Наверх
22 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2000 года: "Если дети врут…"

В любой детской выдумке, как в метафоре, заключен скрытый смысл, извлечь который нам, взрослым, часто бывает не под силу.Я хочу быть хорошим!

Обман, ставший для многих родителей камнем преткновения и вызывающий максимум негативных эмоций, получил в психологии специальное название — «школьная ложь».
Это ситуации, когда ребенок говорит, что сделал уроки, тогда как в тетрадях «конь не валялся»; когда за отчетом, что в школе все в порядке, обнаруживается дневник с малопривлекательными оценками, а то и с выдранными страницами; когда поздний приход из школы ребенок объясняет изменением в расписании, а на поверку оказывается, что ваш любимчик последние несколько часов провел в весьма сомнительной компании на соседнем дворе. Эмоциональные монологи родителей по поводу недопустимости лжи с последующими клятвами со стороны ребенка обычно малоэффективны и помогают на одну-две недели.
Если вы столкнулись с подобной ложью, попытайтесь спокойно выслушать объяснения ребенка и разобраться, какую ситуацию на какую он заменил. Как правило, вымысел, будь он правдой, отвечает требованиям родителей. А то, что ребенок пытался скрыть, для них малоприятно, они, скорее всего, не готовы эту горькую пилюлю проглотить.
«Школьное вранье» чаще всего встречается в семьях, где родители жестко определяют свои ожидания в отношении ребенка, не беря за труд разобраться, есть ли у отпрыска реальная возможность все эти желания осуществить. Стремление отпрыска выглядеть хорошим в глазах родителей и становится причиной лжи.
Второй мотив — родительские запреты. Чем категоричнее ребенку не разрешают смотреть телевизор, болтаться с друзьями на улице, сидеть за компьютером, тем слаще становится запретный плод.
Лучше вообще ничего в ультимативной форме не запрещать. Объясните дитяте свою позицию, приведите аргументы, выслушайте встречные предложения, составьте компромиссный план. Дайте ребенку возможность почувствовать себя автором принятого решения, и необходимость обманывать исчезнет сама собой. Хорошо помогает личный положительный пример родителей.
Первое, что вы должны сказать себе, если столкнулись со «школьным враньем»: «Мой ребенок любит меня и хочет быть хорошим». Потом вы должны понять, ради каких целей он вас обманывает. Какие объективные потребности ваших сына или дочки требуют безусловного удовлетворения. И третье. Обсудите с ребенком, как этих целей можно достигнуть, не обманывая. Но не только в отрицательно-назидательном варианте («обманщик плох»), а в конструктивно-созидательном: какими другими способами можно получить то, что было скрыто за обманом? А для этого нужно, чтобы ребенок вам доверял, понимал, что вы на его стороне и готовы с уважением отнестись к его намерениям.
Например, он курит, чтобы казаться взрослее. Устройте его на работу: умение зарабатывать деньги — не первый ли это признак взросления? Он обманывает, что заболела учительница музыки. Но, может быть, потому что это вы, родитель, видите в нем маленького Моцарта. А ваш ребенок с большим удовольствием научился бы печь пирожки. Предоставьте ему эту возможность — и он перестанет врать.
Как-то ко мне обратился артист Николай Еременко, чья дочь — в то время первоклассница — ходила в Вальфсдорфскую школу. Идеологи этого учебного заведения считают, что ребенок в своем развитии должен пройти те же стадии, что и человеческая культура, причем все на натуральном материале. Дети там много делают руками — шьют, строгают. Одновременно им запрещают смотреть телевизор, ходить в «Макдоналдс», пользоваться компьютером. В итоге девочка, пока родителей не было дома, смотрела мультики, а потом говорила, что этого не делала. Брала у подружек вожделенных кукол — и уверяла, что случайно нашла их на улице. Девочку перевели в обычную школу — проблемы исчезли.
Вообще, если школьная жизнь отличается от домашнего уклада, рано или поздно это ознаменуется конфликтными ситуациями или враньем.
Вот что рассказали о своих методах борьбы с детскими выдумками родители.
Дарья Майорова, супруга главы «Мосфильма» Карена Шахназарова, мама двоих сыновей: «Самое главное — не надо детям врать, учить одному, а самому поступать иначе. Если они не видят, как врут взрослые, они и сами не станут обманывать. Я стараюсь максимально открыто все вопросы со своими мальчиками обсуждать. Чем чаще и искреннее с ними разговаривать, тем меньше остается каких-то запретных тем и тем меньше стремление обмануть».
Ирина Бычкова, супруга Василия Бычкова, гендиректора фирмы «Экспопарк»: «Моим дочкам три с половиной и пять лет. Я вспоминаю свое детство — тогда было больше всевозможных запретов, и это побуждало обманывать. Сейчас все иначе: то ли наши дети более сообразительные, то ли мы больше знаем о детской психологии. Собственно, и поводов врать не возникает. Однако к детским фантазиям я отношусь внимательно. Старшая наша дочь последнее время рисует кошек — по пятьдесят штук на листе. В общем, понятно, куда она клонит. Придется дарить ей на день рождения кошку или собаку».
Владимир Рыжков, депутат Госдумы: «Моей Наташе в этом году исполнится шесть. Она пока не врет — только сочиняет, что она принцесса или черепашка-ниндзя. Я думаю, детские враки — это болезнь не детей, а родителей. Значит, в семье нет доверия, дети боятся».
Обрати на меня внимание

Иногда ребенок врет, чтобы родители элементарно обратили на него внимание. Причем не формально — подарив очередной подарок или купив еще одно платье, а эмоционально. И не так важно, с каким знаком, плюсом или минусом, эти эмоции будут.
Одна дама на сеансе у психотерапевта вспомнила эпизод из детской жизни, Когда ей было шесть лет, она стащила у мамы золотое кольцо, отнесла его в парк и бросила в лужу недалеко от дороги, по которой они с матерью гуляли перед сном. Мама очень огорчилась из-за пропажи. Девочка никак не показала свою причастность к событию, а вечером, во время прогулки, как бы невзначай замешкалась возле лужи, стала ковырять в ней палкой и, к изумлению мамы, выудила оттуда колечко. Радость от находки и восхищение дочерью сменились подозрениями, девочку вывели на чистую воду и наказали. Вспоминая эту историю по прошествии многих лет, дама поняла, что мечтала заслужить материнские похвалу и признание, которых ей ужасно не хватало.
Один мальчик, замкнутый по природе, никогда не посещавший детский сад, очень страдал от зависимого положения, которое занял в школьном коллективе. Дети бывают порой довольно жестоки и хорошо чувствуют слабые места других, так что неподготовленный к общению ребенок стал объектом насмешек и розыгрышей. Хотя мальчик отличался мягким и покладистым характером, он, к ужасу своих близких, стал регулярно рассказывать красочные истории про убийства и иные безжалостные расправы. Причем в этих фантазиях он выступал в роли киллера. Так ребенок нашел единственный приемлемый способ выхода из дискомфортной ситуации.
Я посоветовала родителям водить мальчика в группу игровой психотерапии, где он смог бы освоить другие, более эффективные способы отношений со сверстниками.
Обратите внимание, какую роль в своих фантазиях ребенок оставляет себе. Если он выбрал агрессивную партию — значит, ваш малыш нуждается в защите. Если это лидирующие роли, обратите внимание на его самооценку (она может оказаться заниженной или нестабильной) и предпримите шаги по ее укреплению: чаще хвалите за его реальные достижения. Успехи делает каждый ребенок, просто некоторые родители считают такое поведение нормой и не обращают на него внимания. Если фантазии связаны с выражением любви и заботы, скорее всего, в реальности именно этого ребенку не хватает.
Вымышленные истории можно использовать для развития воображения. Скажите, что рассказ вам очень понравился, он похож на интересную сказку (хотя в жизни не бывает летающих бэтманов и огнедышащих драконов), предложите записать ее (или сделайте это сами под диктовку сына или дочки). Можно со временем собрать «Книгу сказок», к ней нарисовать иллюстрации и карты выдуманной страны. Даже если ваш ребенок не станет впоследствии Толкиеном или Кэрроллом, уровень его воображения, как и чувство реальности, существенно возрастут, а потребность подменять настоящую ситуацию вымыслом уменьшится.
Часто замена реальности на выдумку вызвана недовольством этой самой реальностью и желанием изменить ее хотя бы в своем воображении. И только мы, взрослые, можем научить наших детей действовать в реальном мире. Но для этого важно разгадать предлагаемую нам в виде вымышленной истории загадку, увидеть скрытого за шляпой слона. Ведь, говоря словами Маленького принца, «Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать».

МАРИЯ КОЛОСОВА

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK