Наверх
8 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2010 года: "ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ"

Эксперты «Карьеры» о ситуации на рынке Финансовый кризис не просто повлиял на банковский сектор экономики, он кардинальным образом изменил работу кредитных организаций, заставив их повернуться лицом к клиенту, задуматься о необходимости не просто продать услугу, но научиться сотрудничать.    Василий СОЛОДКОВ, директор Банковского института Высшей школы экономики:
   «С началом финансового кризиса связано то, что банки стали более тщательно оценивать риски при кредитовании корпоративных клиентов и при наличии избыточной ликвидности очень неохотно возобновляют процесс кредитования.
   Еще одной серьезной проблемой после начала кризиса стало отсутствие длинных пассивов, хотя на самом деле их не было и ранее, но до начала кризиса банки имели доступ к внешнему рынку, получая на нем хотя и краткосрочные ресурсы, но на постоянно возобновляемой основе. Учитывая, что процесс кредитования не возобновился не только в России, но и во всем мире, внешний рынок не является существенной альтернативой внутренним ресурсам, которые продолжают носить краткосрочный характер».
   
   Федор ЖЕМЧУЖИН, консультант отраслевой компании «АНКОР — Банки, финансовые услуги»:
   «В условиях восстановления экономики после мирового финансового кризиса облуживание крупных корпоративных клиентов, обладающих высоким уровнем ликвидности, стало для многих банков приоритетной задачей в среднесрочной и долгосрочной перспективах. Конкуренция за клиентов обострилась и повлекла за собой бурное развитие корпоративного банковского блока — расширение продуктовых линеек, улучшение качества обслуживания клиентов. Сотрудники, работающие в секторе обслуживания корпоративных клиентов, сейчас чувствуют себя наиболее востребованными».
   
   Ян АРТ, главный редактор информагентства Bankir.ru, вице-президент Национальной ассоциации кредитных брокеров и финансовых консультантов:
   «Работа банков с корпоративными клиентами под влиянием кризиса претерпела принципиальные изменения, более серьезные, чем в сфере розницы. Дело в огромных объемах просрочек по кредитам, выданным корпоративным клиентам. Сегодня менеджеры по работе с корпоративными клиентами обязаны суметь выстроить отношения с теми клиентами, которые оказались в числе кредитных «просрочников». Парадигма сложна: с одной стороны — выбить долг, с другой — не потерять клиента. Это означает, что менеджер по работе с корпоративными клиентами перестал по своей сути быть менеджером по продажам такому клиенту типовых продуктов банков. Он должен обеспечить индивидуальный подход уже не только на уровне коммуникаций, но и на уровне поиска взаимоудовлетворяющих решений. Так что в сегодняшней ситуации эффективный менеджер по работе с корпоративными клиентами — тот, кто сумел сократить объемы просрочек, не теряя клиента».
   
   Павел МЕДВЕДЕВ, председатель подкомитета Госдумы РФ по банковскому законодательству, финансовый омбудсмен:
   «Конец 2008-го, 2009-й и 2010 годы предоставили российским банкирам наглядное пособие к главе «Риски» банковского учебника. Оказалось, что к началу кризиса была совершена масса ошибок, последствия которых, не очень заметные в «мирное» время, превратились в тяжкие гири на балансах банков в условиях кризиса. К счастью, в масштабе всей российской банковской сферы ошибки не были слишком грубыми и не привели к «системным эффектам». Однако в ближайшие год-два, а может быть и дольше, с последствиями придется бороться. Но не было бы счастья… Мне кажется, что кризис сделал среднестатистического банкира осторожнее и мудрее».
   
   Гарегин ТОСУНЯН, президент Ассоциации российских банков:
   «Наиболее острая фаза кризиса пройдена без трагических потерь для рынка. Фундаментальные же проблемы отечественной экономики и банковской системы, существовавшие еще до кризиса, остались и, на мой взгляд, в чем-то даже усугубились.
   Одна из самых серьезных проблем — вопрос выживаемости и конкуренции на рынке банковских услуг. Сами услуги продолжают оставаться дефицитом. Уменьшается, а не растет количество банковских учреждений. Так, с начала года количество действующих банков сократилось на 40, а их капитал снизился на 5,8%. Нехватка доступных и долгосрочных кредитных ресурсов не позволяет проводить модернизацию, препятствует достижению стабильного и сбалансированного экономического роста. Большинство инвестиций финансируется за счет средств компаний и бюджетных ресурсов. За счет же банковских кредитов обновляется менее 10% основных фондов. Их высокая стоимость пока сохраняется».
   
   Татьяна БАРТЮК, ведущий консультант департамента банковского рекрутмента компании Antal Russia:
   «В последнее время банки стали более детально подходить к подбору сотрудников, обращая пристальное внимание на их бэкграунд: релевантность, стабильность опыта работы, достижения в предыдущих компаниях. Сейчас работодатели банковской сферы стремятся найти кандидата, максимально отвечающего всем требованиям.
   В целом банки стали больше внимания уделять удержанию и развитию отношений с клиентами. Если раньше основной фокус был направлен на завоевание новых позиций, то сейчас многие начали осознавать важность повышения лояльности клиентов.
   В рамках взятого курса на модернизацию стартапы заявлены в качестве одной из приоритетных для кредитования отраслей, однако, пока на практике реализация этой установки не ощу-щается. По факту же банки акцентируются на нефтегазовом и сырьевом секторах, металлургической промышленности, FMCG-компаниях и инфраструктурных проектах».
   
   Алексей ТУРКОВ, председатель совета директоров НДКО «Ричфорд Кредит»:
   «За последние два года в банковской среде произошло довольно много изменений. Я назову лишь некоторые, наиболее значимые. Начнем с того, что ушли с рынка банки с непрозрачной отчетностью, слабые по капиталу, глубоко нерыночные. Наконец-то всплыли «токсичные» активы в банках, и началась реальная работа с проблемными долгами. Соответственно возросли расходы на покрытие невозврата кредитов. Прошла глубокая чистка менеджмента финансовых учреждений. Банки поменяли как стратегию, так и тактику будущего развития, а именно: принципы фондирования, оценку рисков, отношение к залогам. Безусловно, их действия теперь будут более продуманными и осторожными».
   

   БОЛЕЕ 300 ЧЕЛОВЕК
   было опрошено «Карьерой» в рамках исследования банковского рынка в сфере работы с корпоративными клиентами. Среди них около ста представителей крупнейших банков, работающих на российском рынке, и более 200 сотрудников таких компаний, как Hill and Knowlton (CIS Limited), Kludi, Sony, ТЦ «Твинстор», Dyson, Collection LTD, «Техресурспроект», Swiss Otel Krasnye Holmy Moscow, Philips, «Юнимилк», Siemens, «Система «Галс» и др.

   

   МЕТОДИКА РЕЙТИНГА
   Топ-лист составлен на основе метода экспертной оценки. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе мы попросили представителей бизнеса и около 100 банков назвать лучших, по их мнению, банковских специалистов, работающих с корпоративными клиентами. По итогам этого опроса был сформирован список, включающий более 100 специалистов, работающих на российском рынке.
   Далее мы попросили экспертов оценить участников по десятибалльной шкале по следующим критериям:
   
    Личная известность.
    Деловая репутация участника рейтинга.
    Уровень профессионализма.
    Взаимодействие с клиентами (четкость, комфортность и т.п.).
    Экономическая эффективность решений.
    Известность компании.
    Деловая репутация компании.
    Надежность компании.
    Количество и качество предоставляемых услуг.
    Финансовая стабильность компании.
   
   Оценки по указанным критериям получили все участники рейтинга. Место того или иного специалиста определялось на основе общего среднего арифметического балла.
   В итоговой таблице представлены участники, набравшие максимальное количество баллов.
   
   Примечание
   Данные о статусе участников рейтинга предоставлены компаниями. В случае если сотрудники компании отказывались предоставить соответствующую информацию, мы оставляли за собой право указать данные, взятые из открытых источников. Сведения о статусе участников указаны по состоянию на осень 2010 года. Эксперты оценивали участников, исходя из результатов, достигнутых на указанных постах. В процессе работы эксперты воздерживались от оценки представителей аффилированных структур. Так как цель нашего рейтинга — познакомить бизнес-сообщество с лучшими менеджерами, работающими непосредственно с компаниями, после совещания с экспертами было решено не включать в основной рейтинг глав банков, но допустить их к участию в «Народном рейтинге».
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK