Наверх
28 января 2020
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "ГАРРИ ПОТТЕР И — ЧТО ЕЩЕ?"

Издательству Scholastic не помешала бы пара-тройка новых чудесСТРАТЕГИИ
Для Ричарда Робинсона (Richard Robinson) день начала продаж долгожданного продолжения серии о Гарри Поттере был чем-то вроде Судного дня. «В США не было ни одного книготорговца, который на коленях не просил бы у Бога, чтобы 21 июня наступило скорее», — уверен Робинсон. Как председатель и гендиректор Scholastic Corp., издателя книг о Поттере в США, он не вставал с колен вместе с ними. Его компания делает большую ставку на мальчика-мага: на рекламную поддержку выделено $4 млн. и отпечатано 8,5 млн. экземпляров новой книги.
Как считает Нил Годси (Neil Godsey), аналитик из ThinkEquity Partners в Сан-Франциско, это могло бы принести в этом году дополнительно $120 млн. прибыли и 17% всех доходов Scholastic. Учитывая бешеный успех предыдущих четырех книг о Гарри Поттере, Робинсон утверждает, что «Гарри Поттер и орден Феникса» тоже войдет в историю: «Никогда ни одна другая книга не имела такого влияния на американское общество».
Так почему же Гарри Поттер не в состоянии совершить чудо с балансом Scholastic? Хотя нью-йоркская компания занимает первое место среди издателей книг для детей и ее книги есть едва ли не во всех школах и семьях, год у нее выдался трудным. По правде говоря, сокращение финансирования школ и библиотек из бюджетов штатов и местного уровня ставит в трудное положение всех издателей. И к тому же из-за множества причин, начиная с нервотрепки из-за войны и заканчивая плохой погодой, людей не так уж и тянуло в книжные магазины. За первые четыре месяца 2003 года продажи детских книг в твердых переплетах снизились на 23% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а продажи детских книг в мягких обложках сократились на 4,6%, сообщает Association of American Publishers. Годы «поттеромании», возможно, привели также к тому, что люди забыли, что Scholastic работает в уже сформировавшейся отрасли, в которой добиться неудержимого роста трудно, если не невозможно.
И все же компания Scholastic могла лучше использовать свои особые преимущества, считают аналитики. Среди них — непревзойденный успех у юного читателя благодаря школьным книжным клубам и более чем 100 000 школьных книжных ярмарок в год. Критики отмечают, что Scholastic не только замусорила свои клубные каталоги разными нелепыми предложениями, но и ничего не сделала для того, чтобы привлечь учителей или найти новые книжные хиты.
Все это следует из финансового отчета: в III квартале компания осталась с прежним объемом продаж в $434 млн. и убытками в $500 000. Годом ранее она получила прибыль в $11,9 млн. Результаты финансового года, заканчивающегося 31 мая, тоже обещают быть безотрадными. На Робинсона обрушились разные неприятности: от роста расходов на бонусы и льготы сотрудникам до неутешительного результата продаж предыдущих книг из серии о Гарри Поттере. Ранее в этом году Scholastic разрешил книготорговцам отсрочить платежи по предыдущим книгам серии в надежде, что новая книга подстегнет сбыт старых. Этот шаг привел к значительному снижению реальных объемов продаж на тот период, утверждает Марк Зигель (Mark Siegel) из Center For Financial Research & Analysis. (Компания публично сообщила о таких мерах и считает, что это верный способ минимизации возврата нереализованных книг.) Стоимость акций компании растет вместе с рынком в целом, но и при стоимости в $32 они по-прежнему на одну треть дешевле 52-недельного максимума, составившего в октябре 2002 года почти $49. В прошлом месяце, всего за несколько недель до премьеры новой книги о Поттере, для снижения издержек компания уволила 400 человек, или примерно 4% всех работающих.
Даже перспектива нового блокбастера не очень поможет. По прогнозам, Поттер даст всего 5—7% продаж Scholastic в этом году. И хотя он, несомненно, пойдет на ура, новая книга о Поттере — уже не совсем детская. В томе 896 полновесных страниц, и стоит он $29,99, из которых издателю достанется примерно половина. Кроме того, кто знает, сколько лет потребуется писательнице Дж.К. Роулинг (J.K. Rowling) на то, чтобы написать шестой роман из серии, задуманной как семитомная? На то, чтобы написать продолжение книги «Гарри Поттер и Кубок огня», у нее ушло три года. Поэтому неудивительно, что Уолл-стрит интересуется и тем, что происходит в компании помимо Гарри Поттера. Как говорит Лорен Рич Файн (Lauren Rich Fine) из Merrill Lynch & Co.: «Когда у них не будет нового Гарри Поттера, за счет чего они будут расти?»
Даже при таких неблагоприятных условиях Робинсон полон решимости найти ответ на этот вопрос. Чтобы активизировать бизнес школьных книжных клубов, дающий до 20% оборота, Робинсон планирует сократить среднее число наименований в каталогах (обычно около 90 названий) на 5—10% и дать дополнительный стимул школьным учителям, которые могут продвигать книги на своих занятиях. Растет политический интерес к повышению грамотности, и это на руку бизнесу Scholastic по выпуску обучающих книг и пособий, среди которых доходная программа READ 180 — для тех, кто начинает читать.
Робинсон также работает над множеством других проектов: от новых телешоу до присвоения популярным брендам названий книг, например Clifford the Big Red Dog и Captain Underpants. Он также очень надеется на такие новые приобретения, как Misadventures of Maya and Miguel, мультипликационный телесериал, ориентированный преимущественно на испаноязычный рынок. Аналитик Годси говорит, что будущее Scholastic в основном будет связано с «перегруппировкой бизнеса и работой в тех сегментах, где у компании это получается лучше всего».
Для компании, продукция которой представлена в 80% американских классов до шестого включительно, это не так уж и плохо. Но самый сильный импульс ей мог бы дать уверенный рост экономики в целом. А трудные времена обычно больно бьют по книгоиздательскому бизнесу. Конкуренты Scholastic — от Houghton Mifflin Co. до Simon & Schuster Inc. — тоже вынуждены работать в трудной обстановке. Что же касается издания книг для детей, то, как говорит Джон Фрелингхойзен (John Frelinghuysen), вице-президент консалтинговой фирмы Booz Allen Hamilton Inc., «у родителей есть недорогая альтернатива — книги из библиотеки».
Безусловно, Гарри Поттер на какое-то время снимет остроту проблемы для Scholastic. Издательство приобрело американские права в 1997 году всего за $105 000. С той поры было продано 80 млн. экземпляров книг серии на $500 млн. Но сила, питающая «поттероманию», живет по собственному расписанию. «Роулинг почувствовала, что слишком поторопилась с «Кубком огня», и хотела поработать над этой книгой подольше», — говорит Барбара Маркус (Barbara A. Marcus), президент Scholastic по детской литературе. Для знаменитого писателя это в порядке вещей. А вот для издательства, пытающегося выжить в тяжелых условиях, шестая книга о Гарри Поттере всегда будет вовремя.

ДАЙАН БРЭЙДИ (DIANE BRADY). — BUSINESS WEEK

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK