23 апреля 2024
USD 89,69 EUR 99,19
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2011 года: "Формула-2"

Архивная публикация 2011 года: "Формула-2"

Переход к расчету пенсий на основе стажа и зарплаты поможет создать финансово устойчивую пенсионную систему. Минздравсоцразвития России в настоящее время работает над стратегией долгосрочного развития пенсионной системы до 2050 года. Задача документа - создать современную, сбалансированную и понятную для граждан пенсионную систему. Стратегия не может быть неким абстрактным трудом, не учитывающим современных тенденций в пенсионном страховании и общепринятых стандартов, которые установлены Международной организацией труда (МОТ). Пенсионное законодательство в целом и, прежде всего, пенсионная формула (порядок расчета страховой части трудовой пенсии по старости) должны стать максимально удобными и понятными для каждого человека.
Работая над стратегией, мы обсудили более десяти вариантов возможных пенсионных формул, проанализировали их с точки зрения восприятия обществом, удобства как с точки зрения человека, так и с точки зрения технических возможностей для их реализации в Пенсионном фонде России (ПФР), актуарно просчитали каждый вариант.
Выбор сводится к двум принципиально разным видам формул. Первый: оставить ту формулу условно-накопительных счетов, которая функционирует сейчас в солидарной системе, когда пенсионные права измеряются учитываемыми страховыми взносами, уплачиваемыми работодателем за работника. Пенсионная система, построенная по такой формуле, будет всегда требовать субсидий из федерального бюджета на расходы, которые не носят индивидуального характера (фиксированный базовый размер, конвертация пенсионных прав, оплата доставки пенсий и др.). Также она ограничивает свободу маневра государства в принятии решений по тарифной политике, в частности величины взносооблагаемого заработка.
Нам представляется более предпочтительным второй вариант, который основан на переходе к современной формуле определения индивидуального коэффициента пенсионера. Она позволит решить проблемы сбалансированности пенсионной системы и, что более важно, даст человеку возможность непосредственно влиять на размер его будущей пенсии. Ее важнейшими элементами являются трудовой (страховой) стаж и величина заработной платы каждого конкретного человека.
Такая формула могла бы состоять из четырех основных элементов: стаж работника, его среднемесячный заработок, среднемесячный заработок по стране за аналогичный период времени (для его сопоставления с индивидуальным заработком) и специальный коэффициент. Он должен учитывать, прежде всего, изменение соотношения работающих и неработающих членов общества (поскольку текущая выплата пенсий обеспечивается теми страховыми платежами, которые производятся за тех, кто работает в настоящий период времени). Без учета этого объективного соотношения, которое должно просчитываться актуарным образом независимыми экспертными организациями, невозможно создать финансово устойчивую и полностью сбалансированную пенсионную систему. Подобные коэффициенты применяются при расчете пенсий в пенсионных системах всех развитых стран.
Продолжительность требуемого стажа для приобретения права на трудовую пенсию по старости - вопрос для обсуждения в обществе. В нашем представлении, минимальный стаж для получения трудовой пенсии по старости мог бы быть на уровне 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин, для получения максимально возможной пенсии - 40 и 45 лет со-ответственно. Можно вый-ти на пенсию и при меньшем стаже, в этом случае ее размер будет рассчитываться пропорционально отработанному времени. Если человек за всю свою жизнь наработал меньше 5 лет, то тогда ему будет установлена только социальная пенсия.
Обязательно должны сохраниться и социальные доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума в конкретном регионе. Более того, мы считаем, что размер такой доплаты мог бы дифференцироваться в зависимости от количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении пенсионера. Поскольку в таких ситуациях расходы пенсионера значительно выше.
Работа над стратегией будет завершена в 2012 году, то есть в сроки, поставленные президентом РФ в бюджетном послании этого года. Подготовка стратегии будет сопровождаться широким общественным обсуждением. В случае одобрения подготовленного документа правительством и президентом начнется разработка необходимой законодательной базы для его реализации. Кроме того, необходимо учитывать, что ПФР необходимо провести подготовку к перерасчету всего массива пенсионных дел по нормам нового законодательства. Модернизированная пенсионная система могла бы начать свое функционирование с 1 января 2014 года.

Переход к расчету пенсий на основе стажа и зарплаты поможет создать финансово устойчивую пенсионную систему. Минздравсоцразвития России в настоящее время работает над стратегией долгосрочного развития пенсионной системы до 2050 года. Задача документа - создать современную, сбалансированную и понятную для граждан пенсионную систему. Стратегия не может быть неким абстрактным трудом, не учитывающим современных тенденций в пенсионном страховании и общепринятых стандартов, которые установлены Международной организацией труда (МОТ). Пенсионное законодательство в целом и, прежде всего, пенсионная формула (порядок расчета страховой части трудовой пенсии по старости) должны стать максимально удобными и понятными для каждого человека.
Работая над стратегией, мы обсудили более десяти вариантов возможных пенсионных формул, проанализировали их с точки зрения восприятия обществом, удобства как с точки зрения человека, так и с точки зрения технических возможностей для их реализации в Пенсионном фонде России (ПФР), актуарно просчитали каждый вариант.
Выбор сводится к двум принципиально разным видам формул. Первый: оставить ту формулу условно-накопительных счетов, которая функционирует сейчас в солидарной системе, когда пенсионные права измеряются учитываемыми страховыми взносами, уплачиваемыми работодателем за работника. Пенсионная система, построенная по такой формуле, будет всегда требовать субсидий из федерального бюджета на расходы, которые не носят индивидуального характера (фиксированный базовый размер, конвертация пенсионных прав, оплата доставки пенсий и др.). Также она ограничивает свободу маневра государства в принятии решений по тарифной политике, в частности величины взносооблагаемого заработка.
Нам представляется более предпочтительным второй вариант, который основан на переходе к современной формуле определения индивидуального коэффициента пенсионера. Она позволит решить проблемы сбалансированности пенсионной системы и, что более важно, даст человеку возможность непосредственно влиять на размер его будущей пенсии. Ее важнейшими элементами являются трудовой (страховой) стаж и величина заработной платы каждого конкретного человека.
Такая формула могла бы состоять из четырех основных элементов: стаж работника, его среднемесячный заработок, среднемесячный заработок по стране за аналогичный период времени (для его сопоставления с индивидуальным заработком) и специальный коэффициент. Он должен учитывать, прежде всего, изменение соотношения работающих и неработающих членов общества (поскольку текущая выплата пенсий обеспечивается теми страховыми платежами, которые производятся за тех, кто работает в настоящий период времени). Без учета этого объективного соотношения, которое должно просчитываться актуарным образом независимыми экспертными организациями, невозможно создать финансово устойчивую и полностью сбалансированную пенсионную систему. Подобные коэффициенты применяются при расчете пенсий в пенсионных системах всех развитых стран.
Продолжительность требуемого стажа для приобретения права на трудовую пенсию по старости - вопрос для обсуждения в обществе. В нашем представлении, минимальный стаж для получения трудовой пенсии по старости мог бы быть на уровне 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин, для получения максимально возможной пенсии - 40 и 45 лет со-ответственно. Можно вый-ти на пенсию и при меньшем стаже, в этом случае ее размер будет рассчитываться пропорционально отработанному времени. Если человек за всю свою жизнь наработал меньше 5 лет, то тогда ему будет установлена только социальная пенсия.
Обязательно должны сохраниться и социальные доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума в конкретном регионе. Более того, мы считаем, что размер такой доплаты мог бы дифференцироваться в зависимости от количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении пенсионера. Поскольку в таких ситуациях расходы пенсионера значительно выше.
Работа над стратегией будет завершена в 2012 году, то есть в сроки, поставленные президентом РФ в бюджетном послании этого года. Подготовка стратегии будет сопровождаться широким общественным обсуждением. В случае одобрения подготовленного документа правительством и президентом начнется разработка необходимой законодательной базы для его реализации. Кроме того, необходимо учитывать, что ПФР необходимо провести подготовку к перерасчету всего массива пенсионных дел по нормам нового законодательства. Модернизированная пенсионная система могла бы начать свое функционирование с 1 января 2014 года.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».