19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2005 года: "Еврейско-иудейское размежевание"

Архивная публикация 2005 года: "Еврейско-иудейское размежевание"

«Еврей, не выгоняй еврея с еврейской земли», — поселенцы сектора Газа умоляют солдат, пришедших с предписаниями об эвакуации. Два года власти Израиля всерьез обсуждали план размежевания, но в то, что он когда-нибудь станет реальностью, никто не верил. Даже палестинцы.Oднако у премьера Ариэля Шарона хватило воли. Вывод поселений стал реальностью. Израильская армия рассчитывает закончить все дела не позже середины сентября. После того как в секторе Газа не останется даже бульдозеров, солдаты соберутся под израильским флагом, будет исполнен национальный гимн, флаг со звездой Давида приспустят и на этом присутствие израильтян завершится.

©
«Еврей, не выгоняй еврея с еврейской земли», — поселенцы сектора Газа умоляют солдат, пришедших с предписаниями об эвакуации. Два года власти Израиля всерьез обсуждали план размежевания, но в то, что он когда-нибудь станет реальностью, никто не верил. Даже палестинцы.Oднако у премьера Ариэля Шарона хватило воли. Вывод поселений стал реальностью. Израильская армия рассчитывает закончить все дела не позже середины сентября. После того как в секторе Газа не останется даже бульдозеров, солдаты соберутся под израильским флагом, будет исполнен национальный гимн, флаг со звездой Давида приспустят и на этом присутствие израильтян завершится.

Всего Израиль «сдаст» 21 поселение в секторе Газа и четыре — на севере Западного берега реки Иордан. Около 1200 из 1716 семей согласились добровольно покинуть свои дома. Сопротивление выселению организовали решительно настроенные «оранжевые». Именно такой цвет выбрали противники эвакуации. В самом крупном поселении сектора Неве-Декалим численность «жителей» удвоилась, а то и утроилась за счет «революционеров». Религиозные израильтяне заявляют, что передача части израильской земли — преступление, запрещенное Торой.

Их дом — крепость

Поселение Хомеш находится на Западном берегу реки Иордан. Самария и Иудея — священные для евреев места. По преданию, царь Ирод именно здесь основал свою столицу. С 40-х годов до 1967-го земли принадлежали Иордании. А за последние почти 40 лет именно Шарон основал здесь около 200 еврейских поселений. Теперь Хомеш — 60 домов — стоит в списке на выселение.

«Как он мог так с нами поступить?» — сетуют на Шарона жители деревеньки. И вспоминают его же, но молодого и в чине министра строительства: как приезжал, обходил земли, следил за возведением строений. По его распоряжению были поставлены три блокпоста и высокий металлический забор.

©
Дома строились там же, где, по преданию, две тысячи лет назад селились предки. Живут здесь в основном религиозные евреи, а еще — эмигранты из России. «Живите, мы вас будем защищать, сказал тогда Шарон и пожал каждому руку», — рассказывают старожилы. Они обижены на Шарона, который говорит теперь то же самое, лишь бы все съехали: «Мы не бросим вас после эвакуации, мы сделаем все, чтобы нормализовать жизнь и восстановить общины». Эту часть электората он потерял безвозвратно. На стенах многих опустевших домов в секторе Газа остались надписи: «Шарон — нацист».

Впрочем, жизнь в поселке никогда не была спокойной. Поселенцы освоились, у большинства дома в два-три этажа с шикарным видом на долину — и на арабские деревни, которыми они взяты в кольцо. Лишний раз в эту часть страны никто из евреев не совался. Мало того, что нужно проехать несколько КПП с обязательным досмотром вещей и документов, так еще и путь лежит мимо арабов. А это опасно. Кстати, не на всех участках пути действует израильская страховка. Случись что в пути — потери никто не оплатит.

В постели с «Узи»

Эдуард и Наталья Солтановские переехали в Хомеш десять лет назад. В Москве глава семьи был успешным врачом. И все-таки уехал на «свою землю». Теперь оба на пенсии, воспитывают внука Даню. Дети тоже в Израиле, живут в более благополучных Тель-Авиве и Хайфе. «Мы тоже сначала хотели осесть в Иерусалиме. Но там квартиры очень дорогие, а здесь удалось купить целый дом. Да и климат очень на московский похож, даже снег бывает», — рассказывает Наталья. По ее словам, до их приезда в этом районе не было ни деревца. Теперь — сплошная зелень, все сделано своими руками. «А нас отсюда вышвыривают. 25 августа — последний день. Арабам повезло, теперь будет легче взрывчатку перевозить. Они же не прекратят воевать. И на что надеются наши руководители?» — сквозь зубы цедит Наталья.

Короче, уезжать евреи не хотят, хотя жизнь в родном поселении была далеко не сахар. К примеру, в спальне всегда наготове лежал автомат «Узи». Без него Эдуард из дому не выходил. Приходилось даже из окна отстреливаться — пугать палестинцев. В городке только и рассказывают, где и кого из соседей застрелили, забили камнями. Детвора в школу ездила на бронированном автобусе. Все движения отработаны до автоматизма: чуть на улице подозрительный шум или появляются арабы, мальчишки падают на пол автобуса. «За блокпост отъедешь, сразу камни летят», — говорит Наталья. И все-таки это их дом. На огороде выращивают огурцы, помидоры, зелень. В окрестностях собирают грибы, которые потом по «русской привычке» маринуют.

Нередко к ним на ужин с водочкой захаживали бойцы русского батальона «Алия». Бывшие офицеры, летчики, воевавшие кто в Чечне, кто в Афганистане, создали свою «бригаду» и добровольно выходили патрулировать поселения. Особенно с пятницы на субботу — в Шаббат. Религиозным евреям в это время нельзя ничего делать, так что услуги «русских» добровольцев были кстати.

Впрочем, совсем недавно, когда было принято решение о выселении евреев из Хомеша, поселок взяли под охрану армия и военная полиция. Теперь к ним вообще никого не пускают — селение закрыто.

Некоторые семьи не выдерживали такой жизни и уезжали из Хомеша. Долгое время их дома стояли пустыми — новые поселенцы занять их не спешили. Но когда зашла речь о «размежевании», сюда приехали около 200 человек — из тех, кто собирается бороться до конца. А несколько месяцев назад к ним заглядывали «спонсоры» — какая «оранжевая революция» без финансирования? Богатые американские евреи раздавали поселенцам по $500—1000 в руки. Но лишь тем, кто решил не подчиняться Шарону и не покидать поселок добровольно. «Ни пяди израильской земли не должно перейти в руки арабов», — агитировали «спонсоры». Затем вернулись в свою спокойную Америку.

Еще год назад Эдуард посмеивался: «Будем отстреливаться, русские евреи не сдаются». Теперь ездит в Шеврон (город неподалеку), присматривает квартиру. «Все очень плохо, очень. За те деньги, что нам обещали дать, о доме даже мечтать не приходится. А квартиру можно купить только из третьих-четвертых рук, да и то полное г…», — вздыхает глава семейства. Кстати, поселенцев, которые не выезжают вовремя, ожидает штраф — 30% от суммы компенсации.

Скорбь евреев — радость палестинцам

Пока евреи выясняют отношения, арабы выжидают. Как говорят поселенцы, никаких нападений, терактов и прочего беспредела. Более того, теперь палестинцы ждут подвоха от евреев. После освобождения территорий первыми на опустевшую землю ступят… саперы. Арабы считают, что поселения могут быть заминированы. Наверное, небеспочвенно. Затем на освобожденные территории для граждан Палестины какое-то время будут организовывать экскурсии. И лишь потом начнется процесс заселения.

Впрочем, он, скорее всего, будет весьма долгим. Евреи не собираются оставлять ни одно строение, после выезда поселенцев бульдозеры сровняют с землей все дома. Изначально евреи пытались договориться с палестинским руководством, чтобы арабы выкупили у них постройки. Те отказались. «Среди жителей этих поселений особенно много людей, родственники и друзья которых погибли в терактах. Так почему мы должны бесплатно оставлять террористам свои дома?» — объяснил мотивы властей один из поселенцев. Пожалуй, это единственное решение властей, которое одобряют все евреи. Более того, сами хозяева домов перед выездом специально разбивают все стекла и двери.

Во что обойдется бюджету Израиля вывод поселений?

Цифры постоянно уточняются в сторону увеличения. По последнему правительственному прогнозу, сумма составляет порядка $1,5 млрд. — почти 1,5% годового ВВП Израиля. Каждая семья получит компенсацию $1066 за каждый год, прожитый до эвакуации. Плюс за каждый квадратный метр площади освобождаемого дома поселенцам выплатят $680. Положены единовременное пособие — «подъемные» — от $660 до $3100 и субсидия на съем жилья в размере $4800. Расходы на перевозку также берет на себя государство. Специальный «бонус» — 135 тысяч шекелей ($30 тыс.) получат поселенцы, которые переедут в «предпочтительные районы» — Ашкелон или один из населенных пунктов Негева. Кстати, район Ашкелона поселенцы выбрали сами. Он более других похож на ту землю, которую они покидают. Сейчас там разбиты палатки, скоро начнется новое строительство. Между тем поселенцы считают, что компенсации не идут ни в какое сравнение с тем имуществом, которое они оставляют. На деньги, что дает правительство, на новом месте вряд ли устроишься, говорят они.

А палестинцы празднуют победу. «Хамас», ФАТХ, «Исламский джихад», «Демократический фронт освобождения Палестины» устраивают демонстрации. И каждая группировка записывает выезд евреев в свой актив. Лозунг праздничных акций: «Сегодня Газа — завтра Западный берег и Иерусалим». «Хамас» официально отказался разоружать свое военизированное крыло «Бригады Иззеддина аль-Кассама». «Мы не можем отказаться от оружия. Этот вопрос не подлежит обсуждению. Нам предстоит долгий путь. Освобождение Газы — еще не конец», — заявил журналистам лидер группировки Абу-Анас.

А Шарон уверял, что план размежевания принесет евреям безопасность...

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».