25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2008 года: "Гарри ГАРРИСОН: «Росcия понимает подтекст»"

Архивная публикация 2008 года: "Гарри ГАРРИСОН: «Росcия понимает подтекст»"

Гарри Гаррисон известен в России и мире прежде всего как создатель бестселлера «Неукротимая планета». В мае писатель побывал в Москве на фестивале фантастики «Роскон» и дал эксклюзивное интервью «Профилю». — Гостиница «Советская» — лично ваш выбор или организаторов?
— Организаторов. У нас в приглашении был указан один отель, шофер повез в другой, а в итоге мы оказались здесь. И нам тут очень нравится. Сегодня вечером собираемся в «Яръ», я видел в фойе фотографии постоянных посетителей дореволюционного «Яра» — Пушкина, Распутина. Это так удивительно, даже подумать страшно: тут бывал Пушкин!
— Ваша мама родом из России, а вы ощущаете в себе нечто русское?
— Моя мама родилась в Риге, потом семья переехала в Петербург, оттуда — в США. И мать моей жены, бабушка Майры (дочь писателя, с ней он приехал в Москву. — «Профиль»), тоже, кстати, русская. Она родом из Бобруйска, от нее я узнал несколько важных русских слов, например «нужник». Однажды дочь Иосифа Сталина Светлана сказала мне: «Я не понимаю, почему русские и американцы ненавидят друг друга, они же так похожи!»
— Лично я против вас ничего не имею...
— Я тоже. Вообще, если «загадочная русская душа» заключается в тяге к философствованию и самокопанию, то я тоже стараюсь писать произведения с философским подтекстом. Американцы и англичане не понимают второго плана, а в России хорошо умеют читать между строк. Выходец из России Айзек Азимов, с которым я был знаком, тоже любил пофилософствовать.
— Кто ваш любимый русский фантаст?
— Их двое — братья Стругацкие. У остальных очень медленный темп. Да, фантастика должна быть философской, но это философствование в действии. В моих книгах все время что-то происходит. И финал произведения обязательно захватывающий, потому что наша задача — удивить читателя.
— Вы впервые участвуете в российском фестивале фантастики?
— Первый раз в Москве я был в 1970-х годах, еще при советском режиме, когда между Россией и США существовал железный занавес. Но я в то время уже жил в Ирландии, а она не входила в НАТО. Я вел переписку с русскими фантастами, которым выезжать в те времена не разрешалось. Единственная возможность — правительственное приглашение, от имени страны. Я пошел в правительство, взял такое приглашение, и русские писатели приехали на фестиваль фантастики в Ирландию. Правда, при ближайшем рассмотрении они оказались партийными аппаратчиками, но они-то меня потом и пригласили в Россию. Второй раз на фестиваль фантастики в качестве почетного гостя я приезжал в Санкт-Петербург. В Москве я был один день, проездом, — дал интервью, мы тут же сели в поезд и уехали. О, это был очень веселый съезд с большим количеством алкоголя! Не могу сказать, что все хорошо организовали, потому что организатор был, соответственно, пьян, а доктор, который пришел сделать ему укол, тоже в результате опьянел. Мы встретились с Борисом Стругацким, с которым я познакомился ранее в Англии, чудесно пообщались. Параллельно с нашим съездом в Петербурге шла книжная выставка, на которой были представлены и мои книги тоже. Я раздавал автографы, обращая внимание на тираж.
— Авторские гонорары в уме подсчитывали?
— Между Россией и Америкой еще не было подписано соглашение об авторском праве, поэтому книги Солженицына издавались в Америке бесплатно и мои в России — тоже бесплатно. Так вот, на книжках, на которых я ставил автограф, заявлялся тираж 20—30 тыс. экземпляров, на одной — 450 тыс. экземпляров, а еще была книга на грузинском языке, что меня удивило.
— Сейчас вы удовлетворены авторскими отчислениями?
— Сейчас — да. Каждый год я подписываю контракт с издательством «ЭКСМО», последний — на 46 романов. На русском языке издается большинство моих книг. Они переведены еще на 33 языка. Но сейчас в той же Германии или Франции моих книг печатают все меньше и меньше, а в матушке-России научная фантастика по-прежнему считается серьезным жанром.
— Чем принципиально фантастика отличается от жанра фэнтези, который вы не очень жалуете?
— Если попытаться объяснить просто, в двух словах, то научная фантастика пишет о том, что могло бы произойти. В фэнтези описываются события, которые не могли бы иметь места ни при каких обстоятельствах. В научной фантастике есть правила, и я пишу по этим правилам, в фэнтези обоснования и привязка к реальности отсутствуют.
— Время от времени фантастам удается предсказать в своих романах нечто из будущего, с вами такое случалось?
— Большинство писателей-фантастов не могут предсказать будущее, они пишут о некоем возможном развитии событий и иногда действительно что-то угадывают. Лично я уверен, что 50 лет назад предсказал проблему перенаселения в своей книге «Подвиньтесь! Подвиньтесь!», по которой в Америке сняли фильм «Зеленый сойлент». Именно это мы сейчас наблюдаем в странах Азии и Африки: очень много людей, мало еды и условий для выживания, и дальше будет хуже.
— Вы вспомнили об экранизации, а не обидно, что только один фильм был снят по вашей книге?
— Были еще фильмы по моим сюжетам. Надеюсь, что в России будет снят фильм по моему первому роману «Неукротимая планета», переговоры на этот счет идут.
— Вы уехали из США много лет назад и так и не вернулись. Почему?
— 30 лет назад я уехал в Мексику, оттуда — в Европу, жил в Италии, Ирландии, в результате обосновался в Британии. В Америке я не могу жить потому, что не чувствую себя там счастливым. Общество очень политизировано при полном отсутствии информации о мире. 70% фантастов принадлежат к правым и только 2—3% — к левым. В центре того же Техаса есть одна радиостанция и одна телестанция — государственные. И люди знают только то, что им сообщают проплаченные журналисты. В Англии 95% жителей имеют заграничные паспорта, а в Америке только 5% населения, потому что никто не выезжает дальше Мексики и Канады. И 65% конгрессменов тоже не имеют загранпаспортов. Люди, которые ничего не знают о мире, принимают вселенские законы, из-за которых мир может быть вообще уничтожен.
— Все эти годы вы не голосовали на выборах президента США?
— Вообще, американцы не любят голосующих, проживающих за границей. Сначала я брал открепительные талоны. Первый год получилось так, что он задержался к подсчету голосов, на второй год — то же самое, а на третий — я плюнул и не стал его брать. Но если бы я голосовал, то отдал бы голос за Барака Обаму, потому что только он выступает против войны в Ираке. Хиллари Клинтон и сенатор Маккейн голосовали за войну и продолжают считать, что это правильная вещь, а она таковой не является.
— Вы пацифист?
— Абсолютно убежденный. В мире не должно быть войны, разве что звездные — на страницах фантастических книг.
— Над чем работаете сейчас?
— Писатели, говорящие о книгах, которые они сейчас пишут, никогда их не заканчивают. Я все держу в секрете, чтобы не сглазить. Я работаю все время. Когда пишешь книгу, надо находиться в этом своем мире постоянно. Пишу я с 10.00 до 16.00, в 16 часов выпиваю и отдыхаю. Такой у меня график 7 дней в неделю. За 2—3 месяца у меня получается первая черновая версия книги, после чего я сам у себя беру отпуск на неделю и еду куда-нибудь отдыхать. Потом снова возвращаюсь к книге. Таким образом, в год у меня выходит один роман.
— Вы начинали карьеру как художник-иллюстратор. Сейчас рисуете?
— Да, я все еще рисую, но у себя в голове. (Берет ручку, блокнот, рисует.) А это — вам!

Гарри Гаррисон известен в России и мире прежде всего как создатель бестселлера «Неукротимая планета». В мае писатель побывал в Москве на фестивале фантастики «Роскон» и дал эксклюзивное интервью «Профилю». — Гостиница «Советская» — лично ваш выбор или организаторов?
— Организаторов. У нас в приглашении был указан один отель, шофер повез в другой, а в итоге мы оказались здесь. И нам тут очень нравится. Сегодня вечером собираемся в «Яръ», я видел в фойе фотографии постоянных посетителей дореволюционного «Яра» — Пушкина, Распутина. Это так удивительно, даже подумать страшно: тут бывал Пушкин!
— Ваша мама родом из России, а вы ощущаете в себе нечто русское?
— Моя мама родилась в Риге, потом семья переехала в Петербург, оттуда — в США. И мать моей жены, бабушка Майры (дочь писателя, с ней он приехал в Москву. — «Профиль»), тоже, кстати, русская. Она родом из Бобруйска, от нее я узнал несколько важных русских слов, например «нужник». Однажды дочь Иосифа Сталина Светлана сказала мне: «Я не понимаю, почему русские и американцы ненавидят друг друга, они же так похожи!»
— Лично я против вас ничего не имею...
— Я тоже. Вообще, если «загадочная русская душа» заключается в тяге к философствованию и самокопанию, то я тоже стараюсь писать произведения с философским подтекстом. Американцы и англичане не понимают второго плана, а в России хорошо умеют читать между строк. Выходец из России Айзек Азимов, с которым я был знаком, тоже любил пофилософствовать.
— Кто ваш любимый русский фантаст?
— Их двое — братья Стругацкие. У остальных очень медленный темп. Да, фантастика должна быть философской, но это философствование в действии. В моих книгах все время что-то происходит. И финал произведения обязательно захватывающий, потому что наша задача — удивить читателя.
— Вы впервые участвуете в российском фестивале фантастики?
— Первый раз в Москве я был в 1970-х годах, еще при советском режиме, когда между Россией и США существовал железный занавес. Но я в то время уже жил в Ирландии, а она не входила в НАТО. Я вел переписку с русскими фантастами, которым выезжать в те времена не разрешалось. Единственная возможность — правительственное приглашение, от имени страны. Я пошел в правительство, взял такое приглашение, и русские писатели приехали на фестиваль фантастики в Ирландию. Правда, при ближайшем рассмотрении они оказались партийными аппаратчиками, но они-то меня потом и пригласили в Россию. Второй раз на фестиваль фантастики в качестве почетного гостя я приезжал в Санкт-Петербург. В Москве я был один день, проездом, — дал интервью, мы тут же сели в поезд и уехали. О, это был очень веселый съезд с большим количеством алкоголя! Не могу сказать, что все хорошо организовали, потому что организатор был, соответственно, пьян, а доктор, который пришел сделать ему укол, тоже в результате опьянел. Мы встретились с Борисом Стругацким, с которым я познакомился ранее в Англии, чудесно пообщались. Параллельно с нашим съездом в Петербурге шла книжная выставка, на которой были представлены и мои книги тоже. Я раздавал автографы, обращая внимание на тираж.
— Авторские гонорары в уме подсчитывали?
— Между Россией и Америкой еще не было подписано соглашение об авторском праве, поэтому книги Солженицына издавались в Америке бесплатно и мои в России — тоже бесплатно. Так вот, на книжках, на которых я ставил автограф, заявлялся тираж 20—30 тыс. экземпляров, на одной — 450 тыс. экземпляров, а еще была книга на грузинском языке, что меня удивило.
— Сейчас вы удовлетворены авторскими отчислениями?
— Сейчас — да. Каждый год я подписываю контракт с издательством «ЭКСМО», последний — на 46 романов. На русском языке издается большинство моих книг. Они переведены еще на 33 языка. Но сейчас в той же Германии или Франции моих книг печатают все меньше и меньше, а в матушке-России научная фантастика по-прежнему считается серьезным жанром.
— Чем принципиально фантастика отличается от жанра фэнтези, который вы не очень жалуете?
— Если попытаться объяснить просто, в двух словах, то научная фантастика пишет о том, что могло бы произойти. В фэнтези описываются события, которые не могли бы иметь места ни при каких обстоятельствах. В научной фантастике есть правила, и я пишу по этим правилам, в фэнтези обоснования и привязка к реальности отсутствуют.
— Время от времени фантастам удается предсказать в своих романах нечто из будущего, с вами такое случалось?
— Большинство писателей-фантастов не могут предсказать будущее, они пишут о некоем возможном развитии событий и иногда действительно что-то угадывают. Лично я уверен, что 50 лет назад предсказал проблему перенаселения в своей книге «Подвиньтесь! Подвиньтесь!», по которой в Америке сняли фильм «Зеленый сойлент». Именно это мы сейчас наблюдаем в странах Азии и Африки: очень много людей, мало еды и условий для выживания, и дальше будет хуже.
— Вы вспомнили об экранизации, а не обидно, что только один фильм был снят по вашей книге?
— Были еще фильмы по моим сюжетам. Надеюсь, что в России будет снят фильм по моему первому роману «Неукротимая планета», переговоры на этот счет идут.
— Вы уехали из США много лет назад и так и не вернулись. Почему?
— 30 лет назад я уехал в Мексику, оттуда — в Европу, жил в Италии, Ирландии, в результате обосновался в Британии. В Америке я не могу жить потому, что не чувствую себя там счастливым. Общество очень политизировано при полном отсутствии информации о мире. 70% фантастов принадлежат к правым и только 2—3% — к левым. В центре того же Техаса есть одна радиостанция и одна телестанция — государственные. И люди знают только то, что им сообщают проплаченные журналисты. В Англии 95% жителей имеют заграничные паспорта, а в Америке только 5% населения, потому что никто не выезжает дальше Мексики и Канады. И 65% конгрессменов тоже не имеют загранпаспортов. Люди, которые ничего не знают о мире, принимают вселенские законы, из-за которых мир может быть вообще уничтожен.
— Все эти годы вы не голосовали на выборах президента США?
— Вообще, американцы не любят голосующих, проживающих за границей. Сначала я брал открепительные талоны. Первый год получилось так, что он задержался к подсчету голосов, на второй год — то же самое, а на третий — я плюнул и не стал его брать. Но если бы я голосовал, то отдал бы голос за Барака Обаму, потому что только он выступает против войны в Ираке. Хиллари Клинтон и сенатор Маккейн голосовали за войну и продолжают считать, что это правильная вещь, а она таковой не является.
— Вы пацифист?
— Абсолютно убежденный. В мире не должно быть войны, разве что звездные — на страницах фантастических книг.
— Над чем работаете сейчас?
— Писатели, говорящие о книгах, которые они сейчас пишут, никогда их не заканчивают. Я все держу в секрете, чтобы не сглазить. Я работаю все время. Когда пишешь книгу, надо находиться в этом своем мире постоянно. Пишу я с 10.00 до 16.00, в 16 часов выпиваю и отдыхаю. Такой у меня график 7 дней в неделю. За 2—3 месяца у меня получается первая черновая версия книги, после чего я сам у себя беру отпуск на неделю и еду куда-нибудь отдыхать. Потом снова возвращаюсь к книге. Таким образом, в год у меня выходит один роман.
— Вы начинали карьеру как художник-иллюстратор. Сейчас рисуете?
— Да, я все еще рисую, но у себя в голове. (Берет ручку, блокнот, рисует.) А это — вам!

«Роскон»
История ежегодного фестиваля фантастики «Роскон» началась в 2001 году. За 7 лет «Роскон» стал постоянным местом встречи известных писателей, переводчиков, критиков, издателей России и ближнего зарубежья, работающих в жанре фантастики. «Роскон» возобновил такую форму общения писателей-фантастов, как мастер-класс. Именно на «Росконе» состоялся премьерный показ «Ночного дозора». «Роскон» — самый массовый литературный фестиваль на территории Восточной Европы. Первая подобная зарубежная конференция состоялась в конце 1930-х в США, ее организовали писатели-фантасты Айзек Азимов и Рей Брэдбери. С середины 1950-х всемирные конференции по фантастике Worldcon проходят ежегодно.

Гарри Гаррисон
Родился 12 марта 1925 года в Стэнфорде, штат Коннектикут. Родители, Лео Харрисон и Риа Кирьяссофф, назвали мальчика Генри Максвэлл Дэмпси, позже писатель официально изменил имя на Гарри Гаррисон.
Первый роман Гарри Гаррисона «Неукротимая планета» (1960) лег в основу трилогии о похождениях Язона дин Альта, в которую также вошли книги «Инженер по этике» и «Конные варвары». Гарри Гаррисон написал более пятидесяти романов: десятитомный цикл о стальной крысе Джимми ди Гризе, циклы «Билл, герой Галактики», «Мир смерти», «Эдем», «Молот и крест», «Звездно-полосатый флаг».

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».