Наверх
13 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2009 года: "Фактор риска"

Российскому рынку факторинга десять лет, и за это время он превратился в один из самых быстрорастущих в мире. К концу 2008 года объем операций по переуступке дебиторской задолженности составил около 3% от ВВП.    В России принято называть факторингом все виды продуктов коммерческого финансирования, хотя на самом деле между ними существуют весьма ощутимые различия. «Так, например, главная разновидность долгового финансирования — Asset-Вased Finance (финансирование на основе активов) — подразделяется на две группы: финансирование дебиторской задолженности (Receivables Financing) и финансирование под иные виды активов (Asset-Вased Lending)», — поясняет Корнелиу Робу, руководитель блока управления продуктовым рядом и инновациями Национальной факторинговой компании (НФК).
   В рамках ABL факторинговая компания ограничивается лишь предоставлением денежных ресурсов. А группа продуктов RF, в свою очередь, объединяет invoice discounting (дисконтирование портфеля денежных требований на конфиденциальной основе) и собственно factoring, который имеет множество видов и форм. Среди них традиционные виды факторинга с регрессом и без регресса; факторинг без регресса без выплаты финансирования (maturity factoring); нефинансовые услуги, связанные с управлением дебиторской задолженностью; факторинг для дебиторов, в т.ч. реверсивный факторинг, конфирминг (confirming), финансирование торгового цикла (supply chain financing) и т.д.
   «С точки зрения покрытия риска неплатежа покупателя из ряда факторинговых продуктов необходимо особо выделить экспорт-импортный факторинг», — считает Дмитрий Чирков, руководитель бизнес-технологий и процессов ООО «ФК «Лайф». При таком факторинге также существует регрессный и безрегрессный вариант. При этом риск неплатежа дебитора берет на себя импорт-фактор, являющийся резидентом страны дебитора и проводящий собственную оценку платежеспособности и деловой репутации данного дебитора. «Сегодня, чтобы проводить подобные международные операции, факторы должны быть действующими членами международных ассоциаций факторинга, например, International Factors Group или Factors Chain International», — добавляет эксперт.
По факту
 
   Как у финансового инструмента, у факторинга есть важные преимущества — он обеспечивает клиентам простой доступ к финансовым ресурсам. Так, например, факторинг с регрессом, по мнению Виктора Носова, директора департамента факторинговых операции Промсвязьбанка, привлекателен своей сравнительно невысокой стоимостью, сопоставимой сегодня с процентными ставками по обычным кредитам.
   А ключевыми отличиями факторинга, по мнению Владимира Колодяжного, начальника управления факторинговых операций НОМОС-банка, являются беззалоговый характер сделки и оперативность с точки зрения принятия решений. Например, сумма кредита всегда ограничена размером залога, причем рыночная стоимость залога может в два раза превышать размер кредита, а размер факторингового финансирования, как правило, зависит только от сбытовых возможностей поставщика. И, в отличие от кредита, факторинг не исключает одновременного использования традиционных финансовых инструментов.
   Факторинг — это не только коммерческое финансирование, но и комплекс сопутствующих услуг: инкассация и управление дебиторской задолженностью, информационное обслуживание, консалтинг, а также обеспечение кредитного менеджмента по установлению лимитов. А такой вид услуг, как безрегрессный факторинг, включает, ко всему прочему, еще и страхование риска неплатежа со стороны покупателей.
Без страха и регресса
    Большинство экспертов, опрошенных «Профилем», высказали мнение, что именно безрегрессный факторинг с услугой покрытия риска неплатежа будет пользоваться в ближайшее время повышенным спросом.
   «Это вполне понятно, поскольку бизнес пытается выжить в условиях кризиса, сохранить покупателей и долю рынка, — считает Корнелиу Робу. — Безрегрессный факторинг, или поручительство фактора за покупателей, — это гарантия того, что, вопервых, будет установлен покупательский лимит, определяющий тот объем товарного кредита, который покупатель сможет «переварить», а во-вторых — это гарантия того, что если все-таки покупатель не оплатит поставки, это за него сделает фактор». При регрессивном же факторинге бремя возврата денег, которые поставщику задолжает покупатель, ложится на самого поставщика.
   С тем, что кризис заставил компании вспомнить, что такое неплатежи за поставленные товары или услуги, согласен и Виктор Носов. Теперь многие захотят застраховать себя от подобного риска. Правда, эксперт рекомендует правильно оценивать экономическую целесообразность такого страхования: «Ведь часто одним из условий покрытия риска неплатежа является перевод на факторинговый счет едва ли не всех покупателей. Если у фактора есть возможность финансировать поставки, расчеты по которым переведены на его счета и застрахованы от риска неплатежа, — проблем нет. Но практика показывает, что фактор финансирует далеко не все поставки из пула, то есть предпочитает страховать только те риски, которые ему понятны. А в условиях кризиса недостаток ликвидности еще больше ограничивает круг покупателей, риски которых фактор будет готов страховать».
   Вместе с тем сами факторы, отмечая рост числа случаев неисполнения обязательств по оплате поставок, модифицируют свои программы, связанные с покрытием риска неплатежа. «Теперь нет необходимости переводить оборот на наш счет — клиент продолжает пользоваться кредитной линией или овердрафтом в своем банке, обладая гарантией оплаты по поставкам с отсрочкой платежа», — говорит Корнелиу Робу.
Кому показан факторинг
    «Несомненную пользу факторинговые услуги могут принести молодым компаниям, — считает Владимир Колодяжный. — Последние очень часто испытывают недостаток денежных средств из-за несвоевременного поступления платежей, необходимости создавать избыточные запасы, отсутствия возможности кредитования и т.д.».
   Как правило, данная услуга актуальна и для клиентов, которые выходят на новые для себя рынки и, соответственно, мало знают о потенциальных контрагентах. В данной ситуации им могут помочь факторы, имеющие обширные базы по действующим дебиторам, накопленные за время работы с товарными кредитами. Зачастую факторы предлагают услугу составления информационной справки и кредитной оценки контрагента как сопутствующую.
   «Безрегрессный факторинг может быть полезен всем, кто работает с покупателем на условиях отсрочки платежа и понимает, что для обеспечения сохранности бизнеса недостаточно полагаться на авось», — добавляет Корнелиу Робу.
   Однако, как отмечает Дмитрий Чирков, сейчас предложение этой услуги на рынке ограниченно, так как должны совпасть два условия: клиент не знает своего контрагента и хочет застраховать свои риски, а фактор, наоборот, знает данного дебитора и его платежную дисциплину и готов гарантировать его платежеспособность перед клиентом. В противном случае данная услуга будет либо ненужной (если клиент знает дебитора и понимает, как тот платит), либо слишком дорогой (если фактор не располагает информацией о платежеспособности дебитора и берет на себя большой риск).{PAGE}
Перспективы есть
    Услуга покрытия риска неплатежей уже сейчас получила бы большее распространение, если бы уровень риск-менеджмента и IT-технологий факторинговых компаний и факторинговых подразделений в банках соответствовал мировым стандартам. По мнению Корнелиу Робу, без соответствующей инфраструктуры фактор не может дать адекватную оценку кредитного риска дебитора, установить лимит, в пределах которого может быть выдано поручительство, иными словами, не может принять на себя кредитный риск дебитора.
   «Увеличению доли услуг покрытия риска неплатежа будет способствовать рост товарооборота между Россией и другими странами, постепенное «побеление» бизнеса и развитие отечественной финансовой системы», — считает Дмитрий Чирков. Так, увеличение товарооборота приведет к выходу на новые рынки торговых компаний, которые будут искать способы уменьшения риска неплатежей со стороны своих новых контрагентов. Выход же бизнеса из тени сделает его более прозрачным для всех финансовых институтов, в том числе и для факторов. А развитие российской финансовой системы позволит в дальнейшем использовать страховые компании как финансовый институт, способный защитить фактора от ряда рисков, в том числе и от риска неплатежа контрагента клиента.
   С тем, что в перспективе данная услуга будет пользоваться спросом, согласен и Виктор Носов. Но произойдет это лишь при условии, что фактор будет иметь доступ к дешевому фондированию и сможет перенастроить свою систему риск-менеджмента на работу с повышенным уровнем риска.
Цена вопроса
    Итоговая стоимость факторинговых услуг зависит от ряда параметров. Во-первых, это объем передаваемой на обслуживание дебиторской задолженности. Во-вторых — степень диверсификации данной задолженности. В-третьих — средний срок оборачиваемости уступаемой дебиторской задолженности. «Получается, что стоимость зависит от рисковой цены по портфелю уступаемой задолженности, величины расходов на инфраструктуру специализированного факторингового риск-менеджмента и операционной маржи», — резюмирует Корнелиу Робу. В среднем покрытие риска неплатежа покупателя обходится в сумму порядка 2% от размера поставки.
   Вот как описывает процедуру получения такой услуги представитель НФК: «На первом этапе фактор проводит оценку каждого дебитора и устанавливает лимит, в рамках которого факторинговая компания будет выдавать поручительство за дебитора».
   «В зависимости от прозрачности дебитора для фактора лимиты и проценты могут быть значительно меньше аналогичных лимитов и процентов по регрессному факторингу», — вносит необходимое уточнение Дмитрий Чирков.
   «Затем клиент передает фактору через систему электронного документооборота информацию об отгруженных поставках в адрес одобренных дебиторов, — продолжает Корнелиу Робу, — после чего фактор выдает поручительство в размере до 90% от суммы поставки. При неисполнении дебитором обязательства по оплате поставки фактор осуществляет выплату поручительства».
Кризис — не помеха
    Все эксперты, опрошенные редакцией, едины во мнении, что финансовый кризис несколько замедлит развитие российского рынка факторинговых услуг, но одновременно оздоровит ситуацию.
   «С одной стороны, поставщики вынуждены сокращать отсрочки платежей и даже переходить на полную или частичную предоплату, — поясняет Владимир Колодяжный. — Это негативно сказывается на рынке факторинговых услуг — темпы его роста существенно замедляются».
   С другой стороны, факторы начали тщательнее подходить к оценке риска, уделять больше внимания качеству портфеля, а не его размерам. Виктор Носов видит в этом следствие вынужденного ухода с рынка ряда заметных игроков.
   Корнелиу Робу полагает, что «ушли те участники, которые ориентировались на агрессивные продажи в отсутствие надлежащей факторинговой инфраструктуры; новые условия в экономике остановили эту бесконечную спираль, поскольку факторы столкнулись с нехваткой денег и резким ухудшением качества портфеля дебиторской задолженности». У игроков, не уделявших внимания построению работы с торговой задолженностью, возникли сложности с возвратами ранее выплаченных денежных средств. «В любом случае конечный потребитель услуг выиграет от этих потрясений», — уверяет эксперт.
   Более того, произошло оздоровление рынка и с точки зрения выявления недобросовестных клиентов и их контрагентов. «Нынешние факторы должны рассматривать данный кризис как наглядное пособие по фундаментальным ошибкам построения факторингового бизнеса в условиях российской экономики», — уверен Дмитрий Чирков.
   Однако результат успеха оздоровления будет зависеть не только от внутренней работы, которую проведут факторы, но и от доступности ресурсов для финансирования клиентов, добавляет Виктор Носов. А с этим в условиях кризиса проблемы у всех. Именно сохраняющаяся высокая стоимость денег в условиях кризиса служит тормозом, замедляющим развитие рынка факторинга.

 Многоцелевой факторинг
    Корнелиу Робу, руководитель блока управления продуктовым рядом и инновациями Национальной факторинговой компании:
   «Основная масса предложений на рынке факторинга служит решению одной задачи, а именно получению финансирования оборотного капитала. Наш продуктовый ряд «Коммерческий факторинг» помогает достичь сразу нескольких целей: пополнить оборотные средства на время отсрочки платежа, покрыть кредитные риски, возникающие, когда покупатель по истечении отсрочки не в состоянии оплатить отгруженный товар, финансировать закупки и производство, связанные с выполнением подтвержденного заказа, управлять дебиторской задолженностью, начиная от установления рекомендуемых лимитов по отгрузкам и заканчивая сбором дебиторской задолженности».

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK