Наверх
13 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Голос на Неве"

Поделив все «мобильные» деньги москвичей, операторы сотовой связи двинулись в регионы. Местом самых жестких мобильных войн стала вторая столица. От победы на питерском рынке во многом зависят перспективы дальнейшей экспансии компаний — вглубь России и за ее пределы. Для абонентов же это противостояние обернется очередным снижением тарифов.Нынешний год станет решающим в «мобилизации » всея Руси: московский регион, на который сейчас приходится половина ($1,8 млрд.) сотового рынка страны, близок к насыщению. Так что для добычи своих пяти золотых мобильным операторам волей-неволей приходится окучивать регионы. По прогнозам экспертов, к концу нынешнего года количество региональных абонентов должно превысить количество московских в два раза (сейчас ситуация обратная). По оценкам аналитиков компании J’son & Partners, общее число абонентов сотовой связи в России к концу 2003 года перевалит за 30 млн. человек (против нынешних 22 млн.). Впрочем, некоторые (к примеру, министр информатизации и связи РФ Леонид Рейман) прогнозируют еще более заметный рост абонентской базы — до 35 миллионов. И все сходятся на том, что в основном этот рост будет обеспечен регионами.
Самый перспективный в этом отношении регион — понятное дело, Петербург, который во второй раз в своей истории оказался в плотном осадном кольце. Правда, роль оккупантов исполняют не внешние враги, а ведущие федеральные сотовые компании.
В результате на питерском рынке сложилась уникальная ситуация: лицензиями на предоставление сотовых услуг питерцам уже сейчас владеет восемь компаний, предоставляет услуги — шесть. Для сравнения: на московском рынке, по оборотам в пять раз превышающем питерский, присутствует всего пять операторов, а на большинстве региональных рынков и вовсе царит монополизм.
Агрессия компаний в Питере объясняется тем, что этот рынок действительно стратегически важен для них. Важен и с финансовой стороны (высокая плотность населения с доходами, превышающими средний уровень по стране), и с политической (не требует объяснений), и со стратегической (выход на новые региональные рынки).
К тому же Северная столица по темпам мобилизации уже догнала первопрестольную (только за последние три месяца рост составил 3,5% — как в Москве), а к концу года аналитики предсказывают, что оборот рынка вырастет по сравнению с нынешним в полтора раза.

Кто делит рынок сотовой связи Санкт-Петербурга (по данным на конец марта 2003 года*)

«Мегафон» — 59%
МТС — 35%
«Дельта» — 4%
«Фора» — 2%
«Петросвязь» —0,5%

Источник: компания J’son & Partners.

* Коммерческую эксплуатацию своей сети «ВымпелКом» начал в апреле 2003 года.

Гонка за лидером

А два года назад ныне бушующий страстями питерский рынок был тих и вальяжен. Практически полностью его контролировала компания «Северо-Западный GSM» (теперь отделение «Мегафона»). И лишь малое число абонентов, пользующихся стандартами NMT, принадлежали компаниям «Фора», «Дельта» и «Петросвязь». Монополизм был классическим — тарифы на питерском рынке на 15% выше московских.
Тем не менее зимой 2001 года монополия «Мегафона» закончилась. Питерскую блокаду прорвал МТС — источники в компании утверждают, что этот прорыв обошелся компании «очень-очень дорого». Выйдя на рынок второй столицы, компания сделала упор на малоговорящих абонентов (студентов и домохозяек) и прибегла к откровенному демпингу, поддерживая его агрессивной рекламой. Самым нашумевшим ходом стала рекламная акция: $0,01 за минуту исходящего внутрисетевого разговора. Этот аттракцион неслыханной щедрости длился до 31 декабря 2002 года и позволил МТС получить основную клиентскую базу — всего за год компания отхватила 35% рынка города. Принятой стратегии компания придерживается и сейчас. Нынешнее ударное предложение МТС — базовые тарифы «Оптима» со средним чеком одного абонента около $20 долларов в месяц и pre-paid тариф «ДЖИНС-Тоник» для малоговорящих абонентов (средний чек $10).
Трудно быть третьим

Подготовка «ВымпелКома» к выходу на питерский рынок, случившемуся в апреле нынешнего года, шла давно. Но лишь осенью 2002 года компания получила лицензию на операторскую деятельность в стандарте GSM-900/1800 в Северо-Западном регионе и построила сеть из 110 базовых станций. «ВымпелКом» серьезно подошел и к финансовым вложениям: на питерскую экспансию в 2003 году компания потратит $260—270 млн. Освоение уже идет — гигантские рекламные бюджеты, бесплатный внутрисетевой роуминг между двумя столицами, вложения в новое оборудование.
О важности проекта говорит следующий факт: те же $260 млн. в прошлом году были потрачены «ВымпелКомом» на освоение московского региона — при том, что его оборот в 3—5 раз превосходит нынешние обороты сотового рынка Питера.
В отличие от своего предшественника в Питере, МТС беднейшими слоями абонентской базы «ВымпелКом» довольствоваться не намерен, поскольку такая аудитория просто не окупит вложений компании в питерский рынок. Для того чтобы отвоевать у «Мегафона» часть публики побогаче, компания планирует интенсивное развитие услуг нового поколения: скоростную передачу данных (GPRS), услуги типа MMS (возможность получать и отправлять фотографии на трубку) и LBS (возможность определения местоположения абонента).
Впрочем, по прогнозам аналитиков, быстрой победы «ВымпелКому» ожидать трудно. К концу этого года, по оценкам, рыночные доли будут распределены следующим образом: «Мегафон» будет контролировать 49—50% рынка, МТС — 41—42%, «ВымпелКом» — 3—4%, Delta Telecom и Fora Communications — в общей сумме примерно 5%.
Однако, по словам Оксаны Панкратовой, аналитика компании J’son & Partners, как показывает зарубежная практика, в конце концов рыночные доли равнозначных конкурентов практически выравниваются.
Петля для болтунов

С точки зрения стратегии все три федеральные компании пытаются с помощью Питера замкнуть свои роуминговые цепочки, чтобы, с одной стороны, не терять мигрирующих абонентов внутри страны, а с другой — приобретать иностранных роумеров.
Все трое уже предприняли сильные ходы в этом направлении. Так, МТС владеет контрольными пакетами акций украинского оператора UMC и белорусского МТС, получив через них не только украинских и белорусских абонентов, но и европейских роумеров. Контроль над питерским рынком, таким образом, обеспечивает МТС контроль над всем денежным западным направлением.
«ВымпелКом» также за счет Питера надеется выстроить свою политику на западных рубежах. В январе 2003 года за $25 млн. компания приобрела крупнейшего калининградского оператора сотовой связи «Экстел» (на тот момент — 105 тыс. абонентов).
Одновременно «ВымпелКом» строил базовые станции в Санкт-Петербурге угрожающе быстрыми для конкурентов темпами — по 5—7 в неделю. План оператора таков: сначала развернуть сеть в самом большом городе крупного промышленного региона (Санкт-Петербург), к концу нынешнего года увеличить количество базовых станций до 270 и построить сотовую сеть от границ Тверской области через Новгород в сторону границы с Финляндией. Это позволит замкнуть «роуминговую петлю» для всех абонентов «ВымпелКома», посещающих Северо-Западный регион, и успешно перехватывать иностранных роумеров за счет конкурентоспособных тарифов.
«Мегафон» же и так владеет лицензиями на большей части региональных рынков, и для него важно обеспечить финансовую поддержку своему продвижению в регионы.
Завершиться борьба трех гигантов может уже в следующем году — дележом на Дальнем Востоке. Сейчас все трое примериваются к покупке дальневосточного оператора — возможно, померявшись силами на Западе, компании выявят победителя, который завоюет и Восток.

МАКСИМ БУКИН

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK