первую очередь потому, что крупнейшая нефтяная компания — «ЛУКОЙЛ» — фактически их сдерживала. Напомним, что еще в декабре прошлого года глава этой компании Вагит Алекперов лично пообещал президенту Путину снизить цены на нефтепродукты. Правда, затем упущенное было оперативно наверстано. По данным «КОРТЕСа», с января по август стоимость Аи-92 поднялась на 8% (15,5 рубля за литр в августе). Хотя в итоге рост получился даже меньше, чем в прошлом году: тогда розничная цена на Аи-92 с января по август увеличилась на 18%. Скромные темпы роста цен на нефтепродукты в этом году можно объяснить просто. С прошлого года уже в три раза увеличилась нагрузка на компании по налогам и экспортным пошлинам. Но при этом заметим, что Минфин изымает только сверхприбыли нефтяников от продаж нефти — около 90%. А в цене нефтепродуктов в среднем налоги до сих пор составляют только 50%.

Сейчас с каждой тонны экспортируемой нефти компания получает шесть центов, а с каждого литра топлива, проданного, например, на АЗС в московском регионе, — один цент.

Кстати, обсуждать структуру цены на нефтепродукты и влияние налогов и пошлин на нее, например, в «ЛУКОЙЛе» и ТНК-ВР отказались. Как, впрочем, и не стали прогнозировать, каким образом будет меняться цена на топливо до конца года. По оценке «КОРТЕСа», розничные цены на нефтепродукты до конца года будут продолжать расти. По итогам года этот рост составит, скорее всего, 8—10%.

Екатерина Фокина

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».