По мнению председателя Государственного совета Республики Коми Владимира Торлопова, Москва прислушивается к региональным законодательным инициативам только тогда, когда они совпадают с мнением руководства Госдумы и президента РФ."Профиль": Владимир Александрович, в эти дни Республика Коми отмечает 80-летие своего образования. Какое место, по вашему мнению, она сейчас занимает на политической и экономической карте России?
Владимир Торлопов: К сожалению, далеко не самое лучшее. Увы, мы не в состоянии соперничать с динамично развивающимися Татарстаном, Башкортостаном, Самарской и Нижегородской областями. Это видно по многим параметрам. В том числе по объему инвестиций, вкладываемых в экономику региона. Показатели иностранных инвестиций в Коми сопоставимы с вложениями в Калининградскую область. А ведь у нас, в отличие от тех же калининградцев, есть нефть, газ, огромные лесные запасы.
"П.": В чем же, по вашему мнению, причина сложившегося положения?
В.Т.: Главе республики Спиридонову не удается найти общий язык с новыми деловыми партнерами. Отсутствует конкуренция, например, среди нефтяных компаний: у нас один монополист -- "ЛУКойл". Он диктует цены на нефтепродукты.
"П.": Означает ли это, что экономика республики неизлечимо больна?
В.Т.: Безусловно, нет. Темпы роста объема промышленного производства Коми в 2000 году составили 106,8% и несколько превышают не только общероссийский показатель (105,5%), но и цифры по регионам Северо-Западного федерального округа (105,0%). Но потенциально Коми должна развиваться намного динамичнее. Как, например, Архангельская область -- она сопоставима с нашей республикой по своим природным ресурсам (особенно по части нефти и газа), а темпы роста объема промышленного производства там в I полугодии 2001 года составили 110,9%. В Коми же всего 105,8%.
"П.": Но если экономика Коми растет не теми темпами, какими могла бы, то вряд ли в этом вина одного только главы республики.
В.Т.: Все, что зависит от законодательной ветви власти, мы делаем. У нас в республике есть свои закон об инвестициях, документы, поддерживающие малых и средних предпринимателей. Жилищный кодекс. Закон о выборах и референдумах. Закон о собственности.
Всего с 1990 года, когда была провозглашена декларация о государственном суверенитете республики, принято и действует 480 законов (для сравнения: к началу 90-го года -- не более 20). И заметьте, ни один из документов не принимался "в пику" федеральному законодательству.
"П.": Да, но федеральное законодательство тоже не идеально.
В.Т.: Мы сознательно не пошли по пути так называемого "конкурентного федерализма". Как тот же Татарстан или Башкортостан, где принимались документы, не согласованные с законодательством федерации. Мы живем в государстве, которое существует как единое правовое пространство. И уже в начале 90-х руководство республики понимало, что парад суверенитетов когда-нибудь закончится, а Центр заставит приводить законодательства республик в соответствие с федеральными правовыми нормами. Мы считаем, что, как субъекты федерации, просто обязаны двигаться навстречу Центру. При условии, конечно, что и Центр будет учитывать интересы регионов.
Еще в начале прошлого года, задолго до того, как по всей России стали приводить региональные законодательства в соответствие федеральному, в рамках кардинальной ревизии законов, принятых за последние 10 лет, мы создали временную комиссию. Предложения в ее адрес вносили депутаты Госсовета, депутаты городских советов, глава республики.
В основе работы лежал метод сплошной оценки состоятельности норм правовых актов, принятых в 1990--2000 годах. По итогам этой деятельности в законодательное собрание республики Коми были внесены предложения по приведению в соответствие с ныне действующими республиканским и федеральным законодательствами 37 правовых актов. Чуть позже в дополнение к ним были проанализированы и приведены "в норму" еще 30 законов Республики Коми.
Так что мы прислушиваемся к Центру. Ждем, что и Центр прислушается к нам.
"П.": И что -- слышит ли вас Центр?
В.Т.: К сожалению, пока многочисленные обращения от региональных законодательных органов к Госдуме и президенту ничего не значат, если не совпадают с мнением и позицией центральных органов власти. Например, ежегодно такая ситуация складывается при подготовке федерального бюджета -- в той его части, которая касается налогов, перечисляемых Центру из регионов.
Почему-то депутаты и избиратели на местах до сих пор верят: если они примут громкую петицию, озвучат ее в местной прессе, то Москва среагирует. На самом же деле эту законодательную инициативу какой-нибудь чиновник в лучшем случае зарегистрирует и положит под сукно.
"П.": Что же вы предлагаете?
В.Т.: Во-первых, необходимо пересмотреть полномочия Москвы в отношении регионов: сейчас в российских законах прописано, что львиная доля законодательных инициатив принадлежит Центру. Прежде всего, по формированию бюджета. Но реальная жизнь показывает, что финансовые потоки формируются в регионах. Следовательно, последним можно и нужно дать больше прав и возможностей участвовать в его разработке.
Во-вторых, нужно пересмотреть федеральные полномочия в отношении природных ресурсов, которые залегают на территории регионов, но исключительное законодательное право в этой сфере принадлежит Москве.
В-третьих, федеральному Центру необходимо поддерживать инициативы регионов по проведению всевозможных экономических форумов и существование экономических ассоциаций -- таких, например, как "Северо-Западное промышленное партнерство" или ассоциация "Большая Волга". Это добровольные общественные объединения деловых кругов Северо-Западного федерального округа. Нам бы хотелось, чтобы согласованную позицию предпринимателей услышали в Москве, хотелось бы, чтобы на заседаниях в этих структурах присутствовали представители федеральных министерств. В непосредственном диалоге наши бизнесмены смогут лучше понять логику действий федеральных чиновников, а те, в свою очередь, будут лучше представлять реальное положение дел в регионе. Такие формы сотрудничества способствуют развитию межрегиональных деловых связей.
"П.": Не могли бы вы привести примеры законодательных инициатив Республики Коми в адрес Государственной думы РФ, которые были поддержаны на уровне принятых федеральных законов?
В.Т.: В 1993 году Верховный Совет республики обратился в Верховный Совет РСФСР с предложением о принятии закона, запрещающего рекламу и пропаганду алкогольных и табачных изделий. Сначала эта инициатива не получила отклика. Понимая насущность и необходимость решения этой проблемы (в чем мы не сомневались, что подобное положение будет утверждено и на федеральном уровне), в декабре 1994 года в республике приняли закон "Об административной ответственности за рекламу алкогольной продукции и табачных изделий".
На федеральном уровне эти вопросы были урегулированы с учетом наших предложений через полгода и вошли в закон "О рекламе". Были поправки к трудовому законодательству, запрещающие использование труда малолетних на опасных и вредных производствах (шахты и химическая промышленность), предложения к закону "Об обороне", "О ветеранах", "О государственных пенсиях в РСФСР", "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Всего около 20 раз республика выходила с законодательными инициативами на федеральный уровень.
"П.": А не приходила вам в голову мысль, что, перебравшись, например, в Москву, можно было бы более эффективно осуществлять эти инициативы?
В.Т.: Уезжать из Коми я не хочу. И так достаточно времени провожу в столице на заседаниях Совета Федерации и Комитета по социальной политике, руководителем которого являюсь.
Хотя предложения поступают. Например, недавно предлагали должность вице-премьера по социальным вопросам. Но я не согласился.
"П.": Почему, если не секрет?
В.Т.: Представителю администрации президента, который предлагал мне этот пост, я сказал примерно так: "Еще два года назад, пока не знал всей московской кухни, пошел бы не оглядываясь. Но теперь ставлю условия: все кадровые вопросы, касающиеся социальной сферы, будут решаться только при моем участии. Я понимаю, что последнее слово всегда оказывается за президентом, но пусть и мои доводы будут услышаны. И второе: финансовые потоки на социальные нужды должны идти через профильного вице-премьера. А то получается, что расходы по статье "социальные нужды" заложены в бюджет, но министр финансов знает лучше, куда их в данный момент направлять, чем человек, ответственный за социальную сферу. И еще, я сам приглашу людей для совместной работы".
После этого чиновники из правительства посмотрели на меня как на ненормального.
"П.": Кстати, о социальных проблемах. Во многих российских национальных образованиях численность коренного населения постоянно сокращается. Гипотетически возможна ситуация, что некая национальная республика есть, а народа, по названию которого она именуется, уже фактически нет. Какова ситуация с коренным населением в Коми?
В.Т.: Угрозы вымирания народа коми нет. Тенденция к снижению численности коренного населения наметилась после Великой Отечественной войны. Но с начала 70-х и по сегодняшний день ситуация выправилась. В течение последних десятилетий численность населения коми составляет около 70 тысяч человек.
Для того чтобы люди не забыли свой родной язык и культуру, в республике издаются газеты на языке коми, в драматическом театре идут спектакли на этом языке. В Сыктывкарском университете есть кафедры, на которых изучается и преподается язык коми.
"П.": А какие меры предприняты властями для улучшения жизни всего населения республики?
В.Т.: Пособия, пенсии и прочие социальные выплаты выдаются своевременно. Удалось в полтора раза увеличить и прожиточный минимум -- за счет изменений, принятых к республиканскому закону "О прожиточном минимуме". Результатом стало то, что у гораздо большего числа жителей появилось право претендовать на социальную помощь. Правда, размер ежемесячного пособия невелик (около 90 рублей), так что нам есть еще над чем работать.
ВИКТОР ГАВРИКОВ