Наверх
21 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2002 года: "Ford: в Европе дела идут лучше"

Получится ли повторить успех в США?2001 год войдет в историю Ford Motor Co. как annus horribilis. Производитель автомобилей номер два в мире получил серию мощных ударов: повторный отзыв шин Firestone, а также основных моделей Explorer, другие проблемы с качеством и отменой автомобильных «премьер». Не говоря уже о взбешенных дилерах, деморализованных сотрудниках и увольнении осенью главы компании. Все это обернулось для Ford $5,4 млрд. убытка за год. Среди этого мрака и разорения был все же один светлый момент. Потеряв в 2000 году $1,1 млрд., дочерняя Ford of Europe Inc. с объемом продаж в $30 млрд. сумела закончить 2001 год без убытков. А в этом году, благодаря активному снижению издержек и обновлению модельного ряда, возможна даже скромная прибыль.
Отличная работа. И это не просто луч света во мраке. Это модель возрождения для всей компании в Северной Америке. Стратегию спасения Ford of Europe разрабатывал Николас Шееле (Nicholas V. Scheele), президент и генеральный операционный директор Ford, а кроме того, правая рука председателя Ford Уильяма Форда-мл. (William C. Ford Jr.). Билл Форд делает ставку на то, что Шееле сумеет повторить свой спасительный маневр и в Детройте: «Поворот к лучшему в Ford of Europe был осуществлен успешнее, чем в любом другом подразделении компании за всю ее историю, — говорит он. — Во многом это может служить образцом для Ford в США». Правда, здесь есть определенный риск. Если рост на Ford of Europe приостановится, то быстро начнут множиться сомнения и по поводу общей стратегии Ford.
Чтобы держать руку на пульсе, инвесторы будут следить за Шееле, 58-летним британцем, взявшимся за Ford of Europe после серьезной переработки принадлежащей Ford марки Jaguar. Убытки Ford в Европе в 90-х годах составили до $2,5 млрд. «Бизнес лежал в руинах», — говорит Дэвид Терсфилд (David W. Thursfield), бывший «второй номер» Шееле, а ныне — председатель Ford of Europe. Разработка новых моделей шла до смешного медленно. Малолитражку Fiesta выпускали без серьезных изменений 12 лет. И европейцы пришли к выводу, что ездить на Ford — неудобно, а иметь такую машину — стыдно. С 1994 по 2000 год доля Ford на европейском авторынке сократилась на одну четверть — до 8,2%. В Европе простаивала примерно треть мощностей Ford. Главный показатель — коэффициент использования производственных мощностей — в 2000 году скатился до 71%, что значительно ниже уровня, необходимого для безубыточной работы.
Шееле и Терсфилд занялись перестройкой. Всего за два года они закрыли три завода и сократили более 2000 рабочих мест, т.е. примерно 2% работников. Эти двое на четверть уменьшили общий объем выпуска автомобилей с маркой Ford — на 600 000 машин. Очень болезненным было решение о закрытии после 69 лет работы сборочного предприятия в Дэгенхэме (Великобритания).
Не менее важно и то, что Шееле и Терсфилд реконструировали 4 крупных европейских автозавода Ford с расчетом на выпуск на одной линии нескольких моделей. Так гибко организованное производство позволяет сэкономить сотни миллионов долларов, которые в противном случае компании пришлось бы потратить на отдельные сборочные линии. «В Европе Ford сделала все правильно», — говорит аналитик J.P. Morgan Securities Химансу Пейтел (Himanshu Patel).
Дуэт менеджеров прошелся и по скучному модельному ряду. К счастью, один хит у Ford уже был, что называется, на руках — стильный малолитражный Ford Focus за $12 200, запущенный в 1998 году, А еще один, впервые представленный два года назад Mondeo за $17 500, был на подходе. Журнал Auto Motor und Sport в своем рейтинге в 2001 году поставил Mondeo на первое место в своем классе, выше популярного VW Passat. А в ежегодном обзоре качества TUV указывается, что у Focus меньше дефектов, чем у любой другой машины, продававшейся в Европе с 1999 года. Успех этих двух моделей позволил Ford довести свою долю европейского авторынка до 8,8% и обойти Fiat Auto. «Focus очень хорошо продается. Отличное сочетание цены и качества», — отмечает Ганс-Иоахим Кремер (Hans-Joachim Kremer), владелец дилерского салона Ford Autohaus Kremer во Франкфурте.
Ford of Europe выпускает сейчас больше новых машин и делает это быстрее. Новая Ford Fiesta за $10 200 дебютировала в прошлом году на 9 месяцев раньше срока, а в октябре стартует компактный минивэн Fusion. Fusion ориентирован на тех, кому нужно что-то маленькое и экономичное, но более многоцелевое, чем седан. И таких потребителей среди европейцев становится все больше.
Такова картина успеха Ford в Европе, так сказать, крупными мазками. Но и детали имеют значение. Терсфилд проводил еженедельные совещания «боевого штаба» в дизайн-студии Ford в Меркенихе под Кельном (сидеть не разрешалось). На одном из них выяснилось, что за топливные баки одинакового качества компания платит одному поставщику вдвое больше, чем другому. Ликвидировав эту и другие подобные несообразности, за прошедшие два года Шееле сэкономил $900 млн. Терсфилд намерен в этом году найти таких ошибок еще на $400 млн. Как замечает один из представителей компании: «Хитрость в том, чтобы ничего не оставить без внимания».
Именно этим Шееле планирует заняться в Мичигане, где персонал уже перенял некоторые европейские методы. Теперь штаб-квартира в Диэрборне обзавелась своим «боевым штабом», хотя руководители предпочитают называть его «энергетическим». Плюс к этому Ford берет за океаном уроки более эффективного использования своих предприятий. Реконструированный завод в Кельне теперь может собирать любую модель европейского ряда от миникара Ка до вэна Galaxy. Билл Форд хочет добиться такой же мобильности в Северной Америке, где у компании нет ни одного завода с гибким конвейером. «Не все заводы должны иметь гибкое производство, но какая-то часть — обязательно, где-то примерно треть», — считает он.
Стремясь улучшить положение дел в компании, Билл Форд использует многие из методов Ford в Европе, даже не дожидаясь, когда станет ясно, сработали они там или нет. Модели Ford отлично продаются в Европе, но на автомобильном рынке в США сейчас сложилась особая ситуация. У «тяжеловесов» авторынка Renault и Volkswagen сейчас в полном разгаре пересмотр модельного ряда. Это дает Ford так необходимую компании передышку, которая, впрочем, не может продолжаться вечно. PSA Peugeot Citroen сворачивает производство, и вот-вот начнется перестройка Opel GM. Одновременно марки класса люкс, такие как Mercedes-Benz и BMW, теснят производителей машин среднего уровня, предлагая модели меньших, более доступных форматов.
Ford of Europe пожертвовала качеством ради экономии, и это может больно ударить по компании. Слышны нарекания в адрес новой Fiesta за непрезентабельную пластиковую приборную панель. А у Focus — менее насыщенная, чем у конкурентов, комплектация. В стандартную комплектацию Fiat Stilo и Peugeot 307 входит антиблокировочная система тормозов, тогда как для большинства версий Focus это отдельная опция. При всей своей незначительности в совокупности эти детали в состоянии отпугнуть потенциальных покупателей. Билл Форд может кое-чему научиться у Ford of Europe. Только ему надо убедиться в том,что это будут правильные уроки.

Кристин Тирни (Christine Tierny) во Франкфурте и Кэтлин Керуин (Kathleen Kerwin) в Детройте. — Business Week.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK