Наверх
8 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2007 года: "Если завтра война"

Как гласит ковбойская народная мудрость, кольтом и добрым словом можно добиться больше, чем одним добрым словом. Так и в Арктике: научные исследования проходят более спокойно и плодотворно, если за спинами ученых маячат убедительные силуэты атомных подводных ракетоносцев.Арктика, пожалуй, единственный участок Мирового океана, где Россия чувствует себя полноправной «владычицей морей», по-хозяйски. Здесь, в неприветливом ледяном безмолвии, малоэффективны могучие авианосцы любого вероятного противника. Зато в эпоху атомных субмарин и баллистических ракет отсюда, с макушки Земли, очень удобно держать под прицелом едва ли не всю планету.

Советский подводный флот начал обживать арктические глубины ровно 45 лет назад: в июле 1962 года атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» совершила подледное плавание и всплыла в районе Северного полюса. С тех пор такие походы стали для наших подводников если не буднями, то по меньшей мере привычной боевой задачей.

Так продолжалось до 1995 года, когда на Северном полюсе всплыл тяжелый атомный ракетный подводный крейсер «Тайфун» — крупнейшая и мощнейшая субмарина в мире, занесенная в Книгу рекордов Гиннесса. И… по широко известным, увы, причинам в арктических походах российских подводников наступил 11-летний перерыв. Нельзя сказать, что на это время Северный Ледовитый океан совсем уж осиротел: все эти годы американский подводный флот по мере сил составлял компанию белым мишкам и мирным полярным исследователям. Все по той же причине: больно удобна для всяких державных надобностей Арктика, эта глобальная стратегическая «высотка».

Американцы скучали подо льдами до сентября 2006 года, пока поход к полюсу не совершил атомный подводный крейсер стратегического назначения «Екатеринбург». Экипаж под командованием капитана 1-го ранга Сергея Рачука вернул Андреевский флаг в Арктику.

Сегодня у России достаточный боевой потенциал для обеспечения любых своих интересов в Арктике. И прежде всего это подводный флот. Что естественно: в суровых широтах именно субмарины — самый удобный вид транспорта. Сейчас в составе нашего Северного флота — до 20 атомных многоцелевых и ударных подводных лодок проектов 971, 945, 949А и 671РТМК. Из других арктических держав атомными подводными лодками располагают только США.

В ближайшие же годы Арктику ждет существенное подводное пополнение — как количественное, так и качественное. Так, в 2006 году для ВМФ была заложена атомная подводная лодка «Владимир Мономах». В этом году спущен на воду атомоход «Юрий Долгорукий». А после сдачи «Юрия Долгорукого», по словам начальника Управления заказов и поставок кораблей, морского вооружения и военной техники Минобороны вице-адмирала Анатолия Шлемова, центр тяжести будет перенесен на завершение строительства «Северодвинска» — другой нашей субмарины, которая должна войти в строй в 2009 году. 

«Северодвинск» — это, по сути, первая лодка в истории ВМФ России, которая может по праву называться многоцелевой. Она решает все задачи, которые стоят перед морскими силами общего назначения: нанесение ударов по различным целям под водой, на воде и на суше. В конструкции корабля используются абсолютно новые, самые современные материалы.

Недавно на вооружение Военно-морского флота принят ракетный комплекс «Синева», разработанный Государственным ракетным центром «КБ им. академика В.П. Макеева». Это одна из перспективных разработок отечественной промышленности. Летные испытания были успешно завершены в 2004 году, и в настоящее время в рамках гособоронзаказа ГРЦ, являясь головным разработчиком комплекса, осуществляет серийное производство баллистических ракет для подлодок (БРПЛ) на заводах кооперации. Это высокоточный комплекс, который способен гарантированно поражать цели на межконтинентальных расстояниях — как в Северной Америке, так и… где прикажут, в общем. По оценке специалистов, технический потенциал «Синевы» достаточно велик и долгосрочен, что позволит адекватно реагировать на военные вызовы XXI века. 

Кстати, в сентябре прошлого года подводный крейсер «Екатеринбург», оснащенный именно этим ракетным комплексом, успешно отстрелялся с Северного полюса по полигону, расположенному в Архангельской области.

А новые корабли Северного флота будут оснащены еще и наисовременнейшим баллистическим комплексом для подводных лодок «Булава-М» — испытания планируют завершить в 2008 году. «К вступлению в боевой состав ВМФ атомной подводной лодки типа «Юрий Долгорукий» у нас уже будет и новая ракета, — уверен главком ВМФ адмирал флота Владимир Масорин. — Естественно, что стратегическая подводная лодка не может вступать в состав ВМФ России без своего главного оружия — ракетного комплекса «Булава-М».

В контексте перспектив очередной волны освоения русской Арктики по-новому заиграли планы наших моряков о наращивании авианосного флота. Пока что речь идет о сохранении и поддержании в боевой готовности нашего единственного авианосца «Адмирал Кузнецов», а также проектировании и строительстве после 2015 года нового корабля такого класса.

А вот через 20—30 лет, как предполагает Владимир Масорин, у нас могли бы войти в строй две авианосные ударные группировки — на Севере и Дальнем Востоке. Среди задач, которые могла бы решать арктическая группировка, — авиационная поддержка и противовоздушная оборона соединений боевых кораблей, конвоев и десантных отрядов, поиск и уничтожение подлодок противника, блокада морских зон. К 2015 году должна быть создана инфраструктура для базирования кораблей. А до 2010 года — тренажер для летчиков палубной авиации.

Наличие у России всех этих средств создает хорошие перспективы для склонения наших западных партнеров к компромиссу в вопросе раздела Северного Ледовитого океана на сектора. России такой раздел будет выгоден, поскольку мы получим больше всех.



   Холодное оружие страны
   Имея за плечами многовековую историю освоения Арктики, Россия сохраняет поразительно мощный исследовательский и судовой потенциал в Северном Ледовитом океане.
   Это уникальный, самый мощный в мире ледокольный флот, ядро которого составляют не имеющие аналогов в других странах атомоходы. В состав ОАО «Мурманское морское пароходство» входят линейные атомные ледоколы проектов 10520 и 10521 — «Арктика», «Сибирь», «Россия», «Советский Союз», «Ямал» и только что построенный «50 лет Победы». Каждый имеет водоизмещение 24 тыс. тонн и энергетическую установку мощностью 75 тыс. л.с., состоящую из двух реакторов по 160 МВт. Есть два меньших по размерам мелкосидящих атомных ледокола финской постройки проекта 10580 — «Таймыр» и «Вайгач» (18,1 тыс. тонн, 51 тыс. л.с.). Наконец, у России имеется уникальный атомный лихтеровоз «Севморпуть», восемь дизель-электрических ледоколов и целый флот исследовательских и арктических транспортных судов.
   До недавнего времени состояние этого флота было неудовлетворительным из-за нехватки средств на продление ресурса их ядерных энергетических установок. По этой причине еще в 1993 году была выведена в отстой «Сибирь». Сегодня есть все основания полагать, что вопрос поддержания в исправности ледоколов будет актуализирован. Ввод в строй после долгостроя ледокола «50 лет Победы» — наглядное тому подтверждение. Объявлено о планах в ближайшие 5 лет начать строительство атомного ледокола нового поколения с увеличенной мощностью, проект которого ЛК-60Я разрабатывается в Центральном конструкторском бюро «Айсберг» в Санкт-Петербурге.
   Мощные атомные ледоколы, способные достаточно уверенно плавать практически в любых широтах, — уникальный ресурс России, намного превосходящий аналогичный потенциал других арктических держав. Так, США в составе своей береговой охраны имеют лишь 3 дизель-электрических ледокола, из которых только новый — «Хили» — по-настоящему действующий. Канадская береговая охрана располагает 6 дизель-электрическими ледоколами. Все они не способны полноценно оперировать в районе полюса. Больше того, в этом году канадское правительство отказалось от планов строительства 3 больших вооруженных ледоколов в пользу постройки серии «арктических патрульных судов», пригодных для действий только у берега.
   Михаил Барабанов
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK