23 апреля 2024
USD 89,69 EUR 99,19
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2010 года: "ФАКТОР ЗАКОННОСТИ"

Архивная публикация 2010 года: "ФАКТОР ЗАКОННОСТИ"

Участники факторингового рынка настаивают на регламентации своей деятельности. Путаница в понятиях мешает развитию бизнеса. Рынок факторинга в России развивается с переменным успехом вот уже более десяти лет. Однако этот бизнес до сих пор не получил официального статуса.

Участники факторингового рынка настаивают на регламентации своей деятельности. Путаница в понятиях мешает развитию бизнеса. Рынок факторинга в России развивается с переменным успехом вот уже более десяти лет. Однако этот бизнес до сих пор не получил официального статуса.

БЕЗ ПОНЯТИЯ
Проблема отсутствия в законе даже самого определения понятия "факторинг" обсуждается уже давно, но до сих пор остается нерешенной. Впрочем, кое-какие подвижки есть.
Так, большой победой бизнеса стало устранение в прошлом году противоречий в законодательстве относительно необходимости лицензирования факторингового бизнеса. Дело в том, что, согласно ст. 825 Гражданского кодекса, договоры финансирования под уступку денежного требования (то есть договоры факторинга) могут заключать банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, которые имеют разрешение (лицензию) на осуществление данного вида деятельности.
При этом в законе о лицензировании нет нормы, обязывающей компании получать лицензию на то, чтобы заниматься факторингом. После долгих дебатов правительство предложило устранить это противоречие, внеся необходимые поправки в ст. 825 ГК РФ, благодаря которым необходимость наличия лицензии исключена.
Существовавшая долгое время правовая коллизия тормозила развитие факторинга в России. Факторинг же, как показывает мировой опыт, очень перспективный, динамично развивающийся вид бизнеса.
До кризиса объем этого рынка ежегодно удваивался, спрос на услуги рос, участники рынка работали над расширением ассортимента продуктов, повышением качества сервиса и популяризацией факторинга. Сейчас рынок уже восстанавливается после падения в 2008-2009 годах, и снятие законодательных ограничений заметно помогло процессу реанимации.
"Банки получили возможность развития факторинга в дочерних и аффилированных компаниях, - говорит Дмитрий Шевченко, исполнительный директор Ассоциации факторинговых компаний. - При наличии устойчивого фондирования и внедрении правильных принципов управления такими компаниями именно они будут способствовать увеличению оборотов рынка".
Кроме того, отмена лицензирования может спровоцировать приток на рынок новых игроков, в частности розничных сетей. Известно, что ряд ритейлеров, уже предлагающих партнерам услуги, схожие с факторинговыми, готовятся создать специальные факторинговые компании.
Интересно, что сами ритейлеры обычно выступают в роли дебитора по сделкам факторинга, когда банк, выступая фактически посредником между продавцом и покупателем, оплачивает поставку товара продавцу, а потом взимает с торговой сети долг с процентами. Теперь ритейлеры решили и сами зарабатывать на подобных сделках.
Отмечая значительный эффект от поправок в ГК, участники рынка говорят и о новых негативных моментах. "Поправки открыли больше возможностей для мошенников. Не так давно в арбитражном суде рассматривался иск к компании, чья дебиторка была "нарисована" и уступлена фирмами-подрядчиками, входящими в один холдинг", - рассказывает Дмитрий Шевченко. В итоге суд отказался удовлетворить иск фактора.

СТАНДАРТНЫЙ ПОДХОД
Снижению рисков в отрасли могло бы способствовать принятие закона о факторинге, где необходимо четко определить все основные понятия и правила, касающиеся использования этого финансового инструмента. Без сомнения, наличие полноценного правового поля даст новый импульс к развитию этого рынка.
"Отсутствие законодательной базы для факторинговых операций значительно затрудняет работу факторов. В соответствии с российским законодательством факторинга как такового не существует, есть схожие понятия, например "финансирование под уступку денежного требования", однако они неравнозначны на практике", - сетует Елена Гладких, гендиректор ЗАО "Русская Факторинговая Компания". Рынку факторинга необходимы единые, закрепленные в законодательстве термины и понятия, утверждают и другие участники рынка.
Ведь дело еще и в том, что пока нет законодательной базы, единообразия в понимании этой услуги, судам в спорных вопросах зачастую трудно принимать решения. "Именно из-за отсутствия отдельного закона о факторинге суды в разных регионах принимают несхожие решения при одинаковых исходных ситуациях обращения истца в суд", - говорит Елена Гладких.
Как результат, указывает Дмитрий Шевченко, участники рынка ограниченны в возможностях реализации своих прав при возникновении различных спорных ситуаций, а они могут быть связаны не только с судебными разбирательствами, но и при проверках со стороны регулирующих, налоговых органов. Причем проблема актуальна не только для факторинговых компаний, но и для банков.
Не меньше в принятии специального закона заинтересованы и потребители факторинговых услуг.
Путаница в понятиях рождает спекуляции, связанные с предоставлением под факторинг услуг различного состава, рассказывает Александр Федоров, замгендиректора факторинговой компании "Лайф". В итоге компаниям часто приходится сталкиваться с заблуждениями клиентов при выборе факторинга и непониманием, почему стоимость этой услуги сильно разнится у разных игроков.
По словам Елены Гладких, в ее компанию поступает много вопросов со стороны клиентов и дебиторов, как вести себя в том или ином случае, какими законами руководствоваться. "Мы даем рекомендации клиентам, опираясь на свой опыт и знание отраслевых рынков, однако разработанная и продуманная законодательная основа факторинга стала бы существенным подспорьем в нашей работе", - добавляет топ-менеджер.
"Можно написать тысячу статей и сделать сто презентаций с рассказом о том, чем факторинг отличается от кредита, а уступка права денежного требования от просто уступки права требования, но пока определение не появится в словарях, не будет кодифицировано в законодательной базе, риск "игры в слова" сохранится для участников факторингового рынка", - восклицает Шевченко.
Некоторые участники рынка, правда, не уверены в том, что нужен специальный закон о факторинге. Но все согласны с тем, что рынок нуждается в упорядочении стандартов и процедур. А будет ли это сделано путем поправок в действующее законодательство либо путем создания отдельного закона - не столь важно, считает часть игроков рынка.
Например, Александр Федоров предлагает внести дополнения в главу 43 Гражданского кодекса, которая регулирует сделки "финансирования под уступку денежного требования" (ст. 824-833).
В ней нужно выделить понятие факторинга, описать основные виды, параметры этой услуги и обязательства каждой из сторон факторинговой сделки. А для развития реверсивного факторинга - предусмотреть право поставщика на уступку будущих требований. На такие изменения, возможно, нашим законодателям будет пойти проще, чем готовить законопроект с нуля.
Кроме того, подмечает Дмитрий Шевченко, как показывает опыт законотворческой деятельности в нашей стране, плохо проработанное законодательство способно принести больше вреда, чем отсутствие закона.

ЖДЕМ НОВИЧКОВ
Позитивное влияние на развитие отрасли могли бы оказать и те изменения в законодательстве, что непосредственно регулируют налогообложение участников, валютное поведение и другие сферы деятельности.
Например, факторинговые компании не могут формировать резервы на возможные потери (по просроченной задолженности) или на штрафные санкции, выставляемые дебиторам согласно Налоговому кодексу.
"То есть фактор принимает на себя зачастую слишком большие риски и не имеет возможности даже немного снизить свое текущее налоговое бремя, - говорит гендиректор ООО "ФакторРус" Борис Мельников. - Государство, таким образом, провозглашая политику поддержки и развития среднего и малого бизнеса, которые, как правило, являются клиентами факторинговых компаний, с помощью усовершенствования налоговой системы страны делает зачастую слишком маленькие шаги в этом направлении".
Замначальника управления факторинга ЮниКредит Банка Геннадий Золкин отмечает, что факторинговые комиссии облагаются НДС, а это снижает конкурентоспособность факторинга по сравнению с рядом других кредитных продуктов.
Трудности также возникают у факторов при соблюдении валютного законодательства, которое жестко регулирует сроки поступления экспортной валютной выручки на счета российских поставщиков, возникают трудности в работе факторов.
{PAGE}
"Это уменьшает конкурентоспособность экспортеров на международном рынке, зачастую вынуждая их работать по предоплате. Валютное законодательство требует особого внимания в отношении внесения изменений в части регулирования валютных платежей, которые могут значительно упростить ведение бизнеса для экспортеров", - уверяет Мельников.
Словом, для того, чтобы факторинг развивался, необходима доработка норм по всему правовому полю.
Многие страны при разработке внутренних норм и правил регулирования факторинговой деятельности опирались на Конвенцию о международном факторинге, разработанную Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА). Она была принята в 1988 году на международной конференции в Оттаве.
Конвенцию ратифицировали более 50 стран, включая, например, Украину, но России среди них пока нет.
"Тот факт, что Россия до сих пор не ратифицировала Конвенцию УНИДРУА и не привела ГК в соответствие с положениями данной конвенции, также не является положительным моментом", - указывает Геннадий Золкин.
Конечно, отмечает вице-президент, директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка Виктор Носов, рынок факторинга в России не только существует, но и развивается, несмотря на все пробелы в законодательстве. Но это не значит, что такая ситуация должна продолжаться бесконечно. В любом случае понятие "факторинг" должно быть законодательно легализовано в самое ближайшее время - экономика страны от этого только выиграет.
Однако надо признать, что сами игроки рынка не готовы объединять усилия и лоббистские возможности, чтобы ускорить решение всех законодательных проблем. Каждый фактор имеет свои подходы в реализации факторингового бизнеса.
"Деятельность этих организаций регламентируется различными законодательными и нормативными актами и внутрикорпоративными подходами и правилами, что и вызывает наличие противоречий в попытках общей регламентации факторинга и саморегулирования факторингового бизнеса", - отмечает Корнелиу Робу, зампред Национальной факторинговой компании.
Конечно, профессиональные объединения в России имеются: созданы Федерация факторинговых компаний (ФФК) и Ассоциация факторинговых компаний (АФК).
"Но этим организациям не хватает синергии как между собой, так и с участниками рынка, - размышляет Золкин. - Ситуация стагнирует на протяжении вот уже трех лет, и изменить ее может появление новых, независимых игроков, которые вдохнут новую струю как в вопросы конкуренции на рынке факторинга, так и в деятельность по его регулированию. Если бы была некая единая объединенная структура, всем участникам рынка было бы гораздо легче".
Так что спасение факторов - в их собственных руках!

РАСЧЕТЫ ПОКАЗАЛИ...
ПОШЛИ В РОСТ
Просевший почти на 40% в прошлом году российский рынок факторинга к концу 2010 года обещает вырасти, по пессимистичным прогнозам, на 15-20%, а по оптимистичным - на все 30%! По итогам прошлого года оборот рынка факторинга составил, по разным оценкам, от 330 до 360 млрд рублей. По итогам первого полугодия 2010 года оборот российского рынка факторинга достиг 185,5 млрд рублей. Совокупный факторинговый портфель на 1 июля 2010 года составил около 50 млрд рублей. К концу 2010 года объем российского рынка факторинга может достичь 450-500 млрд рублей. По прогнозам экспертов, объем рынка уже приблизился к докризисному уровню. Вместе с тем доля факторинга в ВВП России все еще ничтожно мала и по итогам первого полугодия 2010 года составила менее 0,5%. А, например, в Великобритании и Португалии средства, предоставляемые компаниям в рамках режима факторинга, составляют по 10% от ВВП, в Эстонии - 20%.

КАКИМ ВЫ ВИДИТЕ БУДУЩЕЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА ФАКТОРИНГА?
ЭКСПЕРТЫ
Елена ГЛАДКИХ,
генеральный директор Русской Факторинговой Компании: "К
оличество участников рынка будет посте-пенно увеличиваться. Уже сейчас факторинг все чаще рассматривают как альтернативу класси-ческому кредиту. Со временем среди игроков начнет прослеживаться некоторая специализация. Московский регион по-прежнему будет лидировать среди потребителей факторинговых услуг, однако доля региональных сделок значительно вырастет. Мы рассчитываем на увеличение популярности факторинга в регионах в связи с экспан-сией федеральных сетей и повышением уровня знания о новых финансовых инструментах среди региональных предпринимателей. По развитию международного факторинга прогнозы строить достаточно сложно, поскольку пока его доля в общем объеме операций невелика. Данную услугу предлагают всего два игрока факторингового рынка. Выход на рынок международного факторинга - процесс очень трудоемкий. В целом с течением времени факторинг перестанет быть чем-то новым и необычным для российского бизнеса, это неизбежный результат работы многих факторинговых компаний".
Борис МЕЛЬНИКОВ,
генеральный директор компании "ФакторРус":
"Если говорить о будущем факторинга с коммерческой точки зрения, существует уверенность, что рынок ожидает рост объемов факторинговых операций, появление новых игроков, в том числе и приход иностранных специализированных компаний. Помимо этого будет происходить уменьшение доли факторинга с регрессом в портфеле факторинговых компаний и увеличение доли факторинга без регресса. Стоит также отметить качественные изменения предлагаемых услуг факторинга - факторы начнут конкурировать не столько стоимостью продукта, сколько качеством предлагаемых услуг. Заинтересованность клиента в факторе будет определяться способностью этого фактора идти навстречу пожеланиям клиента, связанным с работой по дебиторской задолженности. Стоит подчеркнуть, что это не только предоставление финансирования, но и грамотная работа по сбору задолженности, высокотехнологичное программное обеспечение, оперативность шагов, предпринимаемых фактором для удовлетворения потребностей клиента, возникающих в процессе работы, возможность поддержать и развить внешнеэкономическую деятельность клиента - как экспортную, так и импортную".

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ФАКТОРЫ ПРЕДСТАВЛЕНЫ:
- универсальными банками, предоставляющими факторинговое обслуживание как один из продуктов широкого ассортимента;
- специализированными банками, для которых факторинг является основным продуктом;
- факторинговыми компаниями, в том числе дочерними компаниями банков (как российских, так и международных).

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».