25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2011 года: "ФАС уполномочен заявить"

Архивная публикация 2011 года: "ФАС уполномочен заявить"

Принятие "третьего антимонопольного пакета" едва ли поможет усилить конкуренцию в нефтегазовом секторе России. В начале декабря Дмитрий Медведев подписал так называемый третий антимонопольный пакет - поправки к законам "О защите конкуренции", "О естественных монополиях", "О приватизации государственного и муниципального имущества" и к некоторым другим. Разработчиком поправок выступила Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Пакет был принят правительством РФ в июне 2011 года после почти двухлетних бурных дискуссий, Госдума одобрила законы осенью. Документ содержательно широк, но на некоторых его пунктах стоит заострить особое внимание. И, учитывая стратегическую значимость ТЭК в экономике страны, логично детально рассмотреть его применительно именно к этой отрасли.
В документе есть пункт, характеризующий такое понятие, как "монопольно высокая цена": уточняется, что таковой нельзя признать цену, сложившуюся в ходе биржевых торгов (правда, только в случае, если она не превышает уровень мировых цен). И здесь сразу возникает вопрос: если, например, иметь в виду внутренний рынок нефтепродуктов, который не первый год сотрясают топливные кризисы, что в данном случае считать отправной точкой - среднюю цену литра базового бензина в Роттердаме или же на американском рынке? Да и хватит ли у регуляторов ресурсов для мониторинга столь непрозрачной сферы, как ценообразование на внутреннем рынке нефтепродуктов? Плюс ко всему биржевая торговля - это отдельная больная тема. Как признаются сами участники рынка, на торговых площадках присутствуют трансфертное ценообразование и "псевдоторговля", когда через биржу поставщик в лице вертикально интегрированной нефтяной компании (ВИНК) продает объем аффилированной сбытовой "дочке".
Обращаясь к истории, важно заметить, что "второй антимонопольный пакет", принятый в 2009 году, ужесточил ответственность компаний за нарушение антимонопольных законов - вплоть до тюремных сроков для создателей картелей в случае рецидивов. Однако и с третьим пакетом дело может ограничиться тем, что компаниям - жертвам антимонопольных расследований - будут выписывать ритуальные штрафы за картели. Ритуальные потому, что, хотя они и носят звучное название "оборотные", юридически касаются лишь мелких "дочек" ВИНК, на обороты которых и начисляют сумму штрафа.
Таким образом приходим к выводу, что монополизм в ТЭКе нужно сдерживать не за счет расширения полномочий регуляторов, а с помощью концептуальных решений - например, создавая системы независимой переработки. А уж выбор алгоритма такой реформы (подразумевающей расчленение ВИНК на добытчиков и сбытовиков, покупку или строительство новых НПЗ для независимых игроков отрасли) и ее платформы остается в полной компетенции государства.
Помимо проблемы ценообразования заслуживает внимания еще один важный пункт, упомянутый в документе. Поправки к законам предусматривают право правительства РФ определять правила недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры товарных рынков в сферах естественных монополий, а также к товарам, технологически к ним присоединенным.
На первый взгляд, эта инициатива - в определенной мере победа нефтяных компаний, они теперь смогут просить у правительства доступ к газотранспортной системе (ГТС) "Газпрома". Это и победа вице-премьера по ТЭКу Игоря Сечина, который не один год активно ратовал за либерализацию допуска к газовой трубопроводной инфраструктуре. Однако "Газпром" по-прежнему будет финальной инстанцией - в его власти определять, дать ли место для газа нефтяников или же заявить о физической невозможности принять дополнительные объемы газа в систему.
Можно предположить, что правительство по-прежнему останется в роли арбитра и предпочтет спускать разбирательства между "Газпромом" и независимыми производителями газа на корпоративный уровень. Ведь сейчас приоритеты у власти иные (по крайней мере до весны). С приближением даты президентских выборов подковерная политическая борьба будет только усиливаться. Уже не тайна, что кабинет министров после избрания и процедуры инаугурации нового президента ждут серьезные кадровые ротации (о чем, кстати, не раз упоминал президент Медведев). Логично заключить, что, скорее всего, кардинальных перемен в ситуации с допуском к национальной ГТС не будет - нефтяники по-прежнему будут ущемлены в своих правах. А "Газпром" продолжит гнуть свою линию, в первую очередь опираясь на административный ресурс, способный противостоять давлению регуляторов и конкурентов.

Принятие "третьего антимонопольного пакета" едва ли поможет усилить конкуренцию в нефтегазовом секторе России. В начале декабря Дмитрий Медведев подписал так называемый третий антимонопольный пакет - поправки к законам "О защите конкуренции", "О естественных монополиях", "О приватизации государственного и муниципального имущества" и к некоторым другим. Разработчиком поправок выступила Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Пакет был принят правительством РФ в июне 2011 года после почти двухлетних бурных дискуссий, Госдума одобрила законы осенью. Документ содержательно широк, но на некоторых его пунктах стоит заострить особое внимание. И, учитывая стратегическую значимость ТЭК в экономике страны, логично детально рассмотреть его применительно именно к этой отрасли.
В документе есть пункт, характеризующий такое понятие, как "монопольно высокая цена": уточняется, что таковой нельзя признать цену, сложившуюся в ходе биржевых торгов (правда, только в случае, если она не превышает уровень мировых цен). И здесь сразу возникает вопрос: если, например, иметь в виду внутренний рынок нефтепродуктов, который не первый год сотрясают топливные кризисы, что в данном случае считать отправной точкой - среднюю цену литра базового бензина в Роттердаме или же на американском рынке? Да и хватит ли у регуляторов ресурсов для мониторинга столь непрозрачной сферы, как ценообразование на внутреннем рынке нефтепродуктов? Плюс ко всему биржевая торговля - это отдельная больная тема. Как признаются сами участники рынка, на торговых площадках присутствуют трансфертное ценообразование и "псевдоторговля", когда через биржу поставщик в лице вертикально интегрированной нефтяной компании (ВИНК) продает объем аффилированной сбытовой "дочке".
Обращаясь к истории, важно заметить, что "второй антимонопольный пакет", принятый в 2009 году, ужесточил ответственность компаний за нарушение антимонопольных законов - вплоть до тюремных сроков для создателей картелей в случае рецидивов. Однако и с третьим пакетом дело может ограничиться тем, что компаниям - жертвам антимонопольных расследований - будут выписывать ритуальные штрафы за картели. Ритуальные потому, что, хотя они и носят звучное название "оборотные", юридически касаются лишь мелких "дочек" ВИНК, на обороты которых и начисляют сумму штрафа.
Таким образом приходим к выводу, что монополизм в ТЭКе нужно сдерживать не за счет расширения полномочий регуляторов, а с помощью концептуальных решений - например, создавая системы независимой переработки. А уж выбор алгоритма такой реформы (подразумевающей расчленение ВИНК на добытчиков и сбытовиков, покупку или строительство новых НПЗ для независимых игроков отрасли) и ее платформы остается в полной компетенции государства.
Помимо проблемы ценообразования заслуживает внимания еще один важный пункт, упомянутый в документе. Поправки к законам предусматривают право правительства РФ определять правила недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры товарных рынков в сферах естественных монополий, а также к товарам, технологически к ним присоединенным.
На первый взгляд, эта инициатива - в определенной мере победа нефтяных компаний, они теперь смогут просить у правительства доступ к газотранспортной системе (ГТС) "Газпрома". Это и победа вице-премьера по ТЭКу Игоря Сечина, который не один год активно ратовал за либерализацию допуска к газовой трубопроводной инфраструктуре. Однако "Газпром" по-прежнему будет финальной инстанцией - в его власти определять, дать ли место для газа нефтяников или же заявить о физической невозможности принять дополнительные объемы газа в систему.
Можно предположить, что правительство по-прежнему останется в роли арбитра и предпочтет спускать разбирательства между "Газпромом" и независимыми производителями газа на корпоративный уровень. Ведь сейчас приоритеты у власти иные (по крайней мере до весны). С приближением даты президентских выборов подковерная политическая борьба будет только усиливаться. Уже не тайна, что кабинет министров после избрания и процедуры инаугурации нового президента ждут серьезные кадровые ротации (о чем, кстати, не раз упоминал президент Медведев). Логично заключить, что, скорее всего, кардинальных перемен в ситуации с допуском к национальной ГТС не будет - нефтяники по-прежнему будут ущемлены в своих правах. А "Газпром" продолжит гнуть свою линию, в первую очередь опираясь на административный ресурс, способный противостоять давлению регуляторов и конкурентов.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».