Наверх
16 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2006 года: "Frieze — территория риска, дающая миллионы и звезд"

В Лондоне прошла самая модная ярмарка современного искусства — Frieze. Наших художников практически не было, но русские коллекционеры присутствовали в избытке.   Для рынка осень — пора подведения итогов и подготовки к новому финансовому году, а для арт-рынка — наоборот, начало сезона. Именно на это время и приходится несколько крупнейших европейских ярмарок, которые следуют буквально одна за другой. 15 октября завершилась художественная ярмарка Frieze, признанная второй по влиятельности в мире после Art Basel, несмотря на свою молодость — она проходит всего четвертый раз. 25 октября в признанной музейной Мекке – Париже — стартует FIAC, а 1 ноября — престижная Art Cologne в Кельне.

   Интерес к ярмаркам современного искусства растет с каждым годом, так как последнее время они выполняют не только коммерческие, но и культурно-просветительские функции, смело конкурируя по уровню представленного с международными биеннале (где работы выставлены не на продажу, а для того, чтобы зафиксировать текущие арт-процессы). Многие кураторы находят будущих звезд именно на ярмарках, которые выявляют ситуацию в искусстве гораздо честнее и многограннее, чем биеннале, поскольку сопровождаются большим числом некоммерческих проектов разного свойства. А директора ярмарок возглавляют списки самых влиятельных персон современного искусства — в ежегодном рейтинге британского журнала ArtReview 5-е место было отдано Сэму Келлеру, директору Art Basel, а 8-е — Мэтью Слотоверу и Аманде Шарп, возглавляющим лондонскую ярмарку Frieze.

   Четыре года назад Frieze появилась на волне интереса к современному искусству, словно продолжая традиции галереи «Тейт Модерн», открывшейся в 2000 году, и коллекционера Чарльза Саатчи, чьими усилиями в конце ХХ века сформировалось поколение теперешних художников, известных на весь мир как Young British Artists. Именно Frieze окончательно закрепила за Лондоном славу одного из центров современного искусства. Теперь все крупные мероприятия — от торгов знаменитых аукционных домов до музейных выставок — соотносят даты с «фризовской неделей», стремясь совпасть с пиком активности любителей искусства, собирающихся сюда со всего мира.

   В этот раз свои торги современного искусства в Лондоне провели аукционные дома Sotheby’s — $59 млн. (включая выручку от благотворительного аукциона White Chapel — $5 млн.), Christie’s — $82 млн. и Phillips de Pury & Company — $16 млн.

   Ярмарка Frieze, как и всегда, прошла в специально выстроенном павильоне в знаменитом Риджентс-парке. В ней приняли участие 150 галерей: 31 из США, 33 из Великобритании, 23 из Германии идр. Говорят, на ярмарке были замечены около тридцати русских коллекционеров, в том числе и опальный олигарх Борис Березовский, пришедший на предварительный спецпоказ. Несмотря на то, что некоторые коллекционеры признавались, что потратили за несколько дней сотни тысяч долларов, в этом году организаторы Frieze решили не разглашать итоги продаж (в прошлом году они составили около $57 млн.), так как многие галереи отказались называть цифры и давать информацию, сказав лишь, что продажи значительно возросли. По оценкам российских экспертов арт-рынка, общие продажи составили около $75—80 млн.

   От России, как и в прошлые годы, была только московская XL-галерея, хотя, к примеру, в FIAC участвуют также галереи «Айдан» и Марата Гельмана. Некоторые считают, что Айдан с Гельманом не прошли «фризовский фэйс-контроль». Но Марат Гельман пояснил, что никогда не подавал заявки на Frieze: «Возможно, мы и недооценили эту ярмарку, но нельзя же участвовать везде. Кроме того, в этом году было уж слишком много посредственных американских галерей». Но для Елены Селиной (XL-галерея) лондонская ярмарка, как и прошлые две, оказалась успешной: она продала почти все работы. Причем первой, через час после открытия, ушла работа молодого художника Михаила Косолапова, а не привычных звезд отечественного искусства Виноградова и Дубосарского (говорят, их картина была куплена датским музеем за $65 тыс.). Конечно, цены на наших современных художников «слегка» отличаются от цен на мировых лидеров: активно раскупались работы стоимостью около $200—250 тыс. Среди топ-продаж называют работы таких звезд, как Барбара Крюгер и Дженни Хольцер. Но в этом-то и драйв Frieze — здесь можно рисковать, предлагая все новое и свежее, то, что устроители ярмарки определяют эпитетом cutting edge.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK