19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2009 года: "Форс-мажор требует"

Архивная публикация 2009 года: "Форс-мажор требует"

На днях пришлось поспорить об эффективности отечественной антикризисной политики с одним сенатором, представляющим в Совете Федерации большой промышленно развитый регион.
Моя аргументация была проста: реальные текущие экономические показатели лучше чего-либо говорят о том, что нам пока нечем похвастаться в плане успешного противостояния кризису. Объем промышленного производства уменьшился в первом квартале 2009 года на 14,3% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Для сравнения: подобные темпы снижения экономической активности у нас были только в 1992 году, когда промышленность упала на 18%.
Мы сколь угодно долго можем говорить о том, какие меры за прошедшие месяцы были приняты для поддержки банковской системы, стимулирования деловой активности в реальном секторе экономики, содействия занятости населения, поддержки финансового рынка и т.п. Однако если результаты становятся только хуже, значит, не срабатывают все эти меры. Значит, надо думать о том, что еще предпринять.
В конце концов, нам результативность нужна или сформулированный набор мероприятий для отчетности? Как говорится, вам шашечки или ехать?
Возражения оппонента были в том духе, что экономика имеет инерционность, быстро исправить ситуацию трудно и т.д.
Что же, инерционность в экономике, безусловно, присутствует. Но это означает, что если у вас были высокие темпы экономического роста, то они могут существенно снизиться, но не уйти в глубокий минус. Именно это сегодня и наблюдается, заметим, в Китае (см. статью на с. 10).
Так что никакой инерционностью печальные текущие итоги экономического развития объяснить никак нельзя. И вообще, не надо придумывать «утешительные призы». Часто в критической ситуации весьма полезными являются нестандартные средства. И это по-своему объяснимо. Когда кризис системного характера и он углубляется, нужен некий поворотный пункт, некое встряхивание.
Что могло бы сыграть роль такого встряхивателя?
Вспомним снова 1992 год (а что делать, если сегодняшняя ситуация при всех различиях оказывается вполне сопоставимой). В самом его начале президентом России был подписан указ «О свободе торговли», который всем предприятиям (независимо от форм собственности) и гражданам дал право осуществлять торговую деятельность без специальных разрешений. Можно было бы торговать в любых местах за исключением проезжей части улиц, станций метрополитена и территорий, прилегающих к зданиям органов власти.
Безусловно, были издержки этого указа (антисанитария и т.п.), да и действовал он недолго, однако, выполнил, если хотите, свою историческую миссию. В условиях тотального товарного дефицита, в которых мы подошли к началу реальных рыночных преобразований, голода в стране не было, как не стало вообще проблемы дефицита. Вот так вот: то огромные очереди за чем бы то ни было, то вдруг все появилось.
И сейчас необходимо нечто подобное. Только нужен указ не «О свободе торговли», а «О свободе предпринимательства». Безусловно, потребуются и изменения в законодательстве.
А смысл должен быть следующим. Необходимо предоставить всем предприятиям и гражданам право осуществлять предпринимательскую деятельность без регистрации и специальных разрешений. Конечно, определенные исключения обязательны. Это касается, к примеру, производства тех же боеприпасов и лекарств. Но сегодня главное побудить предпринимателей к активной деятельности, к тому, чтобы настроение просто переждать кризис ушло.
Необходимо будет, кстати, приостановить уголовную и административную ответственность за незаконное предпринимательство. Конечно, это временная мера (максимум на 1,5—2 года). Отважиться на это трудно, но такова участь всех неординарных решений. Форс-мажор требует.
Эта мера также еще хороша тем, что ее реализация позволит хоть как-то исправить ситуацию с низким уровнем доверия в российской экономике. Невысокий уровень доверия — это вообще плохо, а в условиях кризисного развития — плохо вдвойне. Потому что в этом случае предпринимательская активность еще больше снижается. Соответственно, кризис затягивается, его глубина становится неоправданно большой.
Теперь представьте, что предлагаемый указ «О свободе предпринимательства» будет подписан. Естественно, от такого неординарного шага со стороны государства уровень доверия в экономике только вырастет.
Кстати, не стоит опасаться, что издержки будут в этом случае слишком высокими. Когда доверяют, тогда включается механизм самоконтроля, самодисциплины. Свобода заставляет быть более ответственными. Напротив, когда государство берет на себя функции контроля, ответственность перекладывается на него.
Подобного рода меры не претендуют на то, чтобы исправить ситуацию полностью. Их задача в другом — в переломе этой самой ситуации. А для этого необходимо признать, что перемены необходимы.

На днях пришлось поспорить об эффективности отечественной антикризисной политики с одним сенатором, представляющим в Совете Федерации большой промышленно развитый регион.
Моя аргументация была проста: реальные текущие экономические показатели лучше чего-либо говорят о том, что нам пока нечем похвастаться в плане успешного противостояния кризису. Объем промышленного производства уменьшился в первом квартале 2009 года на 14,3% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Для сравнения: подобные темпы снижения экономической активности у нас были только в 1992 году, когда промышленность упала на 18%.
Мы сколь угодно долго можем говорить о том, какие меры за прошедшие месяцы были приняты для поддержки банковской системы, стимулирования деловой активности в реальном секторе экономики, содействия занятости населения, поддержки финансового рынка и т.п. Однако если результаты становятся только хуже, значит, не срабатывают все эти меры. Значит, надо думать о том, что еще предпринять.
В конце концов, нам результативность нужна или сформулированный набор мероприятий для отчетности? Как говорится, вам шашечки или ехать?
Возражения оппонента были в том духе, что экономика имеет инерционность, быстро исправить ситуацию трудно и т.д.
Что же, инерционность в экономике, безусловно, присутствует. Но это означает, что если у вас были высокие темпы экономического роста, то они могут существенно снизиться, но не уйти в глубокий минус. Именно это сегодня и наблюдается, заметим, в Китае (см. статью на с. 10).
Так что никакой инерционностью печальные текущие итоги экономического развития объяснить никак нельзя. И вообще, не надо придумывать «утешительные призы». Часто в критической ситуации весьма полезными являются нестандартные средства. И это по-своему объяснимо. Когда кризис системного характера и он углубляется, нужен некий поворотный пункт, некое встряхивание.
Что могло бы сыграть роль такого встряхивателя?
Вспомним снова 1992 год (а что делать, если сегодняшняя ситуация при всех различиях оказывается вполне сопоставимой). В самом его начале президентом России был подписан указ «О свободе торговли», который всем предприятиям (независимо от форм собственности) и гражданам дал право осуществлять торговую деятельность без специальных разрешений. Можно было бы торговать в любых местах за исключением проезжей части улиц, станций метрополитена и территорий, прилегающих к зданиям органов власти.
Безусловно, были издержки этого указа (антисанитария и т.п.), да и действовал он недолго, однако, выполнил, если хотите, свою историческую миссию. В условиях тотального товарного дефицита, в которых мы подошли к началу реальных рыночных преобразований, голода в стране не было, как не стало вообще проблемы дефицита. Вот так вот: то огромные очереди за чем бы то ни было, то вдруг все появилось.
И сейчас необходимо нечто подобное. Только нужен указ не «О свободе торговли», а «О свободе предпринимательства». Безусловно, потребуются и изменения в законодательстве.
А смысл должен быть следующим. Необходимо предоставить всем предприятиям и гражданам право осуществлять предпринимательскую деятельность без регистрации и специальных разрешений. Конечно, определенные исключения обязательны. Это касается, к примеру, производства тех же боеприпасов и лекарств. Но сегодня главное побудить предпринимателей к активной деятельности, к тому, чтобы настроение просто переждать кризис ушло.
Необходимо будет, кстати, приостановить уголовную и административную ответственность за незаконное предпринимательство. Конечно, это временная мера (максимум на 1,5—2 года). Отважиться на это трудно, но такова участь всех неординарных решений. Форс-мажор требует.
Эта мера также еще хороша тем, что ее реализация позволит хоть как-то исправить ситуацию с низким уровнем доверия в российской экономике. Невысокий уровень доверия — это вообще плохо, а в условиях кризисного развития — плохо вдвойне. Потому что в этом случае предпринимательская активность еще больше снижается. Соответственно, кризис затягивается, его глубина становится неоправданно большой.
Теперь представьте, что предлагаемый указ «О свободе предпринимательства» будет подписан. Естественно, от такого неординарного шага со стороны государства уровень доверия в экономике только вырастет.
Кстати, не стоит опасаться, что издержки будут в этом случае слишком высокими. Когда доверяют, тогда включается механизм самоконтроля, самодисциплины. Свобода заставляет быть более ответственными. Напротив, когда государство берет на себя функции контроля, ответственность перекладывается на него.
Подобного рода меры не претендуют на то, чтобы исправить ситуацию полностью. Их задача в другом — в переломе этой самой ситуации. А для этого необходимо признать, что перемены необходимы.

* Автор — партнер, директор департамента стратегического анализа компании ФБК.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».