Наверх
25 января 2022
Без рубрики

Архивная публикация 2000 года: "Если дети врут..."

В любой детской выдумке, как в метафоре, заключен скрытый смысл, извлечь который нам, взрослым, часто бывает не под силу.Я хочу быть хорошим!


Обман, ставший для многих родителей камнем преткновения и вызывающий максимум негативных эмоций, получил в психологии специальное название -- "школьная ложь".

Это ситуации, когда ребенок говорит, что сделал уроки, тогда как в тетрадях "конь не валялся"; когда за отчетом, что в школе все в порядке, обнаруживается дневник с малопривлекательными оценками, а то и с выдранными страницами; когда поздний приход из школы ребенок объясняет изменением в расписании, а на поверку оказывается, что ваш любимчик последние несколько часов провел в весьма сомнительной компании на соседнем дворе. Эмоциональные монологи родителей по поводу недопустимости лжи с последующими клятвами со стороны ребенка обычно малоэффективны и помогают на одну-две недели.

Если вы столкнулись с подобной ложью, попытайтесь спокойно выслушать объяснения ребенка и разобраться, какую ситуацию на какую он заменил. Как правило, вымысел, будь он правдой, отвечает требованиям родителей. А то, что ребенок пытался скрыть, для них малоприятно, они, скорее всего, не готовы эту горькую пилюлю проглотить.

"Школьное вранье" чаще всего встречается в семьях, где родители жестко определяют свои ожидания в отношении ребенка, не беря за труд разобраться, есть ли у отпрыска реальная возможность все эти желания осуществить. Стремление отпрыска выглядеть хорошим в глазах родителей и становится причиной лжи.

Второй мотив -- родительские запреты. Чем категоричнее ребенку не разрешают смотреть телевизор, болтаться с друзьями на улице, сидеть за компьютером, тем слаще становится запретный плод.

Лучше вообще ничего в ультимативной форме не запрещать. Объясните дитяте свою позицию, приведите аргументы, выслушайте встречные предложения, составьте компромиссный план. Дайте ребенку возможность почувствовать себя автором принятого решения, и необходимость обманывать исчезнет сама собой. Хорошо помогает личный положительный пример родителей.

Первое, что вы должны сказать себе, если столкнулись со "школьным враньем": "Мой ребенок любит меня и хочет быть хорошим". Потом вы должны понять, ради каких целей он вас обманывает. Какие объективные потребности ваших сына или дочки требуют безусловного удовлетворения. И третье. Обсудите с ребенком, как этих целей можно достигнуть, не обманывая. Но не только в отрицательно-назидательном варианте ("обманщик плох"), а в конструктивно-созидательном: какими другими способами можно получить то, что было скрыто за обманом? А для этого нужно, чтобы ребенок вам доверял, понимал, что вы на его стороне и готовы с уважением отнестись к его намерениям.

Например, он курит, чтобы казаться взрослее. Устройте его на работу: умение зарабатывать деньги -- не первый ли это признак взросления? Он обманывает, что заболела учительница музыки. Но, может быть, потому что это вы, родитель, видите в нем маленького Моцарта. А ваш ребенок с большим удовольствием научился бы печь пирожки. Предоставьте ему эту возможность -- и он перестанет врать.

Как-то ко мне обратился артист Николай Еременко, чья дочь -- в то время первоклассница -- ходила в Вальфсдорфскую школу. Идеологи этого учебного заведения считают, что ребенок в своем развитии должен пройти те же стадии, что и человеческая культура, причем все на натуральном материале. Дети там много делают руками -- шьют, строгают. Одновременно им запрещают смотреть телевизор, ходить в "Макдоналдс", пользоваться компьютером. В итоге девочка, пока родителей не было дома, смотрела мультики, а потом говорила, что этого не делала. Брала у подружек вожделенных кукол -- и уверяла, что случайно нашла их на улице. Девочку перевели в обычную школу -- проблемы исчезли.

Вообще, если школьная жизнь отличается от домашнего уклада, рано или поздно это ознаменуется конфликтными ситуациями или враньем.

Вот что рассказали о своих методах борьбы с детскими выдумками родители.

Дарья Майорова, супруга главы "Мосфильма" Карена Шахназарова, мама двоих сыновей: "Самое главное -- не надо детям врать, учить одному, а самому поступать иначе. Если они не видят, как врут взрослые, они и сами не станут обманывать. Я стараюсь максимально открыто все вопросы со своими мальчиками обсуждать. Чем чаще и искреннее с ними разговаривать, тем меньше остается каких-то запретных тем и тем меньше стремление обмануть".

Ирина Бычкова, супруга Василия Бычкова, гендиректора фирмы "Экспопарк": "Моим дочкам три с половиной и пять лет. Я вспоминаю свое детство -- тогда было больше всевозможных запретов, и это побуждало обманывать. Сейчас все иначе: то ли наши дети более сообразительные, то ли мы больше знаем о детской психологии. Собственно, и поводов врать не возникает. Однако к детским фантазиям я отношусь внимательно. Старшая наша дочь последнее время рисует кошек -- по пятьдесят штук на листе. В общем, понятно, куда она клонит. Придется дарить ей на день рождения кошку или собаку".

Владимир Рыжков, депутат Госдумы: "Моей Наташе в этом году исполнится шесть. Она пока не врет -- только сочиняет, что она принцесса или черепашка-ниндзя. Я думаю, детские враки -- это болезнь не детей, а родителей. Значит, в семье нет доверия, дети боятся".

Обрати на меня внимание


Иногда ребенок врет, чтобы родители элементарно обратили на него внимание. Причем не формально -- подарив очередной подарок или купив еще одно платье, а эмоционально. И не так важно, с каким знаком, плюсом или минусом, эти эмоции будут.

Одна дама на сеансе у психотерапевта вспомнила эпизод из детской жизни, Когда ей было шесть лет, она стащила у мамы золотое кольцо, отнесла его в парк и бросила в лужу недалеко от дороги, по которой они с матерью гуляли перед сном. Мама очень огорчилась из-за пропажи. Девочка никак не показала свою причастность к событию, а вечером, во время прогулки, как бы невзначай замешкалась возле лужи, стала ковырять в ней палкой и, к изумлению мамы, выудила оттуда колечко. Радость от находки и восхищение дочерью сменились подозрениями, девочку вывели на чистую воду и наказали. Вспоминая эту историю по прошествии многих лет, дама поняла, что мечтала заслужить материнские похвалу и признание, которых ей ужасно не хватало.

Один мальчик, замкнутый по природе, никогда не посещавший детский сад, очень страдал от зависимого положения, которое занял в школьном коллективе. Дети бывают порой довольно жестоки и хорошо чувствуют слабые места других, так что неподготовленный к общению ребенок стал объектом насмешек и розыгрышей. Хотя мальчик отличался мягким и покладистым характером, он, к ужасу своих близких, стал регулярно рассказывать красочные истории про убийства и иные безжалостные расправы. Причем в этих фантазиях он выступал в роли киллера. Так ребенок нашел единственный приемлемый способ выхода из дискомфортной ситуации.

Я посоветовала родителям водить мальчика в группу игровой психотерапии, где он смог бы освоить другие, более эффективные способы отношений со сверстниками.

Обратите внимание, какую роль в своих фантазиях ребенок оставляет себе. Если он выбрал агрессивную партию -- значит, ваш малыш нуждается в защите. Если это лидирующие роли, обратите внимание на его самооценку (она может оказаться заниженной или нестабильной) и предпримите шаги по ее укреплению: чаще хвалите за его реальные достижения. Успехи делает каждый ребенок, просто некоторые родители считают такое поведение нормой и не обращают на него внимания. Если фантазии связаны с выражением любви и заботы, скорее всего, в реальности именно этого ребенку не хватает.

Вымышленные истории можно использовать для развития воображения. Скажите, что рассказ вам очень понравился, он похож на интересную сказку (хотя в жизни не бывает летающих бэтманов и огнедышащих драконов), предложите записать ее (или сделайте это сами под диктовку сына или дочки). Можно со временем собрать "Книгу сказок", к ней нарисовать иллюстрации и карты выдуманной страны. Даже если ваш ребенок не станет впоследствии Толкиеном или Кэрроллом, уровень его воображения, как и чувство реальности, существенно возрастут, а потребность подменять настоящую ситуацию вымыслом уменьшится.

Часто замена реальности на выдумку вызвана недовольством этой самой реальностью и желанием изменить ее хотя бы в своем воображении. И только мы, взрослые, можем научить наших детей действовать в реальном мире. Но для этого важно разгадать предлагаемую нам в виде вымышленной истории загадку, увидеть скрытого за шляпой слона. Ведь, говоря словами Маленького принца, "Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать".

МАРИЯ КОЛОСОВА

Оперативные и важные новости в нашем telegram-канале Профиль-News
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Самое читаемое