На российском факторинге происходит перегруппировка сил: на рынок выходят компании, связанные с государственными банками. Кризис привел к то-му, что с российского рынка факторинга ушли несколько игроков, в том числе весьма крупных, среди них один из лидеров докризисного рынка - компания "Еврокоммерц". Одних к этому вынудила потеря ликвидности в связи с недостаточным или нестабильным финансированием, других - неэффективность риск-менеджмента, приведшая к задержкам платежей и невозвратам.
"Хорошо это или плохо? На этот счет у каждого специалиста может быть свое мнение, - говорит заместитель генерального директора "ТрансКредитФакторинга" Юрий Бабушкин. - С одной стороны, покинувшие рынок факторы "потянули" за собой множество клиентов, чей бизнес был неразрывно связан с факторингом, в значительной степени снизилось доверие к факторинговому бизнесу у инвесторов, однако, с другой стороны, произошла чистка рынка, и полученный опыт нельзя недооценивать".
По словам руководителя службы маркетинга "ВТБ Факторинга" Владимира Ланева, специализированные факторинговые компании в России можно по пальцам пересчитать, и поэтому рынок очень чувствителен к уходу каждой из них. Даже без учета оборота ушедших игроков рынок факторинга просел в прошлом году под давлением кризиса на 30% .
Однако "естественный отбор", по мнению эксперта, оказал положительное влияние на остальные компании. Российские факторы начали процесс оптимизации своей деятельности, стали больше внимания уделять риск-менеджменту и инфраструктурным вопросам.
"Рынок очистился от компаний, которые проявляли излишний аппетит к риску, не уделяли проблеме фондирования достаточного внимания и неоправданно занижали цены", - считает директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка Виктор Носов. - Вместе с тем рынок теперь однозначно сильнее в том плане, что лидирующие места стали принадлежать сильным игрокам со стабильным положением и бизнес-моделью, позволяющей работать даже в трудные времена".
А вот Владимир Ланев уверен, что позиции действующих компаний еще могут серьезно измениться. Эксперт не исключает, что в ведущей десятке факторов произойдут рокировки и к концу года на рынке появятся новые лидеры.
Заместитель начальника уп-равления факторинга ЮниКредит Банка Геннадий Золкин, напротив, считает, что относительно больших изменений в расстановке сил на факторинговом рынке в ближайшее время все же ожидать не стоит.
С тем, что основной пул игроков уже определен, согласен и Юрий Бабушкин. Однако некоторые банки, по его мнению, вероятно, будут запускать новые факторинговые проекты. Их ус-пех, а тем более выход на зна-чительные объемы, будет зависеть от множества причин, в том числе от амбиций, профессионализма команды, объ-ема инвестиций и т.п.
"До конца лета возможно появление как минимум еще одной факторинговой компании, о которой мне известно", - рассказывает заместитель генерального директора факторинговой компании "Лайф" Александр Федоров. По его мнению, рынок еще свободен и готов принимать новых игроков. Причем свободен настолько, что даже факторы, работающие сейчас с одним и тем же клиентским предложением, продолжают постепенно расти и развиваться.
"Постоянно будут появляться и исчезать игроки высокорискового факторинга, как правило, в формате независимых компаний с не-большим портфелем", - добавляет начальник банковского управления Металлинвестбанка Михаил Окунев. По мнению специалиста, любой новый игрок - это усиление конкуренции, а последняя всегда способствует росту эффективности и ведет к улучшению сервиса и условий для клиентов факторинга.
"Свежая кровь, новые взгляды, безусловно, нужны для развития отрасли, - вторит коллеге Юрий Бабушкин, - однако в российской действительности большинство новых игроков - это реинкарнация старых". Конструктивная конкуренция, по его мнению, всегда является стимулом развития всего рынка, но в настоящее время реальная конкуренция представляет собой борьбу за клиента путем снижения ставок, и не более того. Но в итоге демпинг приносит рынку больше вреда, чем пользы.
Как считает Виктор Носов, основная конкуренция рано или поздно будет развиваться в неценовой плоскости, в частности речь идет о подходах к рискам, о предложении продуктов и о качестве обслуживания.
Не первый год предсказывают и приход в Россию иностранных факторов с более дешевыми финансовыми ресурсами. "С отменой лицензирования факторинговой деятельности сделать это стало проще, - отмечает Владимир Ланев, - но, на мой взгляд, несмотря на очевидный потенциал нашего рынка, сейчас для зарубежных инвесторов приоритетом является сохранение объемов факторингового бизнеса в своих странах".
А вот действительно существенно перекроить рынок в свою пользу - причем в короткие сроки - смогут лишь появившиеся недавно "окологосударственные" факторинговые компании, которые заручились поддержкой со стороны материнских государственных банков в виде дешевого фон-дирования, полагают специалисты Национальной фак-торинговой компании. К та-ковым, например, относится компания "ВТБ Факторинг". О планах приступить к предоставлению факторинговых услуг заявлял также Сбербанк РФ.
"Появление государственных игроков на рынке факторинга ожидалось еще до кризиса, - говорит Александр Федоров. - Однако факторинг - это весьма сложный продукт, и его развитие с нуля требует массы усилий и времени. Поэтому пока появление государственных игроков не влияет на текущий рынок, но потенциал развития у таких компаний огромный, и к концу года мы уже сможем увидеть, как они повлияют на рынок".
Свое мнение на этот счет высказал и Виктор Носов, который относится к государственным факторам как к обычным конкурентам: "Они пока не смогли занять на факторинговом рынке нишу, соответствующую весу государственных банков в финансовой системе страны. Наш бизнес очень технологичен, обслуживание клиентов очень оперативное, ограничено число квалифицированных кадров - все эти проблемы характерны для рынка, а для новых игроков они становятся серьезнейшим препятствием".
"Да и для клиентов существуют более важные критерии выбора помимо происхождения капитала фактора, - подчеркивает Владимир Ланев, - это стоимость финансирования, качество обслуживания, широкая про-дуктовая линейка. Если вы работаете качественно и быстро, вас порекомендуют другим поставщикам. Если нет - государственный статус здесь не поможет".
"К тому же "государственные банки привыкли решать государственные проблемы, факторинг же нацелен в ос-новном на малый и средний бизнес", - резюмирует Михаил Окунев.
{PAGE}
КАК КРИЗИСНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ СКАЗАЛИСЬ НА РОССИЙСКОМ ФАКТОРИНГОВОМ РЫНКЕ? ЭКСПЕРТЫ АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВ, заместитель генерального директора факторинговой компании "Лайф": "Закон, что в кризис выживает сильнейший, работает и для рынка факторинга. Есть положительные и отрицательные моменты от закрытия факторинговых компаний и банковских направлений. Плюс заключается в том, что на рынке остались только серьезные и профессиональные игроки, вероятность закрытия этих компаний в будущем минимальна. Минус же в том, что эти компании успели не только обмануть ожидания, но зачастую и поставить в сложную экономическую ситуацию своих клиентов и партнеров. В результате урон для рынка от таких действий оказался значительно серьезней, многие клиенты перестали доверять этому продукту. Такое же отношение и у потенциальных инвесторов". МИХАИЛ ОКУНЕВ, |