25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2001 года: "Фарш победителей"

Архивная публикация 2001 года: "Фарш победителей"

Нынешний год для нашего сельского хозяйства можно назвать годом великого перелома. Благодаря эпидемии ящура в Европе и росту внутреннего производства наша страна в ближайшие годы из импортера мяса может превратиться в его поставщика на мировой рынок.Год великого перемола

Чужое горе всегда кому-то в радость. И хотя животные вроде как лишены эмоциональной сферы, наши отечественные буренки и хавроньи должны были проникнуться чувством собственного достоинства уже при первых сообщениях о ящурной эпизоотии (то есть массовом заболевании) в Европе -- они вновь стали нужны Родине.
Если же говорить серьезно, то катастрофа европейского животноводства (а в странах Евросоюза за прошедшие полгода из-за ящура было забито, по разным сведениям, от 10% до 40% крупного рогатого скота) дала шанс для возрождения животноводства отечественного.
По большому счету, радоваться здесь особенно нечему. За последние 10 лет производство и, соответственно, потребление мяса и мясопродуктов сократилось в России вдвое. Сейчас среднестатистический россиянин поедает менее 40 килограммов невегетарианской пищи в год -- почти втрое меньше, чем средний американец.
Однако даже такой скромный объем (физиологическая норма, обоснованная медиками, составляет 70 кг в год) отечественное село обеспечить не в состоянии: падение собственного производства опережало снижение уровня потребления. В результате к середине 90-х Россия стала крупным импортером мяса и мясопродуктов.
Из потребляемого в стране мяса и мясопродуктов к началу нынешнего года на долю импорта приходилось около 30%. Такое положение вполне устраивало поставщиков -- а это (если не брать Украину, о которой скажем позднее) страны Европы и Америки. Ведь таким образом обеспечивался надежный сбыт продукции (в целях поддержки экспорта только страны ЕС выделяют на субсидирование собственных фермеров до $200 млн. ежегодно).
Такая корова нужна самому

Сейчас Россия потребляет около 6,5 млн. тонн мяса ежегодно. При этом на собственное производство приходится чуть менее 4,5 млн. тонн. Львиную долю этого объема составляет говядина -- 43%. На втором месте свинина (34%). Мясо птицы (в основном, естественно, курятины) составляет 18%. Баранины едят всего 3% (это в основном регионы традиционного потребления -- Кавказ и другие мусульманские республики).
При этом говядина во всем мире считается самым дорогим продуктом (мировая цена колеблется от $1,5 до $2), а птица -- наиболее дешевым (до $0,4). Поэтому в России наблюдается серьезный рост потребления мяса птицы. Так, в прошлом году емкость рынка увеличилась на 47,2% по сравнению с 1999 годом и составила 1,5 млн. тонн. Из этого объема собственное производство составляет менее 1 млн. тонн. Остальное импорт, в основном американский.
Однако птицеводство -- наиболее быстроокупаемая и рентабельная составляющая всей отрасли. Сроки окупаемости птицеводческих предприятий составляют 10--18 месяцев (тогда как свиноводческих -- 3--5 лет, по производству говядины -- от 7 лет). Поэтому в последние годы наблюдается рост собственного производства. Так, Черкизовский мясокомбинат, точнее, его дочерняя структура АПК "Михайловский" купил пять птицефабрик в Подмосковье. В прошлом году в Подмосковье же была построена птицефабрика "Элинар", где основными инвесторами являются американские компании. По оценкам экспертов, птицеводство в России вполне рентабельно и приносит (по истечении первого года) в среднем 20% прибыли в год. Поэтому не исключено, что в ближайшие пять лет Россия сможет полностью обеспечить себя мясом птицы.
Что касается свинины, то здесь наблюдается падение уровня потребления. В 2000 году потребление свинины составило 12,2 кг на душу населения, что на 13% ниже, чем в 1999 году. Однако здесь тоже наметился некоторый рост (на 4% за нынешний год) собственного производства за счет сокращения импорта.
Последнее -- то есть сокращение поставок из-за рубежа -- было вызвано прежде всего снижением поставок из Западной Европы, где в массовом порядке производился забой и уничтожение больного ящуром скота. А также снижением ввоза убоины с Украины. Последняя на сегодня остается основным импортером мяса в Россию (доля Украины составляет около 50% всего объема российского мясного импорта). Однако в последнее время доля украинского мяса начала стремительно сокращаться: поставки из Малороссии основываются на банальном вырезании собственного поголовья.
Мычание ягнят

Основной проблемой, мешающей росту собственного производства мяса, является, с одной стороны, недостаток оборотных средств у наших селян, а с другой -- чрезмерно льготные условия для импортной продукции (напомним, что только Евросоюз дотирует своих фермеров на $200 млн. в год).
Тем не менее инвестиции в мясное производство все-таки начались. Большая часть инвесторов -- это предприятия мясоперерабатывающей промышленности (например, Черкизовский мясокомбинат или "Омский бекон") и крупные вертикально интегрированные холдинги, занимающиеся сельхозпроизводством, вроде компаний "ОГО" или "Разгуляй".
Привлекательность животноводства как объекта инвестиций стала очевидной только в последнее время -- после того как прибыль стало приносить производство зерна (по, естественно, неофициальным данным, производство зерна в последние два года приносит крупным производителям до 100--150% чистой прибыли в год).
Имея собственное производство зерна, крупные компании вроде уже названных выше стали искать новые сферы приложения средств. Появившиеся избытки зерна (а в нынешнем году прогнозируется урожай в 72 млн. т против 48 млн. т в 1998-м) стало выгодно направлять на комбикормовые заводы. Следующий шаг -- покупка потребителя кормов, то есть ферм для откорма скота или птицы. Ну и в конце цепочки -- мясокомбинат.
Так, "Сибнефть" прикупила "Омский бекон" -- не самый крупный, но очень динамично развивающийся мясокомбинат. Столинский ГОК объявил о программе инвестирования в сельхозпроизводство в объеме примерно $100 млн. в год. Среди приоритетных программ стоит в том числе покупка птицефабрик.
Первоначально эти вложения воспринимались либо как оптимизация, либо как диверсификация бизнеса. Однако в конце прошлого -- начале нынешнего года у рынка появился шанс поработать в "тепличных" условиях -- в связи с уже упомянутой вспышкой коровьего бешенства и ящура в Европе и запретом (пусть и краткосрочным) на импорт субсидированного европейского мяса. По словам председателя Мясного союза Мушега Мамиконяна, весной нынешнего года это привело к 20-процентному росту продаж отечественной мясопродукции.
А хочешь, бифштекс сделаю?

И это, как говорится, только начало. Самые радужные перспективы, помимо курятины, которая, как уже было сказано, наиболее рентабельна в мясном производстве, имеет свинина.
Сейчас серьезное влияние на российский рынок оказывает китайская свинина, которая процентов на десять дешевле российской. Однако, по утверждению специалистов Мясного союза, уже в ближайшие 10 лет экспорт свинины из Поднебесной в связи с ростом населения должен прекратиться: все пойдет на собственные нужды.
В России к этому времени должен появиться избыток собственного свиного поголовья. И наша страна станет экспортером этого вида мяса.
Что же касается говядины, то это, как уже говорилось, наиболее капиталоемкий и медленно развивающийся сектор животноводства. Здесь срок окупаемости превышает 7 лет. Однако и здесь перспективы неплохие: именно говядина может стать основным экспортным продуктом животноводства в России в ближайшие 10 лет.
Дело в том, что только Россия и Бразилия обладает неограниченными ресурсами для роста поголовья крупного рогатого скота. В остальных странах природно-климатические ресурсы (прежде всего наличие пастбищ) не позволяют говорить о сколь-либо серьезном росте производства говядины. Поэтому специалисты прогнозируют, с одной стороны, падение спроса на говядину внутри страны (из-за ее дороговизны), а с другой -- рост спроса на мировом рынке и в связи с этим перспективы экспорта.
Однако все это лишь прогнозы. Сейчас все упирается в то, на каких условиях мы вступим во Всемирную торговую организацию (а о том, что это дело ближайшего будущего, заявляли и президент Путин, и премьер Касьянов). Дело в том, что вступление в ВТО может лишить Россию возможности защищать свой рынок от дотируемой импортной продукции (правила этой организации запрещают введение чрезмерно высоких пошлин на ввоз любой продукции, в том числе, естественно, и сельскохозяйственной).
По утверждению большинства специалистов-аграрников, при вступлении в ВТО неплохо было бы договориться не только о плавном вхождении российского аграрного сектора в свободный рынок, но еще и о возможности компенсировать тот ущерб, который был нанесен нашему селу за последние 10 лет.
Конечно, требование о возмещении ущерба вряд ли будет выполнено ВТО. Однако, если таким образом удастся выторговать особый налоговый и таможенный режим для российского продовольствия, мы действительно лет через 10--15 можем превратиться в крупного экспортера мяса и мясопродуктов. Если, конечно, за это время весь остальной мир не перейдет окончательно на вегетарианскую диету и соевые заменители отбивных.

Рейтинг стран--экспортеров говядины (тыс. тонн)*

Нынешний год для нашего сельского хозяйства можно назвать годом великого перелома. Благодаря эпидемии ящура в Европе и росту внутреннего производства наша страна в ближайшие годы из импортера мяса может превратиться в его поставщика на мировой рынок.Год великого перемола


Чужое горе всегда кому-то в радость. И хотя животные вроде как лишены эмоциональной сферы, наши отечественные буренки и хавроньи должны были проникнуться чувством собственного достоинства уже при первых сообщениях о ящурной эпизоотии (то есть массовом заболевании) в Европе -- они вновь стали нужны Родине.

Если же говорить серьезно, то катастрофа европейского животноводства (а в странах Евросоюза за прошедшие полгода из-за ящура было забито, по разным сведениям, от 10% до 40% крупного рогатого скота) дала шанс для возрождения животноводства отечественного.

По большому счету, радоваться здесь особенно нечему. За последние 10 лет производство и, соответственно, потребление мяса и мясопродуктов сократилось в России вдвое. Сейчас среднестатистический россиянин поедает менее 40 килограммов невегетарианской пищи в год -- почти втрое меньше, чем средний американец.

Однако даже такой скромный объем (физиологическая норма, обоснованная медиками, составляет 70 кг в год) отечественное село обеспечить не в состоянии: падение собственного производства опережало снижение уровня потребления. В результате к середине 90-х Россия стала крупным импортером мяса и мясопродуктов.

Из потребляемого в стране мяса и мясопродуктов к началу нынешнего года на долю импорта приходилось около 30%. Такое положение вполне устраивало поставщиков -- а это (если не брать Украину, о которой скажем позднее) страны Европы и Америки. Ведь таким образом обеспечивался надежный сбыт продукции (в целях поддержки экспорта только страны ЕС выделяют на субсидирование собственных фермеров до $200 млн. ежегодно).

Такая корова нужна самому


Сейчас Россия потребляет около 6,5 млн. тонн мяса ежегодно. При этом на собственное производство приходится чуть менее 4,5 млн. тонн. Львиную долю этого объема составляет говядина -- 43%. На втором месте свинина (34%). Мясо птицы (в основном, естественно, курятины) составляет 18%. Баранины едят всего 3% (это в основном регионы традиционного потребления -- Кавказ и другие мусульманские республики).

При этом говядина во всем мире считается самым дорогим продуктом (мировая цена колеблется от $1,5 до $2), а птица -- наиболее дешевым (до $0,4). Поэтому в России наблюдается серьезный рост потребления мяса птицы. Так, в прошлом году емкость рынка увеличилась на 47,2% по сравнению с 1999 годом и составила 1,5 млн. тонн. Из этого объема собственное производство составляет менее 1 млн. тонн. Остальное импорт, в основном американский.

Однако птицеводство -- наиболее быстроокупаемая и рентабельная составляющая всей отрасли. Сроки окупаемости птицеводческих предприятий составляют 10--18 месяцев (тогда как свиноводческих -- 3--5 лет, по производству говядины -- от 7 лет). Поэтому в последние годы наблюдается рост собственного производства. Так, Черкизовский мясокомбинат, точнее, его дочерняя структура АПК "Михайловский" купил пять птицефабрик в Подмосковье. В прошлом году в Подмосковье же была построена птицефабрика "Элинар", где основными инвесторами являются американские компании. По оценкам экспертов, птицеводство в России вполне рентабельно и приносит (по истечении первого года) в среднем 20% прибыли в год. Поэтому не исключено, что в ближайшие пять лет Россия сможет полностью обеспечить себя мясом птицы.

Что касается свинины, то здесь наблюдается падение уровня потребления. В 2000 году потребление свинины составило 12,2 кг на душу населения, что на 13% ниже, чем в 1999 году. Однако здесь тоже наметился некоторый рост (на 4% за нынешний год) собственного производства за счет сокращения импорта.

Последнее -- то есть сокращение поставок из-за рубежа -- было вызвано прежде всего снижением поставок из Западной Европы, где в массовом порядке производился забой и уничтожение больного ящуром скота. А также снижением ввоза убоины с Украины. Последняя на сегодня остается основным импортером мяса в Россию (доля Украины составляет около 50% всего объема российского мясного импорта). Однако в последнее время доля украинского мяса начала стремительно сокращаться: поставки из Малороссии основываются на банальном вырезании собственного поголовья.

Мычание ягнят


Основной проблемой, мешающей росту собственного производства мяса, является, с одной стороны, недостаток оборотных средств у наших селян, а с другой -- чрезмерно льготные условия для импортной продукции (напомним, что только Евросоюз дотирует своих фермеров на $200 млн. в год).

Тем не менее инвестиции в мясное производство все-таки начались. Большая часть инвесторов -- это предприятия мясоперерабатывающей промышленности (например, Черкизовский мясокомбинат или "Омский бекон") и крупные вертикально интегрированные холдинги, занимающиеся сельхозпроизводством, вроде компаний "ОГО" или "Разгуляй".

Привлекательность животноводства как объекта инвестиций стала очевидной только в последнее время -- после того как прибыль стало приносить производство зерна (по, естественно, неофициальным данным, производство зерна в последние два года приносит крупным производителям до 100--150% чистой прибыли в год).

Имея собственное производство зерна, крупные компании вроде уже названных выше стали искать новые сферы приложения средств. Появившиеся избытки зерна (а в нынешнем году прогнозируется урожай в 72 млн. т против 48 млн. т в 1998-м) стало выгодно направлять на комбикормовые заводы. Следующий шаг -- покупка потребителя кормов, то есть ферм для откорма скота или птицы. Ну и в конце цепочки -- мясокомбинат.

Так, "Сибнефть" прикупила "Омский бекон" -- не самый крупный, но очень динамично развивающийся мясокомбинат. Столинский ГОК объявил о программе инвестирования в сельхозпроизводство в объеме примерно $100 млн. в год. Среди приоритетных программ стоит в том числе покупка птицефабрик.

Первоначально эти вложения воспринимались либо как оптимизация, либо как диверсификация бизнеса. Однако в конце прошлого -- начале нынешнего года у рынка появился шанс поработать в "тепличных" условиях -- в связи с уже упомянутой вспышкой коровьего бешенства и ящура в Европе и запретом (пусть и краткосрочным) на импорт субсидированного европейского мяса. По словам председателя Мясного союза Мушега Мамиконяна, весной нынешнего года это привело к 20-процентному росту продаж отечественной мясопродукции.

А хочешь, бифштекс сделаю?


И это, как говорится, только начало. Самые радужные перспективы, помимо курятины, которая, как уже было сказано, наиболее рентабельна в мясном производстве, имеет свинина.

Сейчас серьезное влияние на российский рынок оказывает китайская свинина, которая процентов на десять дешевле российской. Однако, по утверждению специалистов Мясного союза, уже в ближайшие 10 лет экспорт свинины из Поднебесной в связи с ростом населения должен прекратиться: все пойдет на собственные нужды.

В России к этому времени должен появиться избыток собственного свиного поголовья. И наша страна станет экспортером этого вида мяса.

Что же касается говядины, то это, как уже говорилось, наиболее капиталоемкий и медленно развивающийся сектор животноводства. Здесь срок окупаемости превышает 7 лет. Однако и здесь перспективы неплохие: именно говядина может стать основным экспортным продуктом животноводства в России в ближайшие 10 лет.

Дело в том, что только Россия и Бразилия обладает неограниченными ресурсами для роста поголовья крупного рогатого скота. В остальных странах природно-климатические ресурсы (прежде всего наличие пастбищ) не позволяют говорить о сколь-либо серьезном росте производства говядины. Поэтому специалисты прогнозируют, с одной стороны, падение спроса на говядину внутри страны (из-за ее дороговизны), а с другой -- рост спроса на мировом рынке и в связи с этим перспективы экспорта.

Однако все это лишь прогнозы. Сейчас все упирается в то, на каких условиях мы вступим во Всемирную торговую организацию (а о том, что это дело ближайшего будущего, заявляли и президент Путин, и премьер Касьянов). Дело в том, что вступление в ВТО может лишить Россию возможности защищать свой рынок от дотируемой импортной продукции (правила этой организации запрещают введение чрезмерно высоких пошлин на ввоз любой продукции, в том числе, естественно, и сельскохозяйственной).

По утверждению большинства специалистов-аграрников, при вступлении в ВТО неплохо было бы договориться не только о плавном вхождении российского аграрного сектора в свободный рынок, но еще и о возможности компенсировать тот ущерб, который был нанесен нашему селу за последние 10 лет.

Конечно, требование о возмещении ущерба вряд ли будет выполнено ВТО. Однако, если таким образом удастся выторговать особый налоговый и таможенный режим для российского продовольствия, мы действительно лет через 10--15 можем превратиться в крупного экспортера мяса и мясопродуктов. Если, конечно, за это время весь остальной мир не перейдет окончательно на вегетарианскую диету и соевые заменители отбивных.


Рейтинг стран--экспортеров говядины (тыс. тонн)*

СтранаВсего в 2000 г.Доля страныI квартал 2000 г.I квартал 2001 г.отношение I квартала 2000-го к I квартала 2001 г.(%)

Всего273 42110060,14104,4173

Украина134 87049,324,611352,8

Германия37 38413,711,75257,1485,9

Литва15 3735,65,350,47,5

Монголия15 2025,62,964,47151

США10 9664,08,750,171,9

* По данным Института аграрного маркетинга.

Структура потребления мяса*

Говядина42%

Свинина33%

Мясо птицы19%

Прочее6%

* По данным Института аграрного маркетинга.

Крупнейшие российские мясокомбинаты*

МясокомбинатСуммарная мощность (тонн в год)

Черкизовский завод133 900

"Микомс"129 590

"Кампомос"125 500

"Самсон"116 945

Екатеринбургский мясокомбинат105 895

Новосибирский мясоконсервный комбинат102 400

Уфимский мясоконсервный комбинат94 510

Останкинский мясокомбинат88 920

Орский мясокомбинат74 138

"Тавр"63 725

Каланчевский мясокомбинат59 300

"Нижегородские колбасы"58 744

Волгоградский мясокомбинат56 780

Бийский мясокомбинат54 013

Пермский мясокомбинат51 630

Тихорецкий мясокомбинат50 656

* По данным Института аграрного маркетинга.


* По данным Института аграрного маркетинга.

ВЛАДИМИР КАЛМАНОВ, ИВАН КОРОВИН

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».