Наверх
15 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2007 года: "Евгений Маргулис. По жизни с блюзом и без него"

Евгения Маргулиса знают по участию в группах «Воскресение» и «Машина времени». Немногим известно, что еще он пишет рецензии на диски, сочиняет саундтреки к фильмам и покупает массу пластинок, потому что очень любит все, что связано с музыкой во всех ее проявлениях.— В 70-е, когда вы таскали колонки после концерта или тряслись в гастрольных автобусах, у вас хоть раз было ощущение, что все сложится именно так — музыкант в одной из самых успешных групп, «сольник» в крупном столичном зале?

— Все случилось как надо. И то, что это именно так, понимаешь, когда встречаешь кого-нибудь из одноклассников в обличье большого, толстого начальника, с которым можно повспоминать о том, кого вы тискали по углам, сколько было выпито и чего именно. Но мог ли я представить, что когда-нибудь стану «битлом» (тогда так называли почти всех музыкантов) и как все будет? Конечно, нет! У нас было два варианта. Первый — сесть в тюрьму за тунеядство, потому что мы не хотели пилить проволоку на заводе и, кроме того, с завидной периодичностью нарушали общественный порядок своим внешним видом. Вторым вариантом было «пойти в культуру» — в нашем случае это мести метлой арену цирка — либо уехать за границу.

— А лабухом в ресторан?

— Тоже мимо. Родители считали, что главное — получить диплом, чтобы в руках была профессия, и начисто отказывались понимать, что мне эта профессия на фиг была не нужна. Получать 110 рублей, приходить домой, а потом — облегченный «гаражный вариант» отдыха? Мужики чинят машины и пьют водку, а мы рядом на гитарах для себя наигрываем? Нет, как музыканты мы никому не были нужны. Потому что стоять в красивом костюме на сцене и со счастливым лицом петь комсомольские песни — это тоже было, мягко говоря, не мое. В общем, была полная безнадега. То, что я музыкант, пришло ко мне от силы лет двадцать назад.

— Неужели даже Москва тех лет вам не мила?

— Волос было побольше и зубы побелее — а Москву я и тогда не особенно выносил. Может быть, отчасти дело в том, что я ненавижу коммунистическое время. Слишком многим людям тогда жизнь сломали. Многие умерли, спились, уехали. Сейчас всё куда интереснее. А ту эпоху колбасы, молока и кефира я очень не люблю.

— Вы из поколения, которое сейчас принято называть «поколением дворников и сторожей». Работали дворником и сторожем?

— Работал в морге. Потому что учился на медика и должен был пройти все перипетии познания жизни. Потом поступил в медицинское ПТУ, однако в районе четвертого курса хобби перетащило одеяло на себя. Я мог неделями не ходить на лекции, потом судорожно нагонять, но становиться врачом при таком подходе к делу мне явно не следовало. Родители, конечно, чуть с ума не сошли, когда узнали, что я «пошел в битлы», то есть играть в Ленком, в группу «Аракс», а потом с ними же на филармонические хлеба.

— Ваш сын Даниил «в битлы» не собирается?

— Музыка совсем не его тема. Он — математик. Когда ему было около двух лет, стало ясно, что его интересует все, что связано с цифрами. Он быстро научился считать до миллиарда и вычислял в голове корни. Я жену часто спрашиваю: «Как мы могли родить бухгалтера!?» Он окончил 57-ю математическую школу, и так же, как все «пятидесятисемиты», плавно перетекающие на мехмат-физфак, окончил университет и сейчас работает в банке. Ищет что-то свое.

— Вы тоже ищете — вот в новом фильме Валерия Тодоровского «Буги на костях» выступили музыкальным консультантом.

— Это была довольна странная работа, заняться которой меня уговорил Ярмольник. Кстати, первым музыкальным продюсером был Леня Агутин. Я поначалу отбивался как мог. Собирать музыку для фильма, в котором речь идет о 1957 годе, дело довольно тоскливое, потому что музыка в то время была полным дерьмом. Притом, что за нее порой могли посадить. Я говорил Тодоровскому: «Ты уясни, что молодежь, которая будет смотреть этот фильм, не знает, что такое коммунизм, и не поймет, за что запрещали оркестры легкой музыки». Я собрал около 600 песен, оставили около 10, но в результате мы с Валерой не сошлись в аранжировках. Однако все равно я указан в титрах, научился работать в кино. Вот сейчас вышел фильм «Поцелуи падших ангелов», вначале я написал для него песню, а потом и музыку. После этого получил еще два заказа. Я независим ни от кого, делаю только то, что хочу, и это здорово.

— Ваш сольный альбом «Продолжение следует» — этакий замес из Боба Дилана и Брайана Ферри, только в вашем случае вместо запаха дорого виски присутствует ностальгический аромат портвейна.

— Ну… может быть. Вообще, мне захотелось поиграть музыку 30-х годов и сознательно отойти от блюза и рок-н-ролла. Блюза как такового здесь нет, хотя многие считают меня блюзовым музыкантом. И вообще, все песни сделаны с улыбкой. Я же позитивен, как хомяк!

— Лидер группы Crossroads Сергей Воронов, один из главных по блюзу в России, считает, что петь его надо только по-английски. Дескать, типичная блюзовая строка «я взял ее за задницу» на русском не прозвучит.

— Конечно, совсем не тот размер. Я, безусловно, использую элементы, которые мне нравятся, но манера у меня своя. Кроме того, я точно не живу жизнью настоящего блюзмена. Я люблю «неправильный блюз» — например, того же Эрика Клэптона, хотя его последний альбом мне не понравился.

— Ваш сослуживец по «Машине времени» Макаревич любит путешествовать, ныряет, общается с представителями всех рас, готовит. Вас что-то подобное увлекает?

— У меня теща и тесть живут в Монреале, и раз в год я туда летаю. Если успеваю цеплять какие-нибудь концерты — очень приятно, если нет, то грусть-тоска! Вот в последний раз пропустил знаменитый джазовый фестиваль в Монреале и выступление Боба Дилана. Зато посмотрел отличный концерт Jaco Pastorius Orchestra и Бобби Макферрина.

— А было что-то, кроме The Beatles, что вас по-настоящему удивило с тех пор?

— Разве что первая пластинка The Police, да и то это случилось более 20 лет назад. В России — Земфира. Но того чувства нереальности, которое возникло, когда я услышал The Beatles, наверное, не будет. Хотя музыку я очень люблю.

— Почему никто из «Машины» не прокомментировал скандальную книгу вашего бывшего клавишника Петра Подгородецкого?

— Ну а что там обсуждать? Петя, когда его выкинули из оркестра, лишился своего социального статуса. Рыпнулся на радио — долго не смог, потом вел какую-то безумную программу на ТВ, но с его словарным запасом это смешно. Ему предложили написать книжку, рассчитывая на скандал, однако скандала не получилось, поскольку мы никак не отреагировали. Книгу я прочитал. По-моему, полное барахло. Что-то там, безусловно, есть, но я не читаю мемуары артистов, это всегда одно и то же. Сейчас он вроде пишет вторую, стал музыкантом проекта Левана Ломидзе, однако не стал Петром Подгородецким, на которого приходят люди.

— В семейном кругу попеть любите?

— Когда большая и теплая компания, почему и не спеть? Недавно мы с Макаром были приглашены на день рождения к Володе Соловьеву, и я там пел «Соло нежное».

— Приятельствуете?

— Вовка — великолепный журналист. Я был на его выступлении в «Мире», на котором он держал зал своими рассказами о политической жизни так (!), как иной музыкант не сможет. У него хороший голос, и когда он не орет, у него чудесный баритон. Ну и еще он мой друг и просто отличный парень.

— Последний альбом «Машины времени» записывался на Abbey Road — легендарной студии The Beatles. Многие ваши коллеги отнеслись к этому весьма иронично.

— Это не было блажью. И это понимаешь, только когда посетишь это место, откуда все пошло. Ведь студии в нынешнем году исполнилось 75 лет! Это удивительное ощущение — когда понимаешь, что музыка отсюда пойдет не на «Наше радио» или «Маяк», а на весь мир. Ты приходишь из студии в гостиницу, включаешь телевизор и видишь программу «Сто альбомов прошлого века», и 80 из них записаны на Abbey Road. Ты записываешься в одной студии, а рядом пишутся U-2, Red Hot Chili Peppers, Oasis. Мы играли через битловский пульт, а я пел в микрофон, в который пели Элла Фицджералд и Джон Леннон. Все-таки здорово, что с нами это случилось.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK