Наверх
19 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 1999 года: "Если вам надоело работать"

Народная мудрость гласит: «Найди работу по душе и больше не работай». А что, если вы уже нашли любимую работу, год-два-три были абсолютно счастливы — и вдруг захватывающее дело стало привычным и потому скучным. Ситуация похожа на любовную историю: вначале добиваешься любимого человека, некоторое время наслаждаешься его обществом, а потом теряешь к нему всякий интерес. Так что же делать: искать новый источник вдохновения или понять, что главный источник новых идей — вы сами? А уж к чему творческий подход прилагать: к новой жене или к старой работе,— дело вторичное.Скука — это энергия, не находящая выхода. Т.Уайлдер.
Формула скуки

Чем больше опыта человек приобретает, тем меньше, по идее, должно оставаться у него восторга перед жизнью. Не приходилось ли вам, уважаемый читатель, подмечать, по какой одинаковой схеме строятся все наши сильные увлечения: «поиск — процесс завоевания — радость достижения — скука — расставание — разочарование — новый поиск». Очевидно, что дело тут не столько в правильно выбранном объекте любви (человеке, хобби, работе), сколько в нашем личном к этому объекту отношении.
Если надоела работа (супруг), то самое легкое, что можно сделать,— написать заявление об уходе (развестись). И на новом месте службы (в браке) еще раз повторить уже привычный цикл. Труднее научиться вдохновляться уже достигнутым, строить свой жизненный сценарий по следующей схеме: «увлечение — завоевание — радость достижения — открытие нового — увлечение — завоевание…»
Вроде бы все просто, но дело в том, что для 99% людей такое поведение непривычно. Классическое образование, через которое мы все прошли, приучило нас к шаблонному мышлению: вот задача, вот формула; примени второе к первому — и получишь результат. После этого бери другую задачу и другую формулу. Мы давно простились со школой, но в отношении к работе используем все те же школьные приемы: «новая деятельность — приобретение необходимых для нее навыков — успех». А дальше что? Правильно, новая работа.
В качестве примера такой вот школьной логики можно привести «чудесное воскресение» российской банковской системы: наши «олигархи», разорив одни банки, тут же создали новые — МЕНАТЕП стал «Доверительным инвестиционным», ОНЭКСИМ перевел капиталы в Росбанк, «Российский кредит» — в «Импекс».
Возможно, самим банкирам сейчас работать веселее: опять появилась цель. Но вряд ли подобная трансформация прибавит им авторитета. Во всем мире репутация фирм напрямую зависит от долголетия. Не случайно самым уважаемым швейцарским банкам (равно как и самым престижным часовым компаниям) не одна сотня лет.
Частая смена работы — чаще всего признак непрофессионализма. Это индикатор того, что человек (или фирма) решают в общем-то свои узкие проблемы: «срубить» побольше денег, удовлетворить тщеславие, получить должность не ниже, чем у приятеля. Но вот проблема решена. А дальше надо либо делать над собой усилие, еще больше и тяжелее работать и выходить на новый уровень компетентности, либо начинать с нуля, тем самым определяя потолок своих возможностей.
Только постоянно работая в одной сфере (или даже в одной фирме), вы получаете возможность развивать свою горизонтальную карьеру — совершенствоваться профессионально. Более того, тем самым вы страхуете себя от безработицы, так как настоящий профессионал всегда востребован, у него несравненно больше возможностей выбрать фирму с хорошей репутацией и договориться о достойной оплате своего труда. «Перелетные птицы», натуры, прыгающие с места на место, ни одной компании не нужны.
Если же человеку интересно дело, которым он занимается, вряд ли он заскучает. Трудно представить, чтобы надоела работа, скажем, Ростроповичу или Спивакову.
Объективные причины

Я не отрицаю, что заскучать на работе можно и по вполне уважительным причинам. Творческое отношение к делу мало совместимо с недоброжелательной атмосферой в коллективе, начальником-тираном, низкой зарплатой, происками конкурентов и пр. В этом случае ситуацию не надо воспринимать пассивно — попытайтесь изменить отношение коллег и шефа к себе либо немедленно увольняйтесь. Постоянные унижения, агрессивная психологическая среда наносят колоссальный ущерб вашей личности: у вас понижается самооценка, вы разочаровываетесь в себе.
Чтобы такой ситуации избежать, рискну дать один не универсальный, но здравый совет: устойчивой должности в престижной фирме предпочтите работу в развивающейся компании. Там у вас будет больше возможностей для самовыражения, быстрой карьеры, нового профессионального опыта.
Расслаблению воли особо способствует лето, когда мечтаешь только об одном: растянуться у какого-либо водоема и забыть про все дела. Возможно, вы просто устали. Самое разумное решение, которое, впрочем, с трудом приходит в голову трудоголикам,— уехать отдохнуть. Недели-другой обычно достаточно, чтобы интерес к работе вспыхнул с новой силой.
Кстати, упертые карьеристы используют лето, чтобы обогнать менее трудолюбивых коллег: они заканчивают учебные курсы, повышают квалификацию, совмещают отдых с творческим семинарами, обрастают новыми связями и пр.
Еще одна причина усталости и равнодушия к работе — неумение делегировать ответственность. Может, вы слишком много берете на себя, звереете от огромного количества дел, в то время как ваши подчиненные не знают, чем себя занять? Отдайте им всю работу за исключением наиболее интересной и стратегически важной. Оставьте себе, к примеру, контроль за финансовой стороной дела. Тем самым вы убережете себя от заговора топ-менеджеров.
Впрочем, сделать это не всегда получается. Так, отец-основатель ИД «Коммерсантъ» Владимир Яковлев, уж очень сильно уставший от журналистского ремесла и фактически отошедший от дел, сегодня вынужден считаться с мнением топ-менеджеров своей фирмы.
Все вышесказанное приводит нас к выводу: если вы скучаете на работе, в большинстве случае вам надо изменить свое к ней отношение, а не искать новое место.
Сделайте старую работу новой

Попытайтесь найти в привычном деле новое поле для самореализации, новый интерес.
Продавец, научившийся быстро отпускать товар и правильно давать сдачу, может поставить перед собой цель разобраться в психологических типах покупателей и найти к постоянным клиентам индивидуальный подход. Так он надолго застрахует себя от скуки, потому что психологические типы изучать можно всю жизнь.
Журнал Reader’s Digest в свое время писал об американце, который всю жизнь работал в супермаркете — помогал покупателям перекладывать продукты из тележек в машины. Параллельно он присматривал за детьми, а также советовал купить какой-нибудь новый товар. Его благодарили, с ним делились новостями — постепенно он превратился в талисман магазина. У него было отличное жалованье: если бы он уволился, супермаркет потерял бы половину клиентов.
Если бизнесмен мечтает заработать миллион, он рискует, добыв вожделенный миллион, лишиться цели и впасть в депрессию. За последние десять лет мы в России были свидетелями сотен и сотен случаев, когда разбогатевшими людьми вдруг овладевала страсть к разрушению и они собственными руками губили свой бизнес. Происходило это в том числе и потому, что у них не было долгосрочных целей, им нечего было больше желать, кроме того самого миллиона, им становилось скучно.
Но если сделать акцент не на деньгах, а, скажем, на развитии фирмы, то можно обеспечить себя занятием до пенсии, так как фирму можно развивать до бесконечности.
Итак, если вы заскучали, значит, пришла пора что-то в жизни поменять. Как говорил Пушкин, «скука есть одна из принадлежностей мыслящего существа».
Для начала неплохо договориться с самим собой: «Я работаю не для того, чтобы получать деньги, обеспечивать семью или по привычке,— я работа только потому, что мне интересно. Я действительно доволен всем, что мне удалось достичь, и собираюсь развивать своей успех дальше».
После этого твердо решите, что с завтрашнего дня вы начнете новую жизнь, то есть будете творчески относиться к своей работе, сколько бы до этого вы ею ни занимались, год или десять лет. Это значит, что те вещи, которые вы делали вполсилы, сейчас вы будете делать, выкладываясь полностью. Например, можно кое-как прочитать лекцию в институте, мотивируя это тем, что надоело. А можно подойти к лекции, как, скажем, к выступлению на вручении Нобелевской премии. И самому вдохновиться полученным результатом.
Эффективно бороться с рутиной помогают неожиданные поступки. Начните делать то, чего раньше не делали: встаньте в шесть утра и перед работой проплывите километр в бассейне. Придите в офис в ярком галстуке (женский вариант — в новом платье). Переставьте в кабинете мебель. Съездите после службы на ночную дискотеку. Или возьмите отпуск на неделю.
Толчком к тому, чтобы заставить себя думать иначе, может быть все, что угодно,— от новой шариковой ручки до нового романа. Меняя внешнюю обстановку, вы провоцируете и более глубинные изменения.
Попытайтесь изменить круг общения: позвоните тем друзьям, которых сто лет не видели, а еще лучше — используйте каждую возможность, чтобы завязать новые знакомства. Активное общение со свежими людьми вполне может вас натолкнуть на какие-то мысли по поводу развития своей работы. Неисчерпаемые возможности сейчас предоставляет Интернет, с его помощью можно найти и новых друзей, и много полезной информации.
Если вы подчиненный, поговорите с шефом на предмет новых заданий. Скажите, что переросли круг своих обязанностей и вам не хватает сложностей, новых целей. Обычно начальство радуется, когда работник высказывает рвение. Будьте уверены, вам тут же дадут новые задания. Еще лучше — самому прийти к шефу с каким-либо интересным для вас проектом.
Если вы начальник, взбодрить подчиненных помогают так называемые психологические штурмы. Проведите опрос на тему: «Чем должна заниматься наша фирма в будущем году?» Предложите коллективу высказать самые невероятные, пусть даже бредовые идеи. Возможно, через некоторое время некоторые из них покажутся вам не такими уж фантастическими.
Примите за правило напрягаться на работе. Постарайтесь каждый день делать хотя бы на 1% больше того, на что способны (или того, что от вас требуют). Только в этом случае ваши таланты будут развиваться, а работа станет неиссякаемым источником положительных эмоций. Если же поступать наоборот и ежедневно делать хотя бы на 1% меньше возможного, легко деградировать в профессиональном плане.
Это миф, что нужно искать работу, исходя из своих способностей. Все как раз наоборот: чем грандиознее поставленные задачи, тем быстрее развиваются наши способности.
Как это бывает

Обиднее всего, что скука настигает нас в тот момент, когда, казалось бы, можно почить на лаврах. Моя клиентка Ирина, владелица учебного центра, с удивлением заметила, что, чем лучше шли ее финансовые дела, тем напряженнее становились отношения с партнерами по бизнесу.
Межличностные проблемы вспыхивают именно тогда, когда люди вместе достигают благополучного положения,— расходятся на пике успеха деловые партнеры, распадаются семьи, прошедшие огонь и воду.
В Иринином случае причиной напряжения как раз и стала стабильность: пора сверхнагрузок прошла, наступил период затишья, коллеги почувствовали легкую скуку, начали плести интриги.
В результате партнеры нашли небанальный выход: они договорились не делить фирму, тем самым подрывая ее авторитет и финансовое положение, а на уже имеющейся основе создать для каждого свое направление, то есть организовали еще несколько фирм. Иными словами, вместо того чтобы расслабиться и немножко отдохнуть, люди придумали новые форс-мажорные обстоятельства. Кстати, это единственно правильная реакция на успех — именно она ведет к следующим успехам.
Воспринимайте каждый свой очередной успех не только как вершину, но и как своего рода испытание, препятствие, которое надо преодолеть, чтобы достичь более впечатляющих результатов. Раз в год проводите ревизию своих планов на жизнь и ставьте перед собой новые. И не жалейте себя: чем активнее умственная деятельность человека, тем дольше он живет.

ЕВГЕНИЯ ВАРЛАМОВА

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK