19 апреля 2024
USD 89,69 EUR 99,19
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2002 года: "Философские опыты"

Архивная публикация 2002 года: "Философские опыты"

Кроме формальной повестки дня мировым лидерам необходимо задуматься о стратегии поведения в изменившемся мире.На мой взгляд, "восьмерка" является одновременно и очень мощным, и очень слабым инструментом решения мировых проблем. Мощным потому, что она объединяет самых влиятельных политических лидеров самых экономически развитых стран. Саммит "восьмерки" дает им редкую возможность личного, неформального общения. Действительно, в таком формате они встречаются крайне редко -- единственной альтернативой саммита в этом смысле являются похороны глав государств, на которые съезжаются лидеры большинства стран.
На таких встречах лидеры могут решить практически все вопросы, ведь эти страны обладают огромным экономическим, политическим и военным потенциалом. Кроме того, у них нет жесткой повестки дня, им не надо подписывать какие-либо договоры, выверяя в своих решениях каждое слово. Они обсуждают, в общем-то, философские проблемы, говорят о мировоззренческих вещах, вырабатывают общее понимание того, что происходит в мире. Сейчас это как никогда необходимо, поскольку современный мир стремительно меняется.
В этом -- сила "восьмерки". Слабость же связана с тем, что эта организация не имеет формальной структуры, ее решения "растаскиваются" по отдельным странам, которые имеют возможность по-разному их реализовывать.
Мы находимся в ситуации, когда интеллектуально не очень себе представляем, что происходит в мире. Пока никто не предложил более-менее связного объяснения происходящих процессов, поэтому никто не может предложить и более-менее связных вариантов решений конкретных проблем. Поэтому я считаю, что важен именно "философско-мировоззренческий" аспект обсуждения тех вопросов, которые выносятся в повестку дня будущего саммита. И тут проблема заключается в том, насколько лидеры государств готовы к такому обсуждению, насколько в ходе подготовительных встреч министров была создана достаточно серьезная и высокоинтеллектуальная основа для такой дискуссии. Если же дискуссия сведется к обсуждению конкретных вопросов, которые тоже, конечно, важны (ситуация на Ближнем Востоке, конфликт Индии и Пакистана, новые отношения с Африкой), то, боюсь, встреча не сыграет той роли, которой от нее все ждут.
Сегодня, какую бы проблему мы ни рассматривали, мы все время будем упираться в вакуум "политической философии нашего времени". Допустим, проблема борьбы с терроризмом. До сих пор нет единого понимания того, что такое терроризм. Разные государства и разные политические структуры вкладывают свое содержание в понимание терроризма, отсюда разрушается сама идея всеобщей борьбы с ним. Другой аспект -- финансовые проблемы борьбы с терроризмом. Демократические страны, и в первую очередь те, которые входят в "восьмерку", теряют контроль за финансовыми потоками. Это страны со свободным рынком, а значит, роль государства в них сведена к минимуму. Контроль за финансами террористических организаций в этих условиях практически невозможен. Нужен новый подход, но в чем он будет заключаться, сегодня никто не знает.
Еще один пример -- вопросы нераспространения оружия массового поражения. Ведь проблема заключается не в том, что одна страна будет продавать другой стране ракеты. Это как раз контролируется. Проблема в том, что происходит нелегальное распространение технологий, "формул", "умов", и контролировать этот процесс в рамках демократических государств практически невозможно.
Наконец, локальные войны. Ведь арабо-израильский, индо-пакистанский и другие конфликты -- это осколки глобального противостояния между двумя сверхдержавами: СССР и США. Раньше на стороне одного из участников противостояния была одна супердержава, на стороне другого -- другая, и поэтому проблема заключалась не в том, как договорятся между собой "малые конфликтующие стороны", а в том, как договорятся друг с другом Москва и Вашингтон. Сегодня "больших государств" за спинами локальных противников нет. В результате механизм контроля исчез. Поэтому их разрешение стало гораздо труднее. И предпринятые недавно попытки погасить войну на Ближнем Востоке это продемонстрировали.
На мой взгляд, главная задача лидеров на нынешнем саммите -- хотя бы попытаться начать разговор на эти темы. Иначе тактические усилия по решению проблем, которые перед нами стоят, не приведут к успеху. Ведь без понимания стратегии невозможно эффективно заниматься тактикой.

Кроме формальной повестки дня мировым лидерам необходимо задуматься о стратегии поведения в изменившемся мире.На мой взгляд, "восьмерка" является одновременно и очень мощным, и очень слабым инструментом решения мировых проблем. Мощным потому, что она объединяет самых влиятельных политических лидеров самых экономически развитых стран. Саммит "восьмерки" дает им редкую возможность личного, неформального общения. Действительно, в таком формате они встречаются крайне редко -- единственной альтернативой саммита в этом смысле являются похороны глав государств, на которые съезжаются лидеры большинства стран.

На таких встречах лидеры могут решить практически все вопросы, ведь эти страны обладают огромным экономическим, политическим и военным потенциалом. Кроме того, у них нет жесткой повестки дня, им не надо подписывать какие-либо договоры, выверяя в своих решениях каждое слово. Они обсуждают, в общем-то, философские проблемы, говорят о мировоззренческих вещах, вырабатывают общее понимание того, что происходит в мире. Сейчас это как никогда необходимо, поскольку современный мир стремительно меняется.

В этом -- сила "восьмерки". Слабость же связана с тем, что эта организация не имеет формальной структуры, ее решения "растаскиваются" по отдельным странам, которые имеют возможность по-разному их реализовывать.

Мы находимся в ситуации, когда интеллектуально не очень себе представляем, что происходит в мире. Пока никто не предложил более-менее связного объяснения происходящих процессов, поэтому никто не может предложить и более-менее связных вариантов решений конкретных проблем. Поэтому я считаю, что важен именно "философско-мировоззренческий" аспект обсуждения тех вопросов, которые выносятся в повестку дня будущего саммита. И тут проблема заключается в том, насколько лидеры государств готовы к такому обсуждению, насколько в ходе подготовительных встреч министров была создана достаточно серьезная и высокоинтеллектуальная основа для такой дискуссии. Если же дискуссия сведется к обсуждению конкретных вопросов, которые тоже, конечно, важны (ситуация на Ближнем Востоке, конфликт Индии и Пакистана, новые отношения с Африкой), то, боюсь, встреча не сыграет той роли, которой от нее все ждут.

Сегодня, какую бы проблему мы ни рассматривали, мы все время будем упираться в вакуум "политической философии нашего времени". Допустим, проблема борьбы с терроризмом. До сих пор нет единого понимания того, что такое терроризм. Разные государства и разные политические структуры вкладывают свое содержание в понимание терроризма, отсюда разрушается сама идея всеобщей борьбы с ним. Другой аспект -- финансовые проблемы борьбы с терроризмом. Демократические страны, и в первую очередь те, которые входят в "восьмерку", теряют контроль за финансовыми потоками. Это страны со свободным рынком, а значит, роль государства в них сведена к минимуму. Контроль за финансами террористических организаций в этих условиях практически невозможен. Нужен новый подход, но в чем он будет заключаться, сегодня никто не знает.

Еще один пример -- вопросы нераспространения оружия массового поражения. Ведь проблема заключается не в том, что одна страна будет продавать другой стране ракеты. Это как раз контролируется. Проблема в том, что происходит нелегальное распространение технологий, "формул", "умов", и контролировать этот процесс в рамках демократических государств практически невозможно.

Наконец, локальные войны. Ведь арабо-израильский, индо-пакистанский и другие конфликты -- это осколки глобального противостояния между двумя сверхдержавами: СССР и США. Раньше на стороне одного из участников противостояния была одна супердержава, на стороне другого -- другая, и поэтому проблема заключалась не в том, как договорятся между собой "малые конфликтующие стороны", а в том, как договорятся друг с другом Москва и Вашингтон. Сегодня "больших государств" за спинами локальных противников нет. В результате механизм контроля исчез. Поэтому их разрешение стало гораздо труднее. И предпринятые недавно попытки погасить войну на Ближнем Востоке это продемонстрировали.

На мой взгляд, главная задача лидеров на нынешнем саммите -- хотя бы попытаться начать разговор на эти темы. Иначе тактические усилия по решению проблем, которые перед нами стоят, не приведут к успеху. Ведь без понимания стратегии невозможно эффективно заниматься тактикой.

НИКОЛАЙ ЗЛОБИН, директор российских и азиатских программ Центра оборонной информации США

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».