Наверх
8 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2010 года: "ГЛАМУР ПО БРОСОВЫМ ЦЕНАМ"

Выставлены на продажу кинокомпании MGM и Miramax. Желающих их купить пока нет. Под угрозой оказались следующий фильм о Джеймсе Бонде и очередная экранизация книг Дж.Р.Р. Толкиена — «Хоббит».    Он был главным гербовым хищником Голливуда — лев, рычавший с заставки тысяч фильмов студии Metro-Goldwyn-Mayer. Когда-то она хвалилась, что на ее небосклоне звезд больше, чем на небе. Нынче лев только хрипит, а если не повезет, ему скоро вырвут и последние зубы: MGM на грани банкротства.
   Кинокомпания Metro-Goldwyn-Mayer, основанная в 1924 году и приведшая к мировой славе Грету Гарбо и Кларка Гейбла, набрала го-ру долгов — $3,7 млрд. Недавние проекты, в частности римейк мюзикла «Слава» («Fame»), провалились. Съем-ки новых фильмов отложены. Уже более полугода назад компания выставлена на продажу, но нового владельца пока не видно.
   Срок подачи заявок на при-обретение актива уже несколько раз продлевали. Нынешний действует до середины июля. После этого студии грозит банкротство. New York Times пишет: «MGM выставляет на торги остатки прежней роскоши… Для финансистов легендарные студии — не более чем банальный товар». MGM оказалась в руках спекулянтов.
   Хотя дела у компании должны бы идти блестяще. Ведь ей принадлежат права на цикл фильмов о Джеймсе Бонде и на экранизацию «Хоббита» Дж.Р.Р. Толкиена, автора трилогии «Властелин колец». Эти проекты обещают самые большие прибыли в кинобизнесе. Но как назло именно на них нет средств.
   Из-за того что кассы компании пусты, продюсеры бондианы в конце апреля объявили, что съемки нового фильма об агенте 007 откладываются на неопределенное время. А начаться они должны были уже в нынешнем году.
   В конце мая фирма MGM пережила новый шок: режиссер давно намеченной экранизации «Хоббита» Гильермо дель Торо сообщил, что вынужден покинуть проект — и это по истечении почти двух лет работы. Пока у компании не появится новый владе-лец, нет надежды, что для намеченных двух серий филь-ма о хоббите будет найдено финансирование — целых $300 млн.
   «Это было самое трудное решение в моей жизни, — сказал 45-летний режиссер. — Давление на этот проект становилось все сильнее, а проблемы не решались».
   Голливуд сильно встревожен будущим своих компаний, ведь MGM — случай вовсе не единичный. В полосу неудач вступила и фирма Miramax, тоже ищущая нового хозяина. Основали компанию в 1979 году братья Харви и Боб Вайнштейны. Она выпустила такие всемирно известные картины, как «Криминальное чтиво», «Английский пациент», «Влюбленный Шекспир», получила более пятидесяти «Оскаров».
   Основатели продали фирму в 1993 году концерну Disney за $80 млн. По прошествии десяти лет стоимость актива возросла более чем в двадцать раз. $300 млн принесла демонстрация по всему миру одного только сериала по мюзиклу «Чикаго». Но под крышей Disney вдруг резко подорожало производство и у фирмы братьев Вайнштейн, дотоле умевших выпускать ма-лобюджетные фильмы. Эпос Мартина Скорсезе «Банды Нью-Йорка» стоил в производстве около $100 млн, его прокат едва покрыл затраты. Отношения с Disney начали портиться с того времени, когда босс концерна Майкл Эйснер не дал Вайнштейнам денег на экранизацию романов Толкиена «Властелин колец». С этим проектом они связывали большие надежды, но шеф Disney посчитал его слишком дорогим.
   Братья перешли в устойчивую оппозицию к головному концерну, выпустили на собственный страх и риск документальную ленту Майкла Мура «9/11 по Фаренгейту» и в конце концов за солидные отступные вышли из фирмы. Дела Miramax шли все хуже и хуже, к началу года Disney уволил большую часть сотрудников и теперь выставил дочернюю фирму на продажу.
   Пять лет назад рыночная стоимость Miramax равнялась примерно $2 млрд. Сейчас Disney просит за компанию около $700 млн. Не менее тяжелый удар постиг и MGM. В 2004 году компанию при поддержке группы финансовых инвесторов за $5 млрд купил медийный концерн Sony. Сегодня она предлагается за треть этой суммы — и покупателя пока найти не могут.
   Падение рыночной стоимости двух кинокомпаний — угроза всей отрасли. Оно не связано напрямую с финансовым кризисом, который с опозданием в один год пришел и в киноиндустрию. Проблема в том, что Голливуд переходит на новые модели бизнеса.
   Компания MGM в течение многих лет считалась лакомым куском. Миллиардер Кирк Керкорян между 1969-м и 2005 годом трижды про-давал и покупал ее, каждый раз прилично на этом зара-батывая. Но сама фирма все глубже увязала в долгах. При этом рыночная цена MGM продолжала расти благодаря тому, что была собрана внушительная фильмотека: MGM принадлежат права на 4000 кинофильмов, в частности таких, как «Мата Хари», «Американец в Париже», «Бен Гур» и «Космическая одиссея 2001 года».
   В этом списке и фильмы, сделанные бывшим конкурентом MGM — компанией United Artists, купленной в восьмидесятые годы: циклы фильмов о Джеймсе Бонде и Рокки. Когда начался бум DVD и спрос вырос в десятки раз, эти права приносили гигантские доходы.
   В течение многих лет MGM жила за счет своей фильмотеки, блестящее прошлое финансировало безрадостнуюсовременность. Доходы от продажи фильмов на DVD и телевизионных прав позволили компании финансировать такие крупные проекты, как новая версия сериала «Розовая пантера».
   Но поступления от продажи и проката фильмов на дисках DVD с 2006-го по 2009 год упали в США на 18%. Оборот MGM на рынке DVD сократился с почти $400 млн в 2008 году до всего лишь $70 млн. Рынок насытился, у каждого фаната кино диски с любимыми картинами уже лежат на полке.
   Компания Sony, новый владелец MGM, разработала систему Blu-ray, позволявшую дать архивным картинам новую жизнь в формате высокого разрешения. Однако спрос на новые носители Blu-ray оказался значительно ниже, чем ожидалось.
   Согласно недавно опубликованному прогнозу Института исследований рынка Screen Digest, доходы от продаж фильмов на дисках DVD и Blu-ray за пределами Северной Америки будут неуклонно падать.
   Вероятно, впервые в истории электронных развлечений был предложен новый продукт, который уже в момент появления на рынке выглядел анахронизмом: любители кино сегодня скачивают фильмы из Интернета. Зачем им диски Blu-ray?
   «Люди перестали покупать классические фильмы, они считают, что диски DVD уходят в прошлое, — говорит Джо Патрик, руководитель подразделения MGM по лицензионному сбыту в Северной Америке. — Это самореализующийся прог-ноз — он влияет на рынок и провоцирует осуществление предсказания».
   Кинокомпании беспомощно наблюдают, как обесцениваются архивы, которыми они так гордились и на которых так лихо зарабатывали в течение многих лет. Фирма Miramax, по сравнению с MGM относительно молодая, тоже собрала коллекцию из семисот названий.
   Теперь на арену выходят спекулянты. Дэвид Бергштейн, собирающийся при поддержке группы инвесторов купить Miramax, открыто признает: «Я дал деньги на шестьдесят картин и ни разу не был на съемках!» А попытка братьев Вайнштейнов выкупить свою компанию пока потерпела фиаско.
   Это финал самой печальной повести в новейшей истории Голливуда, в которой рассказывается о неког-да благополучной и самостоятельной фирме, попавшей в кабалу к крупному концерну, вынужденной сверх меры рисковать, лишившейся независимости и теперь продаваемой почти как имущество банкрота.
   Доходы Голливуда падают, затраты растут, он вынужден безучастно созерцать, как по бросовым ценам на рынке предлагаются две из его компаний, олицетворявшие качество и успех в киноиндустрии.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK