24 апреля 2024
USD 93.25 -0.19 EUR 99.36 -0.21
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2009 года: "ГЕНЕРАТОР ДОБРА"

Архивная публикация 2009 года: "ГЕНЕРАТОР ДОБРА"

Российский цирк оправился после разрухи 90-х и вновь предстал перед зрителем актуальным и высокопрофессиональным. В этом году отечественному Государственному цирку исполнилось 90. Юбилейный год был ознаменован двумя крупными событиями международного уровня - IV Всемирным фестивалем циркового искусства на Поклонной горе в Москве и II Всемирным фестивалем клоунов в Екатеринбурге.
Цирковой фестиваль - особый жанр. "Необходимо сделать так, чтобы фестиваль не стал сугубо профессиональным зрелищем, а был интересен массовому зрителю, - говорит художественный руководитель Российской государственной цирковой компании ("Росгосцирк") Александр Калмыков. - Такие представления всегда очень трудно судить. У нас опыт судейства уже накопился: сегодня жюри выставляет две оценки: за артистизм и за технологичность".
Фестиваль - редкая возможность показать зрителю те номера и программы, которые в России больше нигде увидеть нельзя. В этом году на Поклонную гору съехались артисты из 26 стран, все они продемонстрировали высочайший уровень мастерства. Китайские эквилибристы, получившие золотую медаль, показали удивительный номер. Все представление акробаты ходили, бегали, жонглировали и даже собирались в пирамиды, стоя на… головах. Пожалуй, только цирковой человек способен оценить, сколько выдержки необходимо для того, чтобы сделать такое…
А немецкий дрессировщик Рене Каселли, представитель шестого поколения цирковой династии, сумел вывести на одну арену слонов вместе с лошадьми - "в миру" эти животные терпеть друг друга не могут. Впрочем, представление Каселли началось задолго до выхода на арену, а точнее - в момент прибытия животных. По одному хлопку ладоней слоны самостоятельно вышли из трейлеров и замерли в ожидании. А по второму - отправили… естественные надобности в предварительно разложенные целлофановые пакеты. И лишь потом вальяжно проследовали в свой загон. Чем не повод для профессионального восхищения: высочайший уровень дрессуры. Не случайно Каселли тоже стал золотым лауреатом фестиваля. Что же до артистизма, то Гран-при международное жюри единогласно присудило россиянам - Наталье и Андрею Широкаловым за номер "В развалинах старого замка". Здесь дрессированные тигры участвуют в красочной, волшебной и опасной сказке. Это как раз то, чем некогда славился советский цирк, - тематическими спектаклями, которые сегодня называются модным словом "шоу".
- Мировым знаменитостям есть чему поучиться у отечественных мастеров жанра, - отметил, вручая победителям награду, генеральный директор "Росгосцирка", народный артист СССР и России Мстислав Запашный.
Действительно, в Советском Союзе существовали целые библиотеки цирковых пьес, и писать их не стеснялись такие корифеи, как, например, Владимир Маяковский. В конце прошлого века это искусство было почти утеряно, частично перетекло в знаменитый ныне Cirque du Soleil: российская школа цирковой драматургии пришла сюда вместе с нашими артистами. Теперь искусство спектакля на арене триумфально возрождается на своей исторической родине.
- Сегодня побеждает качество, - говорит Александр Калмыков. - Больше не нужно отчитываться: мол, в этом сезоне подготовлено столько-то номеров, а уж понравятся ли они зрителю - дело десятое… Поэтому никакой кустарщины, никаких ремесленных поделок и старых программ на аренах "Росгосцирка" нет и не будет. Нет ничего страшнее тривиальности, топтания на месте. Пусть лучше будет два новых номера в год, зато хай-класс, нечто такое, от чего зритель ахнет, чего раньше не было никогда. Наша задача - искать принципиально новое в жонглировании, акробатике, эквилибре, иллюзии, дрессуре и, найдя, развивать и оттачивать до абсолютного совершенства - вот такой цирк будет интересен каждому зрителю.
К слову о новом: на фестивале в Екатеринбурге знаменитый немецкий клоун Хуш-ма-Хуш мимически обыграл сигналы известной операционной системы Windows ХР. Вот система "тормозит"… вот - зависает… и, наконец, звучит до боли знакомая каждому мелодия перезагрузки. Десять лет назад этой пародии не могло быть в принципе. Десять лет спустя она устареет. Здесь и сейчас - зал рыдает от хохота. Надо сказать, фестиваль клоунов - уникальное ноу-хау "Росгосцирка".
- Ничего подобного до сих пор не было, - утверждает организатор фестиваля, директор Екатеринбургского государственного цирка Анатолий Марчевский. - Во-первых, сложно собрать вместе мировых знаменитостей. График их гастролей расписан на многие годы вперед. Во-вторых, клоун - это солист, программа его рассчитана в среднем на два часа. Мы же предлагаем им ограничиться двадцатью минутами.
Лучшие клоуны мира на фестивале выступают друг за другом, без перебивки другими номерами. На самих артистов такая "гонка на выживание" производит очень сильное впечатление. Зарубежные клоуны уверяют, что ничего подобного в жизни не испытывали, и благодарят организаторов за мощную дозу адреналина. Кроме того, иностранные звезды, побывавшие на фестивале, убедились в том, что в России есть цирковое искусство высокого уровня (в мире об этом в последние годы начали подзабывать). Для многих из них это было вообще первое знакомство со страной.
- Мы были, есть и должны оставаться послами мира, - продолжает Марчевский. - Нет оружия сильнее смеха. Смех - энергетика добра в чистом виде. Талантливых клоунов всегда будет меньше, чем полководцев. И цирки - мощнейшие антидепрессанты. Это - подлинное достояние государства. Экономика не может нормально развиваться без культуры, без воспитания - никакой шоу-бизнес этого не заменит.
Главное преимущество российской клоунады - мощная театральная школа. Большинство артистов - люди с высшим театральным образованием. Среди участников фестиваля также есть клоуны-дрессировщики, например Николай Яшуков - единственный в мире клоун - дрессировщик ежей.
- У нас большие планы на следующий год, - делится Александр Калмыков. - Новые фестивали - цирковой дрессуры и режиссуры. А в Екатеринбурге, параллельно с третьим "большим" фестивалем, сделаем отдельный детский клоунский фестиваль, проведем мастер-классы. То есть не только все флаги будут в гости к нам, но и все поколения.
Сегодня Российский цирк, как и прежде, представляет Россию за рубежом, наводит мосты дружбы между "несовместимыми" людьми и странами... Отдадим цирку должное - зачастую он справляется с этой задачей куда лучше профессиональных политиков.

Российский цирк оправился после разрухи 90-х и вновь предстал перед зрителем актуальным и высокопрофессиональным. В этом году отечественному Государственному цирку исполнилось 90. Юбилейный год был ознаменован двумя крупными событиями международного уровня - IV Всемирным фестивалем циркового искусства на Поклонной горе в Москве и II Всемирным фестивалем клоунов в Екатеринбурге.
Цирковой фестиваль - особый жанр. "Необходимо сделать так, чтобы фестиваль не стал сугубо профессиональным зрелищем, а был интересен массовому зрителю, - говорит художественный руководитель Российской государственной цирковой компании ("Росгосцирк") Александр Калмыков. - Такие представления всегда очень трудно судить. У нас опыт судейства уже накопился: сегодня жюри выставляет две оценки: за артистизм и за технологичность".
Фестиваль - редкая возможность показать зрителю те номера и программы, которые в России больше нигде увидеть нельзя. В этом году на Поклонную гору съехались артисты из 26 стран, все они продемонстрировали высочайший уровень мастерства. Китайские эквилибристы, получившие золотую медаль, показали удивительный номер. Все представление акробаты ходили, бегали, жонглировали и даже собирались в пирамиды, стоя на… головах. Пожалуй, только цирковой человек способен оценить, сколько выдержки необходимо для того, чтобы сделать такое…
А немецкий дрессировщик Рене Каселли, представитель шестого поколения цирковой династии, сумел вывести на одну арену слонов вместе с лошадьми - "в миру" эти животные терпеть друг друга не могут. Впрочем, представление Каселли началось задолго до выхода на арену, а точнее - в момент прибытия животных. По одному хлопку ладоней слоны самостоятельно вышли из трейлеров и замерли в ожидании. А по второму - отправили… естественные надобности в предварительно разложенные целлофановые пакеты. И лишь потом вальяжно проследовали в свой загон. Чем не повод для профессионального восхищения: высочайший уровень дрессуры. Не случайно Каселли тоже стал золотым лауреатом фестиваля. Что же до артистизма, то Гран-при международное жюри единогласно присудило россиянам - Наталье и Андрею Широкаловым за номер "В развалинах старого замка". Здесь дрессированные тигры участвуют в красочной, волшебной и опасной сказке. Это как раз то, чем некогда славился советский цирк, - тематическими спектаклями, которые сегодня называются модным словом "шоу".
- Мировым знаменитостям есть чему поучиться у отечественных мастеров жанра, - отметил, вручая победителям награду, генеральный директор "Росгосцирка", народный артист СССР и России Мстислав Запашный.
Действительно, в Советском Союзе существовали целые библиотеки цирковых пьес, и писать их не стеснялись такие корифеи, как, например, Владимир Маяковский. В конце прошлого века это искусство было почти утеряно, частично перетекло в знаменитый ныне Cirque du Soleil: российская школа цирковой драматургии пришла сюда вместе с нашими артистами. Теперь искусство спектакля на арене триумфально возрождается на своей исторической родине.
- Сегодня побеждает качество, - говорит Александр Калмыков. - Больше не нужно отчитываться: мол, в этом сезоне подготовлено столько-то номеров, а уж понравятся ли они зрителю - дело десятое… Поэтому никакой кустарщины, никаких ремесленных поделок и старых программ на аренах "Росгосцирка" нет и не будет. Нет ничего страшнее тривиальности, топтания на месте. Пусть лучше будет два новых номера в год, зато хай-класс, нечто такое, от чего зритель ахнет, чего раньше не было никогда. Наша задача - искать принципиально новое в жонглировании, акробатике, эквилибре, иллюзии, дрессуре и, найдя, развивать и оттачивать до абсолютного совершенства - вот такой цирк будет интересен каждому зрителю.
К слову о новом: на фестивале в Екатеринбурге знаменитый немецкий клоун Хуш-ма-Хуш мимически обыграл сигналы известной операционной системы Windows ХР. Вот система "тормозит"… вот - зависает… и, наконец, звучит до боли знакомая каждому мелодия перезагрузки. Десять лет назад этой пародии не могло быть в принципе. Десять лет спустя она устареет. Здесь и сейчас - зал рыдает от хохота. Надо сказать, фестиваль клоунов - уникальное ноу-хау "Росгосцирка".
- Ничего подобного до сих пор не было, - утверждает организатор фестиваля, директор Екатеринбургского государственного цирка Анатолий Марчевский. - Во-первых, сложно собрать вместе мировых знаменитостей. График их гастролей расписан на многие годы вперед. Во-вторых, клоун - это солист, программа его рассчитана в среднем на два часа. Мы же предлагаем им ограничиться двадцатью минутами.
Лучшие клоуны мира на фестивале выступают друг за другом, без перебивки другими номерами. На самих артистов такая "гонка на выживание" производит очень сильное впечатление. Зарубежные клоуны уверяют, что ничего подобного в жизни не испытывали, и благодарят организаторов за мощную дозу адреналина. Кроме того, иностранные звезды, побывавшие на фестивале, убедились в том, что в России есть цирковое искусство высокого уровня (в мире об этом в последние годы начали подзабывать). Для многих из них это было вообще первое знакомство со страной.
- Мы были, есть и должны оставаться послами мира, - продолжает Марчевский. - Нет оружия сильнее смеха. Смех - энергетика добра в чистом виде. Талантливых клоунов всегда будет меньше, чем полководцев. И цирки - мощнейшие антидепрессанты. Это - подлинное достояние государства. Экономика не может нормально развиваться без культуры, без воспитания - никакой шоу-бизнес этого не заменит.
Главное преимущество российской клоунады - мощная театральная школа. Большинство артистов - люди с высшим театральным образованием. Среди участников фестиваля также есть клоуны-дрессировщики, например Николай Яшуков - единственный в мире клоун - дрессировщик ежей.
- У нас большие планы на следующий год, - делится Александр Калмыков. - Новые фестивали - цирковой дрессуры и режиссуры. А в Екатеринбурге, параллельно с третьим "большим" фестивалем, сделаем отдельный детский клоунский фестиваль, проведем мастер-классы. То есть не только все флаги будут в гости к нам, но и все поколения.
Сегодня Российский цирк, как и прежде, представляет Россию за рубежом, наводит мосты дружбы между "несовместимыми" людьми и странами... Отдадим цирку должное - зачастую он справляется с этой задачей куда лучше профессиональных политиков.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».