24 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2000 года: "Евгений Михайлов: "Мы в середине пути""

Архивная публикация 2000 года: "Евгений Михайлов: "Мы в середине пути""

В свое время "младореформатору" достался один из наиболее захудалых районов страны.Профиль: 12 ноября в Псковской области состоятся выборы губернатора. Будете выставлять свою кандидатуру?
Евгений Михайлов: Да. Потому что считаю, что приношу региону пользу. Мы начали много дел, которые нужно завершить, необходимо продолжить политику нашей администрации. Я считаю, что справлюсь с этой работой.
"П.": Заявление уверенного в себе руководителя... В политике, насколько мне известно, вы не первый год?
Е.М.: Больше десяти лет. Еще в 1990 году был депутатом Моссовета.
"П.": Оказывается, вы москвич!
Е.М.: Нет. Я родился и вырос в Великих Луках Псковской области, а потом учился на историческом факультете МГУ и, имея временную прописку, мог избираться в Моссовет. На волне преобразований стал единственным депутатом-немосквичом. Потом избирался депутатом первой и второй Государственной думы. Работал в комитете по бюджету, банкам и налогам. В 1996 году я вернулся в Псковскую область и в декабре был избран губернатором.
"П.": И каким нашли полученное от предшественников хозяйство?
Е.М.: Все было пущено на самотек. У прежней администрации не было никакой политики: приказали сверху что-то, это что-то и делали, не больше. К чему это привело? Если в среднем по России число промышленных предприятий сократилось в два раза, в Псковской области -- в четыре. В 1996 году трансферты составляли почти 40% общей суммы доходной части бюджета и при этом их систематически сокращали. В 1996-м, например, должны были выплатить 583 млн. рублей, а дали только 476 млн. И каждый год урезали примерно по 80 млн. рублей. Образовалась четырехмесячная задолженность по выплате зарплаты бюджетникам, а по детским пособиям -- вообще 23 месяца.
Наш регион весьма специфичный: нет ни нефти, ни газа, ни крупных предприятий, как у соседей в Новгородской области, где находится химический комбинат "Акрон". Одно такое предприятие наполовину наполняет бюджет.
"П.": И как же вы решили проблему пополнения бюджета?
Е.М.: В 1998 году нашим крупнейшим налогоплательщиком стала компания "Пищепром"...
"П.": Что производит?
Е.М.: Водку.
"П.": Заработали на здоровье россиян?
Е.М.: Здоровье, наоборот, поправили. В регионе снизился уровень смертности от некачественного алкоголя. Если в 1996 году от отравлений такого рода умерло 22 человека на 100 тысяч населения, то в прошлом году только 15 человек на 100 тысяч. Оптовыми продажами спиртных напитков занялась компания "Псковалко". На "Пищепроме" наладили выпуск качественной водки, доступной по цене. С участием "Пищепрома" были выстроены многие зачетные схемы. Алкоголем рассчитывались за газ, нефтепродукты, минеральные удобрения.
"П.": Но на зачетных схемах далеко не уедешь. Существует ли в регионе долгосрочная инвестиционная программа?
Е.М.: На алкоголе мы получили "быстрые деньги" -- чтобы залатать бюджетные дыры. В дальнейшем в области была разработана федеральная инвестиционная программа. Но центр ее зарубил, выделив только часть средств на социалку. Нам удалось завершить лишь несколько проектов -- в сентябре прошлого года введена в строй крупнейшая в области детская поликлиника, газифицировано пять районов области. Была принята программа энергосбережения, часть котельных переведена на так называемое биотопливо -- торф.
Мы были вынуждены повысить тарифы на электричество для населения. Сегодня жители области платят за один киловатт.час 50 копеек, а предприятия -- 59 копеек. Для сравнения: в Питере заводы отчисляют за электричество столько, сколько наши жители, а население -- примерно копеек 30 (настоящая цена киловатт.часа -- 34 копейки для населения и 51 копейка для предприятий).
"П.": А как население отнеслось к такой энергетической инициативе?
Е.М.: Негативно, конечно. Но нам удалось объяснить, что это вынужденная мера и цены на электроэнергию выравнены для того, чтобы наша промышленность могла выпускать конкурентоспособную продукцию, например стройматериалы, льняные ткани, молочные изделия.
"П.": Пожертвовали социальной политикой ради промышленной?
Е.М.: Вовсе нет. Как мы и рассчитывали, нормализовалась ситуация с выплатами -- в августе мы закроем долги по зарплате бюджетникам. С мая этого года в области без задержек выплачиваются детские пособия. Предприятия стали получать больше живых денег, поэтому появилась возможность вовремя выдавать зарплату, пенсии и пособия.
"П.": На Северо-Западе России, например в Ленинградской области и Петербурге, администрация регионов освобождает предприятия от местных налогов...
Е.М.: В 1998 году в промышленности области впервые наметился рост производства: 102% по сравнению с 1997 годом. В законе об областном бюджете мы предусмотрели возможность получения предприятиями ссуд и кредитов из средств федерального бюджета под гарантии администрации области. В нынешнем году на эти цели мы намерены выделить около 180 млн. рублей. Ежегодно понижаются ставки местных налогов для предприятий легкой, пищевой, деревообрабатывающей и торфяной отраслей.
В начале 90-х наша промышленность оказалась в тяжелом положении. Остановился Печорский керамкомбинат, крупнейший на Северо-Западе производитель строительной керамики. Встал льнокомбинат в Великих Луках. К 1996 году на этих предприятиях осталось по 50 человек. Сейчас заводы удалось запустить.
"П.": Действительно, Псковская область знаменита своим льном. Как сейчас обстоят дела в этой отрасли?
Е.М.: Четыре года назад в России была разработана государственная программа развития льняного комплекса. Даже назывались цифры инвестиций: 13 млрд. рублей, но к началу 2000 года от этой суммы все регионы получили чуть больше 2%. Тем не менее льняное производство в области оживает. Мы разработали собственную целевую программу развития льняного комплекса до 2005 года. Через пять лет под лен будет отведено 30 тысяч гектаров (сейчас 8,73 тысячи га). Два года назад область выделила кредит (взяли из федеральных денег) в 1,3 млн. рублей для льнокомбината в Великих Луках. Мы нашли инвестора для предприятия -- московскую фирму "Лентекс", которая уже вложила в производство 10 млн. рублей. В этом году запустим в Порховском районе Павский льнозавод. Он простоял без работы четыре года.
"П.": Евгений Эдуардович, вы часто говорите о проблемах военнослужащих, много раз выступали в воинских частях, в том числе в Косове и Чечне. Чем объясняется такой интерес к военной теме?
Е.М.: Я уже неоднократно говорил, что за любую войну приходится расплачиваться: богатые регионы дают в федеральный бюджет деньги, в том числе на Чечню, а наша область бедная -- нам приходится расплачиваться людьми. Вспомним хотя бы псковских десантников, которые погибли в Чечне.
Пережить такие потери тяжело. Мы, со своей стороны, стараемся оказывать посильную поддержку военным. Впервые в России начали регулярные выплаты инвалидам первой и второй чеченских войн. Недавно при поддержке банка НРБ отправили отдыхать на черноморские курорты семьи погибших десантников. Сейчас разрабатываются планы более тесного взаимодействия администрации с воинскими частями, находящимися на территории области.
Наша область входит в число наиболее политически активных регионов России. Безусловно, все те позитивные экономические перемены, о которых мы говорили выше, возможны только при активной поддержке со стороны населения области, в том числе военнослужащих и военных пенсионеров.
"П.": Псковская область -- приграничный регион. Как уживаетесь с соседями?
Е.М.: С Вентспилсским портом (Латвия) ведем переговоры о совместном оказании таможенных и транспортных услуг (в частности, о снижении тарифов). Восстанавливаем пассажирское и грузовое сообщение между Псковом и Тарту в Эстонии. Маршрут по Чудскому озеру не функционировал десять лет. Пока из Тарту в Псковский речной порт теплоходы совершают чартерные рейсы, но к концу года они станут регулярными. Эстонские туристические компании заинтересованы в перевозке путешественников из Скандинавии. По их расчетам, ежегодно Псков будут посещать 10 тысяч туристов.
"П.": Сейчас туризм приносит области ощутимую прибыль?
Е.М.: Пока нет. Доходы составляют около 2% от общей суммы областного бюджета. Но приток туристов есть, и мы развиваем инфраструктуру с учетом того, что вскоре у нас будет гораздо больше гостей. Своими силами в центре Пскова доделываем гостиницу "Интурист", которая несколько лет считалась долгостроем. Я уверен, что потенциальному инвестору, который мог бы вложить около $5 млн. в этот отель, нужно показать, что строительство уже не прекратится, как это неоднократно случалось в прошлом.
"П.": С какими программными заявлениями вы пойдете на ноябрьские выборы? Что будете обещать?
Е.М.: Обещать, конечно, можно многое, но не думаю, что это важно. Я считаю, что главное -- довести начатое до конца, обеспечить последовательность действий власти. Если сохранится преемственность политики -- будет положительный результат.

В свое время "младореформатору" достался один из наиболее захудалых районов страны.Профиль: 12 ноября в Псковской области состоятся выборы губернатора. Будете выставлять свою кандидатуру?

Евгений Михайлов: Да. Потому что считаю, что приношу региону пользу. Мы начали много дел, которые нужно завершить, необходимо продолжить политику нашей администрации. Я считаю, что справлюсь с этой работой.

"П.": Заявление уверенного в себе руководителя... В политике, насколько мне известно, вы не первый год?

Е.М.: Больше десяти лет. Еще в 1990 году был депутатом Моссовета.

"П.": Оказывается, вы москвич!

Е.М.: Нет. Я родился и вырос в Великих Луках Псковской области, а потом учился на историческом факультете МГУ и, имея временную прописку, мог избираться в Моссовет. На волне преобразований стал единственным депутатом-немосквичом. Потом избирался депутатом первой и второй Государственной думы. Работал в комитете по бюджету, банкам и налогам. В 1996 году я вернулся в Псковскую область и в декабре был избран губернатором.

"П.": И каким нашли полученное от предшественников хозяйство?

Е.М.: Все было пущено на самотек. У прежней администрации не было никакой политики: приказали сверху что-то, это что-то и делали, не больше. К чему это привело? Если в среднем по России число промышленных предприятий сократилось в два раза, в Псковской области -- в четыре. В 1996 году трансферты составляли почти 40% общей суммы доходной части бюджета и при этом их систематически сокращали. В 1996-м, например, должны были выплатить 583 млн. рублей, а дали только 476 млн. И каждый год урезали примерно по 80 млн. рублей. Образовалась четырехмесячная задолженность по выплате зарплаты бюджетникам, а по детским пособиям -- вообще 23 месяца.

Наш регион весьма специфичный: нет ни нефти, ни газа, ни крупных предприятий, как у соседей в Новгородской области, где находится химический комбинат "Акрон". Одно такое предприятие наполовину наполняет бюджет.

"П.": И как же вы решили проблему пополнения бюджета?

Е.М.: В 1998 году нашим крупнейшим налогоплательщиком стала компания "Пищепром"...

"П.": Что производит?

Е.М.: Водку.

"П.": Заработали на здоровье россиян?

Е.М.: Здоровье, наоборот, поправили. В регионе снизился уровень смертности от некачественного алкоголя. Если в 1996 году от отравлений такого рода умерло 22 человека на 100 тысяч населения, то в прошлом году только 15 человек на 100 тысяч. Оптовыми продажами спиртных напитков занялась компания "Псковалко". На "Пищепроме" наладили выпуск качественной водки, доступной по цене. С участием "Пищепрома" были выстроены многие зачетные схемы. Алкоголем рассчитывались за газ, нефтепродукты, минеральные удобрения.

"П.": Но на зачетных схемах далеко не уедешь. Существует ли в регионе долгосрочная инвестиционная программа?

Е.М.: На алкоголе мы получили "быстрые деньги" -- чтобы залатать бюджетные дыры. В дальнейшем в области была разработана федеральная инвестиционная программа. Но центр ее зарубил, выделив только часть средств на социалку. Нам удалось завершить лишь несколько проектов -- в сентябре прошлого года введена в строй крупнейшая в области детская поликлиника, газифицировано пять районов области. Была принята программа энергосбережения, часть котельных переведена на так называемое биотопливо -- торф.

Мы были вынуждены повысить тарифы на электричество для населения. Сегодня жители области платят за один киловатт.час 50 копеек, а предприятия -- 59 копеек. Для сравнения: в Питере заводы отчисляют за электричество столько, сколько наши жители, а население -- примерно копеек 30 (настоящая цена киловатт.часа -- 34 копейки для населения и 51 копейка для предприятий).

"П.": А как население отнеслось к такой энергетической инициативе?

Е.М.: Негативно, конечно. Но нам удалось объяснить, что это вынужденная мера и цены на электроэнергию выравнены для того, чтобы наша промышленность могла выпускать конкурентоспособную продукцию, например стройматериалы, льняные ткани, молочные изделия.

"П.": Пожертвовали социальной политикой ради промышленной?

Е.М.: Вовсе нет. Как мы и рассчитывали, нормализовалась ситуация с выплатами -- в августе мы закроем долги по зарплате бюджетникам. С мая этого года в области без задержек выплачиваются детские пособия. Предприятия стали получать больше живых денег, поэтому появилась возможность вовремя выдавать зарплату, пенсии и пособия.

"П.": На Северо-Западе России, например в Ленинградской области и Петербурге, администрация регионов освобождает предприятия от местных налогов...

Е.М.: В 1998 году в промышленности области впервые наметился рост производства: 102% по сравнению с 1997 годом. В законе об областном бюджете мы предусмотрели возможность получения предприятиями ссуд и кредитов из средств федерального бюджета под гарантии администрации области. В нынешнем году на эти цели мы намерены выделить около 180 млн. рублей. Ежегодно понижаются ставки местных налогов для предприятий легкой, пищевой, деревообрабатывающей и торфяной отраслей.

В начале 90-х наша промышленность оказалась в тяжелом положении. Остановился Печорский керамкомбинат, крупнейший на Северо-Западе производитель строительной керамики. Встал льнокомбинат в Великих Луках. К 1996 году на этих предприятиях осталось по 50 человек. Сейчас заводы удалось запустить.

"П.": Действительно, Псковская область знаменита своим льном. Как сейчас обстоят дела в этой отрасли?

Е.М.: Четыре года назад в России была разработана государственная программа развития льняного комплекса. Даже назывались цифры инвестиций: 13 млрд. рублей, но к началу 2000 года от этой суммы все регионы получили чуть больше 2%. Тем не менее льняное производство в области оживает. Мы разработали собственную целевую программу развития льняного комплекса до 2005 года. Через пять лет под лен будет отведено 30 тысяч гектаров (сейчас 8,73 тысячи га). Два года назад область выделила кредит (взяли из федеральных денег) в 1,3 млн. рублей для льнокомбината в Великих Луках. Мы нашли инвестора для предприятия -- московскую фирму "Лентекс", которая уже вложила в производство 10 млн. рублей. В этом году запустим в Порховском районе Павский льнозавод. Он простоял без работы четыре года.

"П.": Евгений Эдуардович, вы часто говорите о проблемах военнослужащих, много раз выступали в воинских частях, в том числе в Косове и Чечне. Чем объясняется такой интерес к военной теме?

Е.М.: Я уже неоднократно говорил, что за любую войну приходится расплачиваться: богатые регионы дают в федеральный бюджет деньги, в том числе на Чечню, а наша область бедная -- нам приходится расплачиваться людьми. Вспомним хотя бы псковских десантников, которые погибли в Чечне.

Пережить такие потери тяжело. Мы, со своей стороны, стараемся оказывать посильную поддержку военным. Впервые в России начали регулярные выплаты инвалидам первой и второй чеченских войн. Недавно при поддержке банка НРБ отправили отдыхать на черноморские курорты семьи погибших десантников. Сейчас разрабатываются планы более тесного взаимодействия администрации с воинскими частями, находящимися на территории области.

Наша область входит в число наиболее политически активных регионов России. Безусловно, все те позитивные экономические перемены, о которых мы говорили выше, возможны только при активной поддержке со стороны населения области, в том числе военнослужащих и военных пенсионеров.

"П.": Псковская область -- приграничный регион. Как уживаетесь с соседями?

Е.М.: С Вентспилсским портом (Латвия) ведем переговоры о совместном оказании таможенных и транспортных услуг (в частности, о снижении тарифов). Восстанавливаем пассажирское и грузовое сообщение между Псковом и Тарту в Эстонии. Маршрут по Чудскому озеру не функционировал десять лет. Пока из Тарту в Псковский речной порт теплоходы совершают чартерные рейсы, но к концу года они станут регулярными. Эстонские туристические компании заинтересованы в перевозке путешественников из Скандинавии. По их расчетам, ежегодно Псков будут посещать 10 тысяч туристов.

"П.": Сейчас туризм приносит области ощутимую прибыль?

Е.М.: Пока нет. Доходы составляют около 2% от общей суммы областного бюджета. Но приток туристов есть, и мы развиваем инфраструктуру с учетом того, что вскоре у нас будет гораздо больше гостей. Своими силами в центре Пскова доделываем гостиницу "Интурист", которая несколько лет считалась долгостроем. Я уверен, что потенциальному инвестору, который мог бы вложить около $5 млн. в этот отель, нужно показать, что строительство уже не прекратится, как это неоднократно случалось в прошлом.

"П.": С какими программными заявлениями вы пойдете на ноябрьские выборы? Что будете обещать?

Е.М.: Обещать, конечно, можно многое, но не думаю, что это важно. Я считаю, что главное -- довести начатое до конца, обеспечить последовательность действий власти. Если сохранится преемственность политики -- будет положительный результат.

КОНСТАНТИН ЗБОРОВСКИЙ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».