29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2006 года: "Финансы с уклоном"

Архивная публикация 2006 года: "Финансы с уклоном"

Подготовка к выходу на публичные рынки и требовательность Центробанка заставляют финучреждения все активнее разгребать авгиевы конюшни скандальных 90-х. Хотя некоторым банкирам до сих пор нравится окружать себя кондитерскими фабриками и пароходами.Только закончился очередной чемпионат России по футболу, как по рынку поползли слухи о покупке ВТБ футбольного клуба «Динамо». Купит госбанк прославленный клуб или нет — вопрос. Но эксперты единодушны в одном: банкиры до сих пор не могут избавиться от привычки вписывать на баланс своих организаций что-нибудь непрофильное, то есть нефинансовое. Хотя и заокеанские финансисты не брезгуют такого рода приобретениями. Например, австралийский инвестбанк Macquarie Bank Ltd. в прошлом году купил канадскую компанию Leisureworld, управляющую домами для престарелых.

Купи — продай

Если за границей непрофильные активы интересны исключительно инвестбанкам, то в нашей стране отсутствие законодательного разделения инвестиционного и коммерческого банкинга лишь подстегивает «традиционных» финансистов покупать и продавать активы самых разных достоинств, нередко не имеющих к финансовому рынку никакого отношения. По словам специалистов, в будущем понятия «банкинг» и «инвестбанкинг» будут разделены и в России, но пока отечественным банкирам приходится идти на непрофильные инвестиции без «благословения» ЦБ и вызывая недоумение рейтинговых агентств: такие приобретения повышают риски кредитной организации. Правда, надзорный орган порицает увлечение собственностью в непрофильном бизнесе негласно, формально же никаких санкций к банкам ЦБ не предъявляет. Пока.

Однако владельцам финансовых империй все же приходится разбираться с теми букетами всевозможных активов, которые они получили в свою собственность в период первоначального накопления капитала. «Время тогда было такое», — смеется один из банкиров. Те же, кто оказался дальновиднее, еще несколько лет назад продали «что-нибудь ненужное» или же разделили активы своей финансово-промышленной группы (ФПГ) на автономные ветви бизнеса. Так поступили МДМ, «Альфа», Межпромбанк, Национальная резервная корпорация. Разделение финансового и «побочного» бизнеса абсолютно оправданно, поскольку приводит к снижению рисков и позволяет кредитной организации стать более прозрачной, управляемой и «подтянутой».

Однако, несмотря на чуть ли не массовое избавление банков от непрофильных активов, отдельные финансовые организации, наоборот, стремятся поучаствовать в каких-нибудь сторонних проектах. «Налицо некое сознательное инвестирование, отличное от процесса, который проходил в 90-е годы и в начале 2000-х, когда кредитные организации просто подбирали всевозможные активы», — констатирует ведущий консультант компании «ФинЭкспертиза» Катерина Курьян. Нынешним банкирам хочется снимать кассовое кино, продавать модную одежду и управлять спортивными клубами. По словам директора Банковского института Высшей школы экономики Василия Солодкова, доходность в банковской сфере снижается, поэтому подобные инвестиции можно рассматривать как попытки диверсификации бизнеса и повышения его рентабельности.

«Такая бизнес-модель вполне имеет право на жизнь, если существует команда, способная этими активами управлять», — считает исполнительный директор компании «Базовый элемент» и член наблюдательного совета банка «Союз» Георгий Кравченко. Правда, касается это только независимых банков, госбанки и их многочисленных «дочек» связывают «сложные семейные отношения», и за их покупками нередко видятся мотивы, далекие от экономических.
Сознательные инвесторы «Сейчас банки интересуются отраслями с наиболее высокой рентабельностью — ритейлом или коммерческой недвижимостью», — утверждает аналитик ИК «Проспект» Игорь Лавущенко. Но если ритейлом более других интересуется ФК «УралСиб» (до конца года корпорация станет единственным акционером сети «Копейка», выкупив оставшиеся 50% акций у топ-менеджеров компании за $500 млн.), то коммерческая недвижимость для банков действительно настоящий магнит. Оно и понятно: доходность на рынке строительства коммерческой недвижимости составляет десятки процентов. По этой причине активность на этом поприще проявляют практически все кредитные организации, даже государственные — в частности, на балансе «Сбера» находится ряд инвестиционно-строительных фирм.

Но некоторым подавай более экстравагантные активы. Например, «дочка» банка «Санкт-Петербург» — компания «Ольвен СПб» — планирует открыть в Северной столице магазины, специализирующиеся на продаже одежных и косметических линий от звезд шоу-бизнеса. У швейцарской компании Toroil S.A. (контролирует Headline Group, у которой банк и приобрел франшизу) есть договоренности о сотрудничестве с поп-дивами Гвен Стефани, Бейонси Ноулз и Джессикой Симпсон. Первый магазин должен открыться в 2007 году.

Нередко кто-нибудь из акционеров банка вписывает на баланс «игрушку» жены или сына — фитнес-центр или ресторан. Бывает, что «непрофильная экзотика» — прихоть и самих топ-менеджеров. Так, строительство киностудии под Санкт-Петербургом, анонсированное как проект банка «ГЛОБЭКС», по некоторым данным, амбициозный проект лишь одного из членов совета директоров кредитной организации. Помимо киностудии планируется строительство киноконцертного зала и мультиплекса. Общий объем инвестиций в проект составит около $50 млн. И, по оценкам экспертов, такие инвестиции вполне могут быть оправданны — бокс-офис российского кинопроката в 2006 году может превысить $500 млн. Отечественные кинопроизводители уже не стесняются пускать в эту отрасль серьезные средства, а дешевизна съемок привлекает внимание и голливудских продюсеров.

Не менее масштабный проект в начале 2006 года реализовал московский Эконацбанк, принадлежащий структурам депутата Госдумы Рафаэля Гималова. Через одного из своих бывших топ-менеджеров Эконацбанк вложился в создание крупного игорного дома в центре столицы — казино «Астория». Не скрывает своего интереса к азартным играм и Газпромбанк. Созданная осенью 2006 года «дочка» Газпромбанка, «Орглот», займется организацией всероссийских лотерей, выиграв конкурс, проводившийся Росспортом. Не исключено, что в дальнейшем «Орглот» расширит свою деятельность и займется не только лотереями, но и другими областями игорного бизнеса.

Стремительный рост телерекламы и возможность влиять на умы граждан через телевизор также привлекают внимание банкиров. Еще год назад одним из наиболее влиятельных игроков на рынке масс-медиа эксперты называли «Еврофинанс Моснарбанк», управлявший медийными активами «Газпрома». Теперь эти активы переходят под контроль Газпромбанка, который раньше имел к телевидению опосредованное отношение, выдавая кредиты на производство сериалов. Группа «Еврофинанс» продала 23,5% акций «НТВ-Плюс» дочерней структуре Газпромбанка под названием «Элион», к которым она присовокупила акции НТВ и «ТНТ Телесеть». Давно проявляет интерес к телевидению и Альфа-банк, имеющий в портфеле 26,1% акций СТС Media Inc., который владеет телеканалами СТС и «Домашний». Рынок телерекламы растет на 30% в год, и пакет кредитной организации со временем будет только дорожать. Правда, руководство «Альфы-Групп» придерживается политики разделения активов, поэтому в сентябре этого года банк объявил о том, что пакет акций будет передан на баланс других структур группы.

Не остался в стороне от этой «лихорадки» и госгигант Сбербанк, его байкальский филиал обзавелся собственной турфирмой, купив в мае 2006 года 50% акций крупнейшего туроператора Восточной Сибири, «Гранд Байкал». Вроде бы для того, чтобы регулярно отправлять на отдых своих сотрудников. Но ничто не мешает финансовому монстру отправлять на отдых сотрудников и других организаций, получая с этого дивиденды. «Важно понимать, каково влияние непрофильных активов на устойчивость банка, — считает зампредправления Русского банка развития Евгений Темяков. — Если активы ликвидны, то почему бы банкам ими и не владеть?» Впоследствии это «ценное имущество» можно выгодно сбыть. «После кризиса 1998 года Московский индустриальный банк смог расплатиться с долгами именно потому, что обладал большим количеством активов в сфере недвижимости», — вспоминает аналитик агентства Standard & Poor's Екатерина Трофимова.

Нередко банкиры идут на приобретение и нерыночных активов — например, тех же самых спортивных клубов. Осенью 2006 года «Конверс Груп», управляющая компания МФГ «Конверсбанк», вошла в состав акционеров хоккейного клуба «Спартак» (Москва), распущенного летом из-за финансовых проблем. Понятно, что предпринимателями движет скорее стремление повысить лояльность к бренду (аудитория у «народной команды» чуть ли не самая большая в стране), нежели желание заработать.

Проблемы публичности

Между тем такую роскошь, как владение разношерстным непрофильным бизнесом, могут позволить себе те, кто пока не собирается «продаваться» — будь то IPO или привлечение стратегического инвестора. «Иностранные инвесторы хотят видеть чистые банки — без заводов, пароходов и фабрик. Их логика совершенно понятна и не эксклюзивна для банковского сектора. Они не хотят видеть, скажем, на балансе завода, производящего сталь, детский садик», — объясняет председатель совета директоров Москоммерцбанка Андрей Савельев. Непрофильные активы, по мнению специалистов, могут вызвать у инвесторов ряд вполне резонных вопросов. «Например, вопрос: почему банк этим занимается? Зачем Газпромбанк купил акции «Мосэнерго» или ВТБ приобрел 5% европейского авиаконцерна EADS? — считает управляющий директор МДМ-Банка Алекс Кантарович. — Инвесторы задумываются, не придется ли им и после приобретения бумаг кредитной организации финансировать такие экзотические приобретения».

Поэтому те, кто еще не избавился от нефинансовых структур, продолжают их продавать или выводить на баланс связанных с акционерами компаний. В марте 2006 года «Авангард» вышел из уставного капитала пивоваренной компании «Русский солод», переведя 49% акций на баланс «Алькор Холдинг Групп», председателем совета директоров которой — глава банка «Авангард» Кирилл Миновалов. В развитие «Русского солода» в прошлом году было вложено порядка $180 млн. Большинство экспертов тут же сделали вывод о том, что банк готовится к продаже.

Похожий путь избрал для себя и Промышленно-строительный банк, поглощаемый ВТБ. Перед слиянием с финансовым гигантом он продал 17,13% акций футбольного клуба «Зенит» структуре, контролируемой Банкирским домом «Санкт-Петербург», акционеры которого, в свою очередь, являлись владельцами ПСБ. Фактически пакет был просто переложен из одного кармана в другой. По такому же пути пойдет и сама группа ВТБ, в нее входит несколько десятков компаний, занимающихся непрофильной деятельностью, — от кондитерских фабрик «Красный Октябрь» и «Рот Фронт» до турфирмы «Инна тур». В банке планируют расчистить бизнес до выхода на IPO, и 17 непрофильных компаний уже отнесены к «группе выбытия».

«Здесь не нужно изобретать велосипед, достаточно обратиться к опыту Запада, — уверен Евгений Темяков. — Западные финансовые институты практически не пытаются участвовать в непрофильном бизнесе. Через какое-то время такая же ситуация сложится и в нашей стране». Но, по прогнозам Василия Солодкова, те банки, которые не планируют выход на публичные рынки или продажу «стратегу», вряд ли откажут в удовольствии порадовать себя очередными приобретениями морских портов или пивоварен. Хотя даже такая любовь к нефинансовым активам не позволит российским банкам перещеголять, скажем, египетские кредитные организации, на балансе которых можно обнаружить все, что угодно, — от нефтяных компаний до университетов и детских садов.

Самые крупные непрофильные приобретения 2006 года


Подготовка к выходу на публичные рынки и требовательность Центробанка заставляют финучреждения все активнее разгребать авгиевы конюшни скандальных 90-х. Хотя некоторым банкирам до сих пор нравится окружать себя кондитерскими фабриками и пароходами.Только закончился очередной чемпионат России по футболу, как по рынку поползли слухи о покупке ВТБ футбольного клуба «Динамо». Купит госбанк прославленный клуб или нет — вопрос. Но эксперты единодушны в одном: банкиры до сих пор не могут избавиться от привычки вписывать на баланс своих организаций что-нибудь непрофильное, то есть нефинансовое. Хотя и заокеанские финансисты не брезгуют такого рода приобретениями. Например, австралийский инвестбанк Macquarie Bank Ltd. в прошлом году купил канадскую компанию Leisureworld, управляющую домами для престарелых.

Купи — продай

Если за границей непрофильные активы интересны исключительно инвестбанкам, то в нашей стране отсутствие законодательного разделения инвестиционного и коммерческого банкинга лишь подстегивает «традиционных» финансистов покупать и продавать активы самых разных достоинств, нередко не имеющих к финансовому рынку никакого отношения. По словам специалистов, в будущем понятия «банкинг» и «инвестбанкинг» будут разделены и в России, но пока отечественным банкирам приходится идти на непрофильные инвестиции без «благословения» ЦБ и вызывая недоумение рейтинговых агентств: такие приобретения повышают риски кредитной организации. Правда, надзорный орган порицает увлечение собственностью в непрофильном бизнесе негласно, формально же никаких санкций к банкам ЦБ не предъявляет. Пока.

Однако владельцам финансовых империй все же приходится разбираться с теми букетами всевозможных активов, которые они получили в свою собственность в период первоначального накопления капитала. «Время тогда было такое», — смеется один из банкиров. Те же, кто оказался дальновиднее, еще несколько лет назад продали «что-нибудь ненужное» или же разделили активы своей финансово-промышленной группы (ФПГ) на автономные ветви бизнеса. Так поступили МДМ, «Альфа», Межпромбанк, Национальная резервная корпорация. Разделение финансового и «побочного» бизнеса абсолютно оправданно, поскольку приводит к снижению рисков и позволяет кредитной организации стать более прозрачной, управляемой и «подтянутой».

Однако, несмотря на чуть ли не массовое избавление банков от непрофильных активов, отдельные финансовые организации, наоборот, стремятся поучаствовать в каких-нибудь сторонних проектах. «Налицо некое сознательное инвестирование, отличное от процесса, который проходил в 90-е годы и в начале 2000-х, когда кредитные организации просто подбирали всевозможные активы», — констатирует ведущий консультант компании «ФинЭкспертиза» Катерина Курьян. Нынешним банкирам хочется снимать кассовое кино, продавать модную одежду и управлять спортивными клубами. По словам директора Банковского института Высшей школы экономики Василия Солодкова, доходность в банковской сфере снижается, поэтому подобные инвестиции можно рассматривать как попытки диверсификации бизнеса и повышения его рентабельности.

«Такая бизнес-модель вполне имеет право на жизнь, если существует команда, способная этими активами управлять», — считает исполнительный директор компании «Базовый элемент» и член наблюдательного совета банка «Союз» Георгий Кравченко. Правда, касается это только независимых банков, госбанки и их многочисленных «дочек» связывают «сложные семейные отношения», и за их покупками нередко видятся мотивы, далекие от экономических.
Сознательные инвесторы «Сейчас банки интересуются отраслями с наиболее высокой рентабельностью — ритейлом или коммерческой недвижимостью», — утверждает аналитик ИК «Проспект» Игорь Лавущенко. Но если ритейлом более других интересуется ФК «УралСиб» (до конца года корпорация станет единственным акционером сети «Копейка», выкупив оставшиеся 50% акций у топ-менеджеров компании за $500 млн.), то коммерческая недвижимость для банков действительно настоящий магнит. Оно и понятно: доходность на рынке строительства коммерческой недвижимости составляет десятки процентов. По этой причине активность на этом поприще проявляют практически все кредитные организации, даже государственные — в частности, на балансе «Сбера» находится ряд инвестиционно-строительных фирм.

Но некоторым подавай более экстравагантные активы. Например, «дочка» банка «Санкт-Петербург» — компания «Ольвен СПб» — планирует открыть в Северной столице магазины, специализирующиеся на продаже одежных и косметических линий от звезд шоу-бизнеса. У швейцарской компании Toroil S.A. (контролирует Headline Group, у которой банк и приобрел франшизу) есть договоренности о сотрудничестве с поп-дивами Гвен Стефани, Бейонси Ноулз и Джессикой Симпсон. Первый магазин должен открыться в 2007 году.

Нередко кто-нибудь из акционеров банка вписывает на баланс «игрушку» жены или сына — фитнес-центр или ресторан. Бывает, что «непрофильная экзотика» — прихоть и самих топ-менеджеров. Так, строительство киностудии под Санкт-Петербургом, анонсированное как проект банка «ГЛОБЭКС», по некоторым данным, амбициозный проект лишь одного из членов совета директоров кредитной организации. Помимо киностудии планируется строительство киноконцертного зала и мультиплекса. Общий объем инвестиций в проект составит около $50 млн. И, по оценкам экспертов, такие инвестиции вполне могут быть оправданны — бокс-офис российского кинопроката в 2006 году может превысить $500 млн. Отечественные кинопроизводители уже не стесняются пускать в эту отрасль серьезные средства, а дешевизна съемок привлекает внимание и голливудских продюсеров.

Не менее масштабный проект в начале 2006 года реализовал московский Эконацбанк, принадлежащий структурам депутата Госдумы Рафаэля Гималова. Через одного из своих бывших топ-менеджеров Эконацбанк вложился в создание крупного игорного дома в центре столицы — казино «Астория». Не скрывает своего интереса к азартным играм и Газпромбанк. Созданная осенью 2006 года «дочка» Газпромбанка, «Орглот», займется организацией всероссийских лотерей, выиграв конкурс, проводившийся Росспортом. Не исключено, что в дальнейшем «Орглот» расширит свою деятельность и займется не только лотереями, но и другими областями игорного бизнеса.

Стремительный рост телерекламы и возможность влиять на умы граждан через телевизор также привлекают внимание банкиров. Еще год назад одним из наиболее влиятельных игроков на рынке масс-медиа эксперты называли «Еврофинанс Моснарбанк», управлявший медийными активами «Газпрома». Теперь эти активы переходят под контроль Газпромбанка, который раньше имел к телевидению опосредованное отношение, выдавая кредиты на производство сериалов. Группа «Еврофинанс» продала 23,5% акций «НТВ-Плюс» дочерней структуре Газпромбанка под названием «Элион», к которым она присовокупила акции НТВ и «ТНТ Телесеть». Давно проявляет интерес к телевидению и Альфа-банк, имеющий в портфеле 26,1% акций СТС Media Inc., который владеет телеканалами СТС и «Домашний». Рынок телерекламы растет на 30% в год, и пакет кредитной организации со временем будет только дорожать. Правда, руководство «Альфы-Групп» придерживается политики разделения активов, поэтому в сентябре этого года банк объявил о том, что пакет акций будет передан на баланс других структур группы.

Не остался в стороне от этой «лихорадки» и госгигант Сбербанк, его байкальский филиал обзавелся собственной турфирмой, купив в мае 2006 года 50% акций крупнейшего туроператора Восточной Сибири, «Гранд Байкал». Вроде бы для того, чтобы регулярно отправлять на отдых своих сотрудников. Но ничто не мешает финансовому монстру отправлять на отдых сотрудников и других организаций, получая с этого дивиденды. «Важно понимать, каково влияние непрофильных активов на устойчивость банка, — считает зампредправления Русского банка развития Евгений Темяков. — Если активы ликвидны, то почему бы банкам ими и не владеть?» Впоследствии это «ценное имущество» можно выгодно сбыть. «После кризиса 1998 года Московский индустриальный банк смог расплатиться с долгами именно потому, что обладал большим количеством активов в сфере недвижимости», — вспоминает аналитик агентства Standard & Poor's Екатерина Трофимова.

Нередко банкиры идут на приобретение и нерыночных активов — например, тех же самых спортивных клубов. Осенью 2006 года «Конверс Груп», управляющая компания МФГ «Конверсбанк», вошла в состав акционеров хоккейного клуба «Спартак» (Москва), распущенного летом из-за финансовых проблем. Понятно, что предпринимателями движет скорее стремление повысить лояльность к бренду (аудитория у «народной команды» чуть ли не самая большая в стране), нежели желание заработать.

Проблемы публичности

Между тем такую роскошь, как владение разношерстным непрофильным бизнесом, могут позволить себе те, кто пока не собирается «продаваться» — будь то IPO или привлечение стратегического инвестора. «Иностранные инвесторы хотят видеть чистые банки — без заводов, пароходов и фабрик. Их логика совершенно понятна и не эксклюзивна для банковского сектора. Они не хотят видеть, скажем, на балансе завода, производящего сталь, детский садик», — объясняет председатель совета директоров Москоммерцбанка Андрей Савельев. Непрофильные активы, по мнению специалистов, могут вызвать у инвесторов ряд вполне резонных вопросов. «Например, вопрос: почему банк этим занимается? Зачем Газпромбанк купил акции «Мосэнерго» или ВТБ приобрел 5% европейского авиаконцерна EADS? — считает управляющий директор МДМ-Банка Алекс Кантарович. — Инвесторы задумываются, не придется ли им и после приобретения бумаг кредитной организации финансировать такие экзотические приобретения».

Поэтому те, кто еще не избавился от нефинансовых структур, продолжают их продавать или выводить на баланс связанных с акционерами компаний. В марте 2006 года «Авангард» вышел из уставного капитала пивоваренной компании «Русский солод», переведя 49% акций на баланс «Алькор Холдинг Групп», председателем совета директоров которой — глава банка «Авангард» Кирилл Миновалов. В развитие «Русского солода» в прошлом году было вложено порядка $180 млн. Большинство экспертов тут же сделали вывод о том, что банк готовится к продаже.

Похожий путь избрал для себя и Промышленно-строительный банк, поглощаемый ВТБ. Перед слиянием с финансовым гигантом он продал 17,13% акций футбольного клуба «Зенит» структуре, контролируемой Банкирским домом «Санкт-Петербург», акционеры которого, в свою очередь, являлись владельцами ПСБ. Фактически пакет был просто переложен из одного кармана в другой. По такому же пути пойдет и сама группа ВТБ, в нее входит несколько десятков компаний, занимающихся непрофильной деятельностью, — от кондитерских фабрик «Красный Октябрь» и «Рот Фронт» до турфирмы «Инна тур». В банке планируют расчистить бизнес до выхода на IPO, и 17 непрофильных компаний уже отнесены к «группе выбытия».

«Здесь не нужно изобретать велосипед, достаточно обратиться к опыту Запада, — уверен Евгений Темяков. — Западные финансовые институты практически не пытаются участвовать в непрофильном бизнесе. Через какое-то время такая же ситуация сложится и в нашей стране». Но, по прогнозам Василия Солодкова, те банки, которые не планируют выход на публичные рынки или продажу «стратегу», вряд ли откажут в удовольствии порадовать себя очередными приобретениями морских портов или пивоварен. Хотя даже такая любовь к нефинансовым активам не позволит российским банкам перещеголять, скажем, египетские кредитные организации, на балансе которых можно обнаружить все, что угодно, — от нефтяных компаний до университетов и детских садов.

Самые крупные непрофильные приобретения 2006 года























Объект приобретения (размер пакета акций)ПокупательСтоимость сделки
Корпорация European Aeronautics Defence and Space Co. (EADS) (5%)ВТБОколо $1 млрд.
Телекомпании НТВ (30,56%), "НТВ Плюс" (21,52%), "ТНТ Телесеть" (28,27%) и другиеГазпромбанк$760 млн.
Торговая сеть "Копейка" (50%)"Уралсиб"$500 млн.
Туроператор "Гранд Байкал" (50%) Байкальский банк Сбербанка$5,5 млн.
Источник: M&A Agency, "Профиль"

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама