25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2004 года: "«Эксперт» купил свободу"

Архивная публикация 2004 года: "«Эксперт» купил свободу"

Гендиректор ЗАО «Издательский дом «Проф-Медиа» Рафаэль Акопов и гендиректор журнала «Эксперт» Александр Привалов объявили о выкупе журналом 41,5% своих акций у «Проф-Медиа». Теперь «100% акций журнала принадлежит работникам журнала. Вернее, группе его работников», — поправился Привалов.Объяснили развод оба директора, старавшиеся выглядеть как можно дружелюбнее, разным видением «концепции развития издания». Проще говоря, в долгой борьбе за контроль над «Экспертом» победили журналисты. Финансовые и юридические службы журнала оказались явно сильнее, чем в «Проф-Медиа». В журналистской тусовке даже ходил слух, что редакция попросту нашла способ «кинуть» своего акционера, который в момент запуска журнала в 1995 году вложил в него около $2 млн. Любопытно, что на те же «грабли» наступила «Проф-Медиа» и в сделке с Independent Media. ИД покупал, по инсайдерской информации, миноритарный пакет в надежде на его расширение до контрольного. В итоге остался с миноритарным, зато газета «Ведомости» (IM) вполне смело напечатала как-то злую карикатуру на главу «Интерроса» (который владеет компанией «Проф-Медиа») Владимира Потанина. За текущий год сделка по «Эксперту» уже вторая для «Проф-Медиа». Летом был продан пакет акций (35%) агентства «Прайм-ТАСС», и «Еврофинанс-Моснарбанк» увеличил свою долю в агентстве в 50%. «Проф-Медиа» владеет контрольными пакетами в «Известиях», «Комсомольской правде», «Советском спорте», «Экспресс-газете», «Белорусской газете», радиостанциях «Авторадио», «Энергия», «Диско», в компаниях «Сегодня-пресс» (распространение периодики), «ПрофМьюзик» (звукозапись) и сети кинотеатров «Синема-Парк».

Гендиректор ЗАО «Издательский дом «Проф-Медиа» Рафаэль Акопов и гендиректор журнала «Эксперт» Александр Привалов объявили о выкупе журналом 41,5% своих акций у «Проф-Медиа». Теперь «100% акций журнала принадлежит работникам журнала. Вернее, группе его работников», — поправился Привалов.Объяснили развод оба директора, старавшиеся выглядеть как можно дружелюбнее, разным видением «концепции развития издания». Проще говоря, в долгой борьбе за контроль над «Экспертом» победили журналисты. Финансовые и юридические службы журнала оказались явно сильнее, чем в «Проф-Медиа». В журналистской тусовке даже ходил слух, что редакция попросту нашла способ «кинуть» своего акционера, который в момент запуска журнала в 1995 году вложил в него около $2 млн. Любопытно, что на те же «грабли» наступила «Проф-Медиа» и в сделке с Independent Media. ИД покупал, по инсайдерской информации, миноритарный пакет в надежде на его расширение до контрольного. В итоге остался с миноритарным, зато газета «Ведомости» (IM) вполне смело напечатала как-то злую карикатуру на главу «Интерроса» (который владеет компанией «Проф-Медиа») Владимира Потанина. За текущий год сделка по «Эксперту» уже вторая для «Проф-Медиа». Летом был продан пакет акций (35%) агентства «Прайм-ТАСС», и «Еврофинанс-Моснарбанк» увеличил свою долю в агентстве в 50%. «Проф-Медиа» владеет контрольными пакетами в «Известиях», «Комсомольской правде», «Советском спорте», «Экспресс-газете», «Белорусской газете», радиостанциях «Авторадио», «Энергия», «Диско», в компаниях «Сегодня-пресс» (распространение периодики), «ПрофМьюзик» (звукозапись) и сети кинотеатров «Синема-Парк».

«Расхождение во взглядах на концепцию» чувствовалось даже на совместной официальной презентации. Привалов говорил о перспективах информгруппы «Эксперт» (именно так следует теперь называть журнал) и вспоминал, как «без рубля, стула и квадратного метра» он ушел от создателя «Коммерсанта» Владимира Яковлева. «Две трети нашей группы — это доходы от журнала, так что быстрого роста не будет. Поэтому мы рассчитываем, что смежные бизнесы будут расти гораздо быстрее. Прогнозируемый оборот группы в 2004 году вырастет, думаю, на 20%». (На 2002 год оборот «Эксперта» оценивался в $17—19 млн.) А Рафаэль Акопов, несмотря на то, что поводом презентации являлся «Эксперт» (организацию журнал взял на себя), говорил о «наболевшем», едва ли не требуя, чтобы его спросили, когда продадут «Известия».

В отношении «Эксперта» для г-на Акопова тоже все оказалось непросто: «Для нас продажа акций журнала — часть объявленной стратегии, где мы потихонечку избавляемся от активов, в которых у нас нет контроля или которые не укладываются в профильную для нас сферу деятельности. С продажей этого актива мы закончили такого рода sell-off… — Потом с грустью добавил: — Хотели бы мы иметь журнал «Эксперт» и его контрольный пакет. В среднесрочной перспективе он мог бы хорошо смотреться в каком-то соотношении с газетой «Известия», но сложилось так, как сложилось…». Тут гендиректор «Проф-Медиа» в очередной раз вернулся к теме «Известий». Сакраментальный вопрос ему все-таки задали. Отвечал он так: «Слуху уже год, и он живет своей жизнью. Но всегда оставался слухом. Переговоров не велось, не ведется и в настоящее время. Но если ваш вопрос все же в том, продаются ли газеты, журналы, которые есть в «Проф-Медиа», или сама «Проф-Медиа», то у нас продается все… за правильные деньги... Когда-то все бывает продано в бизнесе», — философски закончил г-н Акопов.

На самом деле г-н Акопов пришел в «Проф-Медиа» чуть больше года назад в том числе для предпродажной подготовки «Известий», частью которой стало привлечение главным редактором ныне снятого Рафа Шакирова. Такая задача ставилась Акопову Потаниным. Но он пока не справился. Не удалось пока и получить «кивок» от Кремля на такую сделку (ни на продажу, ни на, соответственно, покупку ее кем-либо). Недавно Кремлем же была заблокирована инициатива Акопова по покупке у РАО ЕЭС пакета акций канала REN TV. А коллеги г-на Акопова замечали, что он до сих пор не может оправиться после ухода с канала НТВ («йордановского периода») и продолжает грезить телевидением.

В связи с планами «Проф-Медиа» возник вопрос, куда ИД потратит вырученные в сделке с «Экспертом» деньги (их, по разным оценкам, от более реальных $10 млн. до менее реальных $14 млн., сами стороны сумму сделки не разглашают). «B2B, что-нибудь развлекательное, что-нибудь повеселее, кино… А если кроме шуток, то мы рассчитываем серьезно расширить свое присутствие в газетном сегменте, планируем инвестировать в В2В, в издательский сегмент и проекты, не связанные с издательской деятельностью», — расплывчато обрисовал «Профилю» свои планы глава «Проф-Медиа».

Согласился Акопов охарактеризовать и двух последних главных редакторов «Известий» — бывшего и нынешнего. На вопрос «Профиля», в каком качестве г-н Шакиров принимает участие в судьбе газеты (есть информация, что все стратегические, кадровые и контентные вопросы решает именно он), г-н Акопов ответил: «Шакиров — член совета директоров, и если он дает советы и встречается, то это обычная практика. Никакой должности консультанта у него нет». Что касается нынешнего главного редактора, то Акопов нервничал заметно меньше: «Владимир Бородин — это правильное соотношение двух факторов: у него есть достаточно большой опыт работы в газете «Известия» и он молод. Это для нас большой актив. Газета должна стать ну не столько модной, сколько отвечающей духу времени».

МИЛА КУЗИНА, ПЕТР ИВАНОВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».