20 апреля 2024
USD 93.44 -0.65 EUR 99.58 -0.95
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2008 года: "Геном нобелевского лауреата"

Архивная публикация 2008 года: "Геном нобелевского лауреата"

В Москве с публичной лекцией выступил Джеймс Уотсон. Ученый, расшифровавший геном человека, отважно согласился обнародовать собственный геном. И теперь доказывает — именно гены влияют на формирование стрессов, шизофрении, аутизма и других психических расстройств. В Москву нобелевский лауреат, получивший в 1962 году премию за расшифровку структуры ДНК, приехал и сам «расшифрованным»: в 2007 году две американские фирмы — 454 Life Sciences и BCM Human Genome Sequencing Center — подарили ученому с мировым именем DVD с его персональным геномом. Если проще — детальную «шпаргалку», рассказывающую и показывающую, из какого «теста» слеплен Уотсон. Ведь расшифровка генома конкретного человека от расшифровки абстрактной ДНК отличается тем, что дает массу ценной информации об индивидуальных особенностях личности и сопряженных с этим медицинских рисках и для этого человека, и для его потомков. Однако для 79-летнего Уотсона расшифровка его генома, как он считает, имеет символическое значение. В геноме ученого был обнаружен ряд возрастных отклонений, а также мутация, приводящая к раку кожи, с которым Уотсон с переменным успехом борется с двадцатилетнего возраста. Джеймс Уотсон не считает, что расшифровка и обнародование собственных ДНК спровоцирует опасности, но полагает, что изучение ДНК известных людей может принести пользу обществу. Правда, ученый умалчивает, что в его обнародованном геноме есть намеренное упущение — отсутствие гена, связанного с приводящей к слабоумию болезнью Альцгеймера. Этот ген 79-летний Уотсон попросил «выкинуть» из его выставленного на обозрение генома. Свою позицию он мотивировал просто. Он не хочет знать, есть ли у него наследственная предрасположенность к болезни Альцгеймера, поскольку он, как никто другой, точно знает — у современной медицины пока нет эффективных способов противостоять этой патологии.
Возможно, такая позиция — прообраз отношений будущих поколений к возможности познания собственного генома. Ведь прогноз Джеймса Уотсона о том, что ХХI век может начаться с бума психических заболеваний, которые будут видоизменяться, и соответствующего бума на расшифровку индивидуальных человеческих геномов как способа защитить себя и близких от этих болезней, похоже, частично оправдывается. Сегодня в США, Японии и странах ЕС расшифрованы, или, как говорят ученые, секвенированы, тысячи индивидуальных геномов. Правда, технология секвенирования пока слишком дорога даже для состоятельных граждан, несмотря на то, что цена на услугу, как и сроки ее исполнения, заметно снижаются. Так, секвенирование первого генома человека, которое прошло в 1988 году с участием Уотсона, обошлось в $3 млрд и длилось почти 14 лет. В 2001 году был получен черновой вариант первого в мире генома человека, а в 2003-м представлен окончательный вариант. Для сравнения: работа по расшифровке генома Уотсона заняла два месяца и обошлась намного дешевле — ее сделали за миллион евро. А американский НИИ человеческого генома в Калифорнии и вовсе после 2010 года планирует расшифровывать до 100 человеческих геномов за 10 дней по цене $150 тыс. за каждый геном.
Такие темпы стали возможны после открытия в 1962 году Джеймсом Уотсоном и его коллегой Фрэнсисом Криком так называемой двойной спирали или структуры ДНК. Это открытие, одно из самых крупных в истории науки, позволяет сегодня лучше понимать такие проблемы, как взаимодействие наследственности и внешней среды, мутации и их последствия для синтеза белка, и приближает человечество к пониманию происхождения жизни.
Но главная тайна — как запускается ДНК и как она влияет на работу человеческого организма — пока не раскрыта. В Москве на публичной лекции Джеймс Уотсон рассказывал о том, как ДНК работает в святая святых человеческого организма — органе мышления и психики, как гены влияют на формирование стрессов, шизофрении, аутизма и других психических расстройств. Он представил результаты исследований возглавляемой им лаборатории «Колд-Спринг-Харбор» (Cold Spring Harbor Laboratory), где научились читать послания ДНК о психических заболеваниях. Уотсон оценивает эти методики как революционные в психиатрической генетике.
Суть этих методик, если коротко, такова: каждый конкретный ген можно заставить «замолчать» или, наоборот, активизировать, важно только понять — какой ген за какую работу мозга отвечает.
«И вот тут генетика в начале пути, — говорит Сергей Инге-Вечтомов, академик РАН, председатель Вавиловского общества генетиков и селекционеров. — Мы получили расшифрованный геном, но плохо представляем, как реализуется эта информация. Например, почему у живых существ в определенный момент времени и на определенном месте появляются глаза, сердце и другие органы? Сегодня ясно, как работают отдельные гены, и понятно, что фактически нет признаков, за которые отвечал бы только один ген. Гены работают в ансамбле, взаимодействуя и дополняя друг друга. Кто и как дирижирует ансамблем, науке не известно. Конечно, хотелось бы составить таблицу наподобие Менделеевской, но не ясно, возможно ли это».
Уотсон полагает, что такая таблица невозможна: химических элементов более ста, а генов у человека свыше 30 тыс. И всего 1% из них считаются «полезными». Они участвуют в строительстве белков — основе живого организма. Зачем нужны другие, не знает пока никто. Как полагают ученые, в остальных 99% надо искать «пульт» — систему управления работой генов. Не исключено, что именно в этом незадействованном «мусоре» закодирована эволюция человека. Ее несчитываемость ученые объясняют тем, что в современном обществе почти не работает естественный отбор, так как человек нашел более быстрый путь эволюции — социальный. Расплата за него — резкий рост наследственных заболеваний. Ведь мутации в организмах происходят постоянно, их груз растет, а отбора нет, что может привести человечество к биологическому закату. Но Уотсон убежден: если включить механизм только естественного отбора, наступит закат моральный. «Ножницы», в которых оказалось человечество, принуждает его к усовершенствованию и улучшению своих генов.
«Заметили, раньше мы говорили, что все болезни от нервов, а теперь — от генов? — спрашивает Вера Голимбет, заведующая лабораторией НИИ психического здоровья РАМН. — Но не верьте, что скоро в человеке «плохие» гены будут заменять на «хорошие». Во-первых, не все болезни от генов, а только 10 тыс. Более того. Ни одна наследственная болезнь пока не излечима. Ведь чтобы избавить человека от недуга, надо «плохой» ген поменять на «хороший», то есть провести ремонт во всех клетках организма. Это пока из области ненаучной фантастики. Единственное, что мы сейчас умеем, — это помогать избавляться от симптомов болезни. Ситуация меняется к лучшему, прорыв, надеюсь, будет. Не будет чудес».
Но генетики уже научились вводить в организм новые, «хорошие» клетки, которые работают параллельно с больными и «плохими». Однако эту дорогостоящую процедуру надо повторять, поскольку количество привнесенных клеток постепенно либо отторгается организмом, либо изнашивается. К тому же, как показывает опыт США, такая терапия не безвредна. К примеру, в США несколько пациентов, прошедших подобные курсы, подали в суд, уверяя, что именно лечение стало причиной появления у них новых опухолей.
Тем не менее Джеймс Уотсон доказывает, что генетика вплотную подобралась к «болезням века» — раку, сердечно-сосудистым заболеваниям, СПИДу, гепатитам, и в меньшей степени — к психическим расстройствам. Уотсону удалось доказать, как связаны ансамбли генов, отвечающих за развитие этих заболеваний. Уже известно, какие гены и как изменены при той или иной болезни, хотя не ясна первопричина этих изменений. Попутно генетики выяснили, что конкретные гены отвечают за особенности личности. Так, выявлен ген преступности, ген альтруизма, ген сексуальной ориентации, ген глупости и много других, но как они взаимосвязаны с другими генами и как включены в работу ансамбля — загадка.
«Я знаю о том, что гуляет масса слухов, будто «плохие» гены можно лечить с помощью генной терапии, да так, что наступит «золотой век» человечества — будут рождаться сплошные Эйнштейны и Мэрилин Монро, — говорит академик Инге-Вечтомов. — Увы, это пустое. Наука не сделает человека счастливым. Более того, с развитием генетики перед нами возникают новые гуманитарные проблемы. Прежде всего проблема свободы личности. Ведь мы залезли в самую деликатную сферу — человека. И я думаю, приезд в Россию Джеймса Уотсона способствовал некоторому общественному протрезвлению. Неуместные восторги по поводу прорывов в генетике, надеюсь, уйдут. Их сменит научная работа, которая позволит человечеству стать здоровее, но не могущественнее». n

В Москве с публичной лекцией выступил Джеймс Уотсон. Ученый, расшифровавший геном человека, отважно согласился обнародовать собственный геном. И теперь доказывает — именно гены влияют на формирование стрессов, шизофрении, аутизма и других психических расстройств. В Москву нобелевский лауреат, получивший в 1962 году премию за расшифровку структуры ДНК, приехал и сам «расшифрованным»: в 2007 году две американские фирмы — 454 Life Sciences и BCM Human Genome Sequencing Center — подарили ученому с мировым именем DVD с его персональным геномом. Если проще — детальную «шпаргалку», рассказывающую и показывающую, из какого «теста» слеплен Уотсон. Ведь расшифровка генома конкретного человека от расшифровки абстрактной ДНК отличается тем, что дает массу ценной информации об индивидуальных особенностях личности и сопряженных с этим медицинских рисках и для этого человека, и для его потомков. Однако для 79-летнего Уотсона расшифровка его генома, как он считает, имеет символическое значение. В геноме ученого был обнаружен ряд возрастных отклонений, а также мутация, приводящая к раку кожи, с которым Уотсон с переменным успехом борется с двадцатилетнего возраста. Джеймс Уотсон не считает, что расшифровка и обнародование собственных ДНК спровоцирует опасности, но полагает, что изучение ДНК известных людей может принести пользу обществу. Правда, ученый умалчивает, что в его обнародованном геноме есть намеренное упущение — отсутствие гена, связанного с приводящей к слабоумию болезнью Альцгеймера. Этот ген 79-летний Уотсон попросил «выкинуть» из его выставленного на обозрение генома. Свою позицию он мотивировал просто. Он не хочет знать, есть ли у него наследственная предрасположенность к болезни Альцгеймера, поскольку он, как никто другой, точно знает — у современной медицины пока нет эффективных способов противостоять этой патологии.
Возможно, такая позиция — прообраз отношений будущих поколений к возможности познания собственного генома. Ведь прогноз Джеймса Уотсона о том, что ХХI век может начаться с бума психических заболеваний, которые будут видоизменяться, и соответствующего бума на расшифровку индивидуальных человеческих геномов как способа защитить себя и близких от этих болезней, похоже, частично оправдывается. Сегодня в США, Японии и странах ЕС расшифрованы, или, как говорят ученые, секвенированы, тысячи индивидуальных геномов. Правда, технология секвенирования пока слишком дорога даже для состоятельных граждан, несмотря на то, что цена на услугу, как и сроки ее исполнения, заметно снижаются. Так, секвенирование первого генома человека, которое прошло в 1988 году с участием Уотсона, обошлось в $3 млрд и длилось почти 14 лет. В 2001 году был получен черновой вариант первого в мире генома человека, а в 2003-м представлен окончательный вариант. Для сравнения: работа по расшифровке генома Уотсона заняла два месяца и обошлась намного дешевле — ее сделали за миллион евро. А американский НИИ человеческого генома в Калифорнии и вовсе после 2010 года планирует расшифровывать до 100 человеческих геномов за 10 дней по цене $150 тыс. за каждый геном.
Такие темпы стали возможны после открытия в 1962 году Джеймсом Уотсоном и его коллегой Фрэнсисом Криком так называемой двойной спирали или структуры ДНК. Это открытие, одно из самых крупных в истории науки, позволяет сегодня лучше понимать такие проблемы, как взаимодействие наследственности и внешней среды, мутации и их последствия для синтеза белка, и приближает человечество к пониманию происхождения жизни.
Но главная тайна — как запускается ДНК и как она влияет на работу человеческого организма — пока не раскрыта. В Москве на публичной лекции Джеймс Уотсон рассказывал о том, как ДНК работает в святая святых человеческого организма — органе мышления и психики, как гены влияют на формирование стрессов, шизофрении, аутизма и других психических расстройств. Он представил результаты исследований возглавляемой им лаборатории «Колд-Спринг-Харбор» (Cold Spring Harbor Laboratory), где научились читать послания ДНК о психических заболеваниях. Уотсон оценивает эти методики как революционные в психиатрической генетике.
Суть этих методик, если коротко, такова: каждый конкретный ген можно заставить «замолчать» или, наоборот, активизировать, важно только понять — какой ген за какую работу мозга отвечает.
«И вот тут генетика в начале пути, — говорит Сергей Инге-Вечтомов, академик РАН, председатель Вавиловского общества генетиков и селекционеров. — Мы получили расшифрованный геном, но плохо представляем, как реализуется эта информация. Например, почему у живых существ в определенный момент времени и на определенном месте появляются глаза, сердце и другие органы? Сегодня ясно, как работают отдельные гены, и понятно, что фактически нет признаков, за которые отвечал бы только один ген. Гены работают в ансамбле, взаимодействуя и дополняя друг друга. Кто и как дирижирует ансамблем, науке не известно. Конечно, хотелось бы составить таблицу наподобие Менделеевской, но не ясно, возможно ли это».
Уотсон полагает, что такая таблица невозможна: химических элементов более ста, а генов у человека свыше 30 тыс. И всего 1% из них считаются «полезными». Они участвуют в строительстве белков — основе живого организма. Зачем нужны другие, не знает пока никто. Как полагают ученые, в остальных 99% надо искать «пульт» — систему управления работой генов. Не исключено, что именно в этом незадействованном «мусоре» закодирована эволюция человека. Ее несчитываемость ученые объясняют тем, что в современном обществе почти не работает естественный отбор, так как человек нашел более быстрый путь эволюции — социальный. Расплата за него — резкий рост наследственных заболеваний. Ведь мутации в организмах происходят постоянно, их груз растет, а отбора нет, что может привести человечество к биологическому закату. Но Уотсон убежден: если включить механизм только естественного отбора, наступит закат моральный. «Ножницы», в которых оказалось человечество, принуждает его к усовершенствованию и улучшению своих генов.
«Заметили, раньше мы говорили, что все болезни от нервов, а теперь — от генов? — спрашивает Вера Голимбет, заведующая лабораторией НИИ психического здоровья РАМН. — Но не верьте, что скоро в человеке «плохие» гены будут заменять на «хорошие». Во-первых, не все болезни от генов, а только 10 тыс. Более того. Ни одна наследственная болезнь пока не излечима. Ведь чтобы избавить человека от недуга, надо «плохой» ген поменять на «хороший», то есть провести ремонт во всех клетках организма. Это пока из области ненаучной фантастики. Единственное, что мы сейчас умеем, — это помогать избавляться от симптомов болезни. Ситуация меняется к лучшему, прорыв, надеюсь, будет. Не будет чудес».
Но генетики уже научились вводить в организм новые, «хорошие» клетки, которые работают параллельно с больными и «плохими». Однако эту дорогостоящую процедуру надо повторять, поскольку количество привнесенных клеток постепенно либо отторгается организмом, либо изнашивается. К тому же, как показывает опыт США, такая терапия не безвредна. К примеру, в США несколько пациентов, прошедших подобные курсы, подали в суд, уверяя, что именно лечение стало причиной появления у них новых опухолей.
Тем не менее Джеймс Уотсон доказывает, что генетика вплотную подобралась к «болезням века» — раку, сердечно-сосудистым заболеваниям, СПИДу, гепатитам, и в меньшей степени — к психическим расстройствам. Уотсону удалось доказать, как связаны ансамбли генов, отвечающих за развитие этих заболеваний. Уже известно, какие гены и как изменены при той или иной болезни, хотя не ясна первопричина этих изменений. Попутно генетики выяснили, что конкретные гены отвечают за особенности личности. Так, выявлен ген преступности, ген альтруизма, ген сексуальной ориентации, ген глупости и много других, но как они взаимосвязаны с другими генами и как включены в работу ансамбля — загадка.
«Я знаю о том, что гуляет масса слухов, будто «плохие» гены можно лечить с помощью генной терапии, да так, что наступит «золотой век» человечества — будут рождаться сплошные Эйнштейны и Мэрилин Монро, — говорит академик Инге-Вечтомов. — Увы, это пустое. Наука не сделает человека счастливым. Более того, с развитием генетики перед нами возникают новые гуманитарные проблемы. Прежде всего проблема свободы личности. Ведь мы залезли в самую деликатную сферу — человека. И я думаю, приезд в Россию Джеймса Уотсона способствовал некоторому общественному протрезвлению. Неуместные восторги по поводу прорывов в генетике, надеюсь, уйдут. Их сменит научная работа, которая позволит человечеству стать здоровее, но не могущественнее». n

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».