Наверх
11 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2005 года: "Европа, которую мы потеряли"

С каждым сезоном в Россию приезжает все меньше иностранных туристов. В этом году падение потока может быть вдвое большим, чем в прошлом. Поездка в Москву стоит уже дороже, чем в Париж или Лондон, поэтому наша страна оказывается неконкурентоспособной на мировом туристическом рынке.Пару лет назад туристические автобусы подъезжали к Красной площади, храму Христа Спасителя и прочим столичным достопримечательностям столь часто, что им негде было парковаться.
Экскурсоводы сбивались с ног, пытаясь угодить жизнерадостным японцам, дотошным немцам и высокомерным американцам. Все было почти как в «интуристовские» советские времена, которые до сих пор остаются для нашего туррынка эталоном в приеме иностранцев.

В 2000 году число приехавших к нам туристов из-за рубежа впервые превысило величину выездного потока. Операторы, занимающиеся приемом иностранцев, радостно потирали руки, предвидя огромные потенциальные прибыли. Компании, которые специализируются исключительно на выезде, спешно начали организовывать у себя инкаминговые (от слова incoming — въезд, прибытие. — англ.) департаменты. Правда, в большинстве турфирм они остались бесполезным имиджевым придатком: в 2000—2001 годах иностранцев на всех не хватило, а с 2002-го въездной поток стал неуклонно уменьшаться.

Снова в минусе

Нынешний год печальной картины не исправил — как и ожидалось. По данным Федеральной пограничной службы, за первое полугодие 2005 года в Россию с целью туризма приехало на 11,8% иностранцев меньше, чем за аналогичный период 2004 года. На этот раз все оказалось даже хуже, чем раньше: в январе—июне прошлого года падение турпотока составляло 7,1%, в первом полугодии 2003-го — 5,1%.

Сокращение более чем на 30% числа приехавших к нам поляков еще можно пережить — введение визового режима отсекло существенную часть мелких торговцев, которые туристами были лишь на бумаге. То же самое можно сказать и о китайцах (в первом полугодии 2005 года их стало на 20,8% меньше) — приграничная торговля стала регулироваться более жестко, а облегченные правила получения визы для настоящих туристов были введены только в августе. Но значительно меньше стало и иностранцев, которых в челночестве заподозрить
сложно: французов (на 21%), швейцарцев (на 16,3%), японцев (на 12,3%).

Участники рынка называют еще более пугающие цифры. В некоторых фирмах, давно работающих на приеме, спад на таких традиционных рынках, как США и Великобритания, оценивают даже в 50%. По мнению Андрея Сивицкого, директора департамента въездного туризма «Интуриста», к концу года общее падение въездного потока может достигнуть 30—40%.

Подобный спад наблюдался в последний раз лишь в 1998—1999 годах, сразу после экономического кризиса. Особенно страдает Санкт-Петербург, который медленно превращается в город транзитного туризма для пассажиров круизных лайнеров. По мнению Леонида Флита, генерального директора компании «Ника», денежные потери питерского туррынка из-за уменьшения числа иностранных гостей могут составить в этом году «десятки миллионов долларов».

Вечные проблемы
Известно, что спрос на то или иное направление в туризме носит волнообразный характер — несколько лет подряд путешественники активно едут в какую-либо страну, а потом к ней охладевают. Эта тенденция характерна и для россиян: например, в конце 90-х годов наши граждане очень любили отдыхать в Испании, а потом без видимых объективных причин сменили ее на Италию, Францию и Хорватию. Но в прошлом году наши туристы снова вернулись на курорты Коста-Бланко и Коста-Доурада, а в этом летнем сезоне Испания даже сумела вернуть себе прежнее место в рейтинге.

С Россией такое произойдет не раньше, чем через 4—5 лет. Дело в том, что иностранцам не просто надоели церкви и матрешки — в России хватает и других проблем. Катастрофически не хватает гостиниц уровня европейских 2—3 звезд (цена номера не более $100 в сутки, и даже лучше — в районе $50—60). Российские отельеры уже который год топчутся на одном месте: с одной стороны, появляется много небольших отелей в регионах, с другой — вот-вот начнется снос московской гостиницы «Россия», из-за чего рынок лишится 5,5 тыс. мест. В результате общее количество средств размещения остается практически на прежнем уровне.

Гостиничного фонда туркласса не хватает и в Северной столице. «В Париже, например, соотношение отелей 3, 4 и 5 звезд составляет 40—40—20%. А в Питере около половины гостиниц четырех-пятизвездные, 20% — вообще некатегорийные (общежития, жилые дома), и только 20—25% — недорогие трехзвездные отели», — рассказывает Сергей Ромашкин, генеральный директор компании «Дельфин».

Въездной поток сдерживается не только отсутствием средств размещения, но и плохой рекламой туристических возможностей России за рубежом. На эти цели у нас выделяются ничтожно малые суммы, да и направлена эта кампания непосредственно на туристов, а не на профессиональных операторов и агентов, без которых за рубежом не обходится ни одна заграничная поездка. Кроме того, получить российскую туристическую визу до сих пор довольно сложно, к тому же стоит она не менее $100 — больше, чем въездной документ для россиян практически в любую из европейских стран.

Головокружение от успехов

К вечным проблемам российского туризма в этом сезоне прибавилась новая головная боль — неконтролируемый рост цен на все виды туруслуг. За последний год он составил, по экспертным оценкам, от 20% до 40%. Российский союз туриндустрии (РСТ) провел специальный опрос среди участников рынка, и 90% респондентов главной причиной неудач назвали именно рост цен на основные услуги, входящие в турпакет для иностранных туристов.

За последний год серьезно подорожали и гостиницы, и железнодорожный транспорт, и авиаперевозки, и входные билеты в музеи (они по-прежнему имеют разную цену для граждан РФ и иностранцев, последние считают это просто оскорбительным для себя, указывая, что подобная дискриминация почти нигде в мире уже не практикуется).

Путевка для иностранцев в Москву или Питер сейчас стоит не менее 1500 евро. Тем временем, по подсчетам РСТ, зарубежный турист охотно берет стандартный тур по двум российским столицам, если его стоимость не превышает $1,5 тыс. И сильно задумывается, когда поездка становится дороже — за ту же цену, а то и дешевле, можно приобрести тур в Париж или Лондон. Получается, что предложения наших операторов становятся неконкурентоспособными, особенно если учесть, что уровень российского сервиса все еще недотягивает до европейских стандартов. Даже отели, позиционирующие себя в сегменте трех звезд, не собираются предоставлять путешественникам приемлемые цены. Так, новая московская гостиница Holiday Inn 3* предлагает номера за $200 и выше. По той же цене тот же Holiday Inn 3* в мире надо сильно поискать. Старые столичные отели перед нынешним высоким сезоном повысили цены в среднем на 20—25%. В результате иностранные турфирмы уже не замахиваются на объемы отправки туристов, которые считали нормальными еще пару лет назад.
Повышение цен усугубляется еще и тем, что наша страна неожиданно для многих
иностранных туристов попала в «зону евро». При этом при перерасчете из долларов цены выросли примерно на треть. В результате иностранцы стараются по возможности сократить время пребывания в нашей стране до минимума. А это сильно сокращает доходы туротрасли, да и всей страны в целом: в среднем зарубежные туристы, по подсчетам РСТ, тратят у нас по $150 в день каждый с учетом проживания в гостинице.

Эксперты полагают, что повышение цен на российские туруслуги связано прежде
всего со своеобразным головокружением от успехов, которое образовалось у участников нашего рынка из-за того, что несколько лет подряд иностранный поток
рос, невзирая на все проблемы и практически без дополнительных усилий принимающей стороны. Эти «побочные последствия успешного бизнеса» должны пройти за 4—5 ближайших лет. Тогда цены вернутся на свои места, а въездной поток будет иметь все шансы на восстановление. Пока этого не произойдет, число приезжающих к нам иностранных туристов продолжит сокращаться год от года.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK