24 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2003 года: "Февраль 3-9"

Архивная публикация 2003 года: "Февраль 3-9"

3 февраля 1859 года
В немецком городе Рейдте родился известный авиаконструктор и промышленник Гуго Юнкерс. Он увлекся авиацией в 50-летнем возрасте, будучи профессором высшей технической школы в Аахене и вполне состоятельным человеком -- с 1899 года в городе Дессау работала его фирма, производившая вентиляторы, отопительные котлы и прочие товары народного потребления. Главным вкладом Гуго Юнкерса в развитие авиации стало его изобретение 1915 года -- цельнометаллическое крыло с каркасом из стальных труб. В том же году под руководством Юнкерса был построен его первый самолет, названный "жестяным ослом". К началу 1920-х годов авиазавод Юнкерса в Дессау был одним из крупнейших в Германии. Однако по условиям Версальского мира производство было резко сокращено, а сборка самолетов Юнкерса была налажена в Швеции и СССР. На московском заводе в Филях с 1922 по 1927 год было выпущено около ста машин. В 1930 году появился гражданский лайнер Ю-52, рассчитанный на 16--18 пассажиров. В начале 30-х годов в фирме разразился финансовый кризис, и в 1933-м, с приходом к власти нацистов, она была национализирована. 3 февраля 1935 года, в день своего 76-летия, Гуго Юнкерс скончался в городе Гаутинге. Основанные им авиазаводы считались в гитлеровскую эпоху образцовыми.

4 февраля 1889 года
В селе Турья Яренского уезда Вологодской губернии в семье ремесленника родился Питирим Александрович Сорокин, будущий известный социолог. В 15 лет он окончил школу для сельских учителей и поступил в Хреновскую церковно-учительскую духовную семинарию. В конце 1906 года юношу арестовали за агитацию в пользу эсеров. В 20-летнем возрасте Сорокин сдал экстерном экзамены за гимназический курс и вскоре поступил на юридический факультет Петербургского университета, по окончании которого был оставлен для подготовки к профессорскому званию. Он активно участвовал в нелегальной работе эсеров, увлекался публицистикой и параллельно занимался серьезной наукой, выпустив в 1914 году первую социологическую монографию "Преступление и кара, подвиг и награда". Талантливый выходец из народа представлял серьезную опасность для большевиков, и 2 января 1918 года, за три дня до открытия "учредилки", чекисты на всякий случай арестовали Сорокина, избранного в Учредительное собрание. Два месяца он просидел в Петропавловской крепости. Вскоре Питирим Александрович разочаровался в эсеровской идеологии и заявил об отказе от политической борьбы. Довольный Ленин быстренько сочинил на сей предмет статью "Ценные признания Питирима Сорокина". Вернувшись в Петроград, ученый возглавил университетскую кафедру социологии, но в сентябре 1922 года его среди прочих антимарксистов выслали за границу. С осени 1923-го Сорокин жил в США и сделал блестящую карьеру, став основателем и главой факультета социологии в Гарварде, а на склоне лет -- председателем Американской социологической ассоциации. Скончался Питирим Александрович 10 февраля 1968 года в Винчестере, штат Массачусетс.

6 февраля 1857 года
В Санкт-Петербурге было учреждено Главное общество российских железных дорог, ставшее крупнейшей в стране железнодорожной компанией. Инициатором создания Главного общества российских железных дорог стал близкий к правящей династии банкир, председатель Петербургского биржевого комитета Александр Львович Штиглиц. Общество создавалось с масштабной целью: построить и эксплуатировать несколько важнейших железнодорожных линий, связывающих крупнейшие города тогдашней России -- Петербург, Москву и Варшаву -- с традиционными земледельческими регионами. Штиглиц предполагал участие в деле зарубежных финансовых структур. Однако попытка заинтересовать проектом Ротшильдов не удалась -- крупнейшие финансисты мира пожелали, чтобы обществу была передана находившаяся в собственности государства Николаевская железная дорога (ныне Октябрьская). Тогда Штиглиц привлек конкурентов Ротшильда -- банки "Креди Мобилье", "Бэринг" и "Хоттингер". Однако дела железнодорожной компании на первых порах шли неважно, и чтобы избежать банкротства, в 1868 году ей была передана Николаевская дорога. В 1890-е годы правительство выкупило у Главного общества российских железных дорог построенные и эксплуатируемые им линии.

9 февраля 1938 года
В Москве на 47-м году жизни был расстрелян один из главных организаторов убийства царской семьи Александр Григорьевич Белобородов. Сын пролетария с Александровского завода из-под Соликамска родился 26 октября 1891 года и был развит не по годам: с 13 лет работал электриком, а в 15 примкнул к большевикам. С января 1918 года Белобородов руководил Уральским облисполкомом, а летом того же года резко улучшил свои карьерные перспективы аккуратным исполнением деликатного поручения Москвы по умерщвлению царской семьи. Позже большевистская традиция приписывала инициативу расстрела в Ипатьевском доме Белобородову и другим уральским коммунистам, хотя без согласования с Лениным и Свердловым такие акции были невозможны. В 1919-м свирепый пролетарий отличился на ниве расказачивания, подавляя восстание на родине Михаила Шолохова -- в станице Вешенской. Белобородов обратил на себя внимание Троцкого, вошел в состав ЦК РКП(б) и до конца Гражданской войны трудился на ответственных постах в системе Реввоенсовета. С 1923 по 1927 год Александр Григорьевич занимал пост наркома внутренних дел РСФСР. Когда Сталин развернул наступление против Троцкого, Белобородов сделал неправильный выбор. В ноябре 1927-го его вместе с другими активными троцкистами исключили из партии и отправили в ссылку. Покаявшись, Белобородов получил мелкие должности в заготовительном и торговом ведомствах, а в 1936-м за "врагом народа" пришли снова. Расстрельного приговора пришлось дожидаться почти полтора года. При Хрущеве заслуги опального троцкиста по расстрелу царской семьи были высоко оценены -- его не только посмертно реабилитировали, но и восстановили в партии.

3 февраля 1859 года

В немецком городе Рейдте родился известный авиаконструктор и промышленник Гуго Юнкерс. Он увлекся авиацией в 50-летнем возрасте, будучи профессором высшей технической школы в Аахене и вполне состоятельным человеком -- с 1899 года в городе Дессау работала его фирма, производившая вентиляторы, отопительные котлы и прочие товары народного потребления. Главным вкладом Гуго Юнкерса в развитие авиации стало его изобретение 1915 года -- цельнометаллическое крыло с каркасом из стальных труб. В том же году под руководством Юнкерса был построен его первый самолет, названный "жестяным ослом". К началу 1920-х годов авиазавод Юнкерса в Дессау был одним из крупнейших в Германии. Однако по условиям Версальского мира производство было резко сокращено, а сборка самолетов Юнкерса была налажена в Швеции и СССР. На московском заводе в Филях с 1922 по 1927 год было выпущено около ста машин. В 1930 году появился гражданский лайнер Ю-52, рассчитанный на 16--18 пассажиров. В начале 30-х годов в фирме разразился финансовый кризис, и в 1933-м, с приходом к власти нацистов, она была национализирована. 3 февраля 1935 года, в день своего 76-летия, Гуго Юнкерс скончался в городе Гаутинге. Основанные им авиазаводы считались в гитлеровскую эпоху образцовыми.


4 февраля 1889 года

В селе Турья Яренского уезда Вологодской губернии в семье ремесленника родился Питирим Александрович Сорокин, будущий известный социолог. В 15 лет он окончил школу для сельских учителей и поступил в Хреновскую церковно-учительскую духовную семинарию. В конце 1906 года юношу арестовали за агитацию в пользу эсеров. В 20-летнем возрасте Сорокин сдал экстерном экзамены за гимназический курс и вскоре поступил на юридический факультет Петербургского университета, по окончании которого был оставлен для подготовки к профессорскому званию. Он активно участвовал в нелегальной работе эсеров, увлекался публицистикой и параллельно занимался серьезной наукой, выпустив в 1914 году первую социологическую монографию "Преступление и кара, подвиг и награда". Талантливый выходец из народа представлял серьезную опасность для большевиков, и 2 января 1918 года, за три дня до открытия "учредилки", чекисты на всякий случай арестовали Сорокина, избранного в Учредительное собрание. Два месяца он просидел в Петропавловской крепости. Вскоре Питирим Александрович разочаровался в эсеровской идеологии и заявил об отказе от политической борьбы. Довольный Ленин быстренько сочинил на сей предмет статью "Ценные признания Питирима Сорокина". Вернувшись в Петроград, ученый возглавил университетскую кафедру социологии, но в сентябре 1922 года его среди прочих антимарксистов выслали за границу. С осени 1923-го Сорокин жил в США и сделал блестящую карьеру, став основателем и главой факультета социологии в Гарварде, а на склоне лет -- председателем Американской социологической ассоциации. Скончался Питирим Александрович 10 февраля 1968 года в Винчестере, штат Массачусетс.


6 февраля 1857 года

В Санкт-Петербурге было учреждено Главное общество российских железных дорог, ставшее крупнейшей в стране железнодорожной компанией. Инициатором создания Главного общества российских железных дорог стал близкий к правящей династии банкир, председатель Петербургского биржевого комитета Александр Львович Штиглиц. Общество создавалось с масштабной целью: построить и эксплуатировать несколько важнейших железнодорожных линий, связывающих крупнейшие города тогдашней России -- Петербург, Москву и Варшаву -- с традиционными земледельческими регионами. Штиглиц предполагал участие в деле зарубежных финансовых структур. Однако попытка заинтересовать проектом Ротшильдов не удалась -- крупнейшие финансисты мира пожелали, чтобы обществу была передана находившаяся в собственности государства Николаевская железная дорога (ныне Октябрьская). Тогда Штиглиц привлек конкурентов Ротшильда -- банки "Креди Мобилье", "Бэринг" и "Хоттингер". Однако дела железнодорожной компании на первых порах шли неважно, и чтобы избежать банкротства, в 1868 году ей была передана Николаевская дорога. В 1890-е годы правительство выкупило у Главного общества российских железных дорог построенные и эксплуатируемые им линии.


9 февраля 1938 года

В Москве на 47-м году жизни был расстрелян один из главных организаторов убийства царской семьи Александр Григорьевич Белобородов. Сын пролетария с Александровского завода из-под Соликамска родился 26 октября 1891 года и был развит не по годам: с 13 лет работал электриком, а в 15 примкнул к большевикам. С января 1918 года Белобородов руководил Уральским облисполкомом, а летом того же года резко улучшил свои карьерные перспективы аккуратным исполнением деликатного поручения Москвы по умерщвлению царской семьи. Позже большевистская традиция приписывала инициативу расстрела в Ипатьевском доме Белобородову и другим уральским коммунистам, хотя без согласования с Лениным и Свердловым такие акции были невозможны. В 1919-м свирепый пролетарий отличился на ниве расказачивания, подавляя восстание на родине Михаила Шолохова -- в станице Вешенской. Белобородов обратил на себя внимание Троцкого, вошел в состав ЦК РКП(б) и до конца Гражданской войны трудился на ответственных постах в системе Реввоенсовета. С 1923 по 1927 год Александр Григорьевич занимал пост наркома внутренних дел РСФСР. Когда Сталин развернул наступление против Троцкого, Белобородов сделал неправильный выбор. В ноябре 1927-го его вместе с другими активными троцкистами исключили из партии и отправили в ссылку. Покаявшись, Белобородов получил мелкие должности в заготовительном и торговом ведомствах, а в 1936-м за "врагом народа" пришли снова. Расстрельного приговора пришлось дожидаться почти полтора года. При Хрущеве заслуги опального троцкиста по расстрелу царской семьи были высоко оценены -- его не только посмертно реабилитировали, но и восстановили в партии.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».