29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2003 года: ""Главные цели российской внешней политики лежат внутри страны""

Архивная публикация 2003 года: ""Главные цели российской внешней политики лежат внутри страны""

В уходящем году российским компаниям пришлось расстаться с контрактами в Ираке, а россиян в Туркмении стали принуждать к смене гражданства. Тем не менее председатель комитета Совета Федерации по международным делам Михаил МАРГЕЛОВ смотрит на вещи оптимистично."Профиль": Какую пользу в этом году российская внешняя политика принесла налогоплательщикам?

©
В уходящем году российским компаниям пришлось расстаться с контрактами в Ираке, а россиян в Туркмении стали принуждать к смене гражданства. Тем не менее председатель комитета Совета Федерации по международным делам Михаил МАРГЕЛОВ смотрит на вещи оптимистично.
©
"Профиль": Какую пользу в этом году российская внешняя политика принесла налогоплательщикам?

Михаил Маргелов: Россия впервые в своей истории на нескольких примерах показала, что у нее не имперская внешняя политика. Главные цели нашей внешней политики, как ни парадоксально, лежат внутри страны. Мы стремимся создать позитивное или хотя бы нейтральное окружение на ближних и дальних подступах к России для того, чтобы сконцентрироваться на наших внутренних проблемах.

"П.": А как вы определяете географические границы наших "ближних и дальних подступов"?

М.М.: Зоной наших интересов является все постсоветское пространство, включая Прибалтику, страны черноморского и средиземноморского бассейнов. Ближний Восток, где достаточно много граждан с российскими паспортами, где расположены важные транспортные узлы. С определенного момента в зону наших интересов входит Саудовская Аравия, откуда американцы уходят и в военном, и в политическом плане. Полагаю, что последний визит саудовского наследного принца в Россию - хороший знак для всего цивилизованного мира. Большое значение имеют для нас отношения с Китаем, и здесь должна быть четко сформулирована роль российских дальневосточных и восточно-сибирских регионов. Особая проблема связана Северной Кореей, этим джинном, вырвавшимся из бутылки холодной войны. Эта проблема существует еще и потому, что никто - ни мы, ни американцы - не представляет, что там внутри на самом деле происходит.

А налогоплательщики, во-первых, могут не волноваться по поводу угроз со стороны США и НАТО. Из наших врагов они превратились в партнеров по антитеррористической коалиции. Во-вторых, идут трудные переговоры по поводу упрощения визового режима с Европейским Союзом. В будущем вы, в особенности если речь идет о студентах или бизнесменах, будете ездить без виз в страны Шенгенской зоны или получать визы по упрощенной схеме. В-третьих, за свои деньги налогоплательщик может рассчитывать на помощь представителя российского посольства или консульства, если вдруг случится что-то непредвиденное. А если помощи оказано не будет, вы можете пожаловаться в нижнюю или верхнюю палату российского парламента.

"П.": И жалуются?

М.М.: За те три года, пока я возглавляю профильный комитет в Совете Федерации, ко мне не поступало ни одного обращения. Но я призываю граждан такие обращения присылать, мы с каждым конкретным случаем готовы разбираться.

"П.": Однако Россия так и не добилась упрощения визового режима со странами Шенгенской зоны, вместо этого визы вводит Кипр, в США визу получить - проблема. И в Ираке наши компании лишились контрактов...

М. М.: Конфликт в Ираке так и не получил решения. Саддам захвачен, но новой власти там нет, а иракская нефть практически не добывается. Так что говорить, что наши компании там чего-то лишились, пока преждевременно, пока об этом говорят только отдельные американские чиновники или политики. Хотя, например, "ЛУКойл" все еще держит в Багдаде свое представительство. Российский флаг в Ираке останется обязательно. Понятно, что работать с инженерно-техническим персоналом, который в течение последних 45 лет сотрудничал с советскими специалистами, скорее всего, будут приглашены именно российские компании.

Заморожена ситуация на Ближнем Востоке. Никто не знает, что делать с этим конфликтом, мир констатирует очередной тупик. Россия играет достаточно активную роль в этом процессе. В частности, мы активно используем площадку ПАСЕ, где Россия занимает ключевую позицию докладчика по ближневосточной проблеме. В Страсбурге мы в самые непростые минуты обострения могли сводить палестинцев и израильтян на площадке ПАСЕ, которая достаточно удобна для тех и других.

Евросоюз действительно отгорожен от нас стеной шенгенских виз и не до конца понятным режимом нашей границы с Эстонией и Латвией, которые в наступающем году вступят в ЕС. Однако у нас есть (пример?) удачно обустроенной и эффективно работающей границы с Евросоюзом - это российско-финская граница.

"П.": А какими стали итоги года для российской политики на постсоветском пространстве?

М.М.: Ельцинская модель СНГ как собрания бывших секретарей обкомов КПСС, в одночасье ставших президентами, а где-то и ханами, больше не работает. Россия сделала важнейшие шаги к новой модели СНГ. Мы подписали соглашение о создании Единого экономического пространства, Шанхайская организация сотрудничества доказала свою эффективность. Однако события в Грузии, неприятный для нас поворот в деле обсуждения с Кишиневом проблемы приднестровского урегулирования явно говорят о том, что США стали демонстрировать активную политику в СНГ. Для нас это новый фактор, который надо учитывать.

"П.": Конфликт вокруг косы Тузла не подорвет наш успех, связанный с подписанием соглашения о ЕЭП?

М.М.: Этот конфликт омрачил наши отношения с Украиной. Но тем не менее ни одна из сторон не должна запирать выход из Азовского моря. Азово-керченской акваторией надо пользоваться совместно, вопрос в том, как об этом договариваться. Плохо то, что мы эту проблему не решили еще при распаде Советского Союза. Надо также учитывать, что конфликт вокруг Тузлы был отягощен думской предвыборной кампанией. Посмотрите, сколько народу туда сразу сбежалось, голубей стали выпускать. Конец предвыборной лихорадки, думаю, поможет разрешению этого спора.

"П.": В этом году резко ухудшилось положение российских граждан в Туркмении. Как Россия решает этот вопрос?

М.М.: Буду максимально дипломатичным. В бывших советских республиках сформировались разнородные политические системы. Об особенностях режима туркменбаши много пишут, поэтому не стоит повторяться. Сегодня речь идет об ухудшении положения русскоязычного населения в Туркмении и нарушении прав и свобод наших соотечественников. Мы в ответ оказали поддержку принятой недавно резолюции Генассамблеи ООН, в которой выражена озабоченность масштабными нарушениями прав человека в Туркмении. Это достаточно жесткий шаг России в отношении одной из стран СНГ. Мы такое оружие ранее никогда не задействовали.

Южные границы для нас имеют приоритетное значение, и это заставляет нас не включать все ресурсы влияния на Ашхабад, вести пока тонкий диалог. Мы не собираемся вмешиваться в чьи-то внутренние дела, однако будем принимать самое активное участие в выработке единого мнения мирового сообщества по поводу нарушения прав человека в Туркмении.

"П.": Вам не кажется, что состав новой Думы может усложнить наши отношения с Западом?

М.М.: Если вы имеете в виду отсутствие правых фракций, то "фиговый листок либерализма" в виде СПС и "Яблока" из Думы действительно исчез, но никакой катастрофы я в этом не вижу. Правые, особенно в последние два года, были у нас таким вариантом американского Джесси Джексона, вечного и "политкорректного" кандидата на пост президента США с темным цветом кожи. Его функция понятна - "а вот у нас и афро-американец может стать президентом". У нас была та же ситуация - "вот такой маленький загончик в стенах парламента, здесь живут наши правые". Такой живой уголок.

Теперь необходимость в нем отпала естественным образом - избиратель отказал им в доверии. Это трагедия для их лидеров, но ни для кого больше. А Запад в любом случае будет контактировать с Думой как с институтом. К тому же в Думу прошли люди, которые на Западе прекрасно известны: Владимир Рыжков, Константин Косачев, Любовь Слиска, которая, кстати, наладила прекрасные отношения с американским конгрессом. А представителям стран НАТО, я уверен, будет приятно увидеть в российском парламенте такого депутата, как бывший замдиректора Службы внешней разведки РФ генерал-полковник Виталий Маргелов (отец Михаила Маргелова; прошел в Думу по списку "Единой России" - "Профиль").

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама