Наверх
18 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2000 года: "Горькое про крепкое"

Ослабляя налоговый пресс по одним направлениям, правительство планирует усилить его по другим. В ближайшее время в Думу будет внесено предложение Белого дома поднять акцизы на водку. Насколько в результате может подорожать национальный напиток?
Динамика производства спирта и водки в 1999—2000 годах (млн.декалитров)*

МесяцСпиртВодкаВодка в 1998—1999 гг.
октябрь6,712,67,9
ноябрь6,912,88,7
декабрь7,216,613,0
январь6,18,98,9
февраль5,59,19,8
март5,19,111,1
апрель4,28,511,5

* По данным Госкомстата.

Динамика сбора акцизов на спирт и водку в 1999—2000 годах (млн.руб.)*

МесяцСбор акцизов на спирт и на водку (существующие)Сбор акцизов на водку в соответствующие периоды 1998—1999 гг.Сбор акцизов на водку в 2000—2001 гг. (прогноз)
октябрь4151772887
ноябрь48318641056
декабрь68324691629
январь4241536970
февраль43321721256
март31526631540
апрель34712011422

* По данным Госкомстата.

* По данным Экспертного совета по рынку алкогольной продукции при комитете по бюджету Государственной думы.

Артур Перепелкин, президент Русской винно-водочной компании: «Повышение акциза, безусловно, скажется на конечной цене водки. Думаю, она вырастет на 12—15%. И это очень сильно ударит по карману потребителя, особенно в провинции. Ведь чем дешевле водка, тем большую часть в ее цене составляет акциз. И если те, кто покупает водку за 60—80 рублей, подорожания особо не почувствуют, то для основной массы потребителей, ориентированных на более дешевые сорта водки, подорожание будет ощутимым.
Естественно, повышение цены на водку приведет к еще большему распространению самогоноварения в сельской местности и мелких городах. По нашим оценкам, самогонка там составляет не менее 30% от общего объема потребления крепких напитков. А с самогонки ведь в бюджет ничего не поступает.
Не улучшится от такого повышения и положение легальных производителей. За последний год-два на алкогольном рынке удалось навести относительный порядок. Вырос объем легального производства, увеличились поступления в бюджет (см. график.— «Профиль»).
Но повышение ставки акциза приводит к тому, что легальному производителю все сложнее конкурировать с нелегальным. Речь идет и о самогоноварении, и об изготовлении нелегальной водки в промышленных масштабах. Ведь что такое «левая» водка? Это необязательно технический спирт, разбавленный водой из-под крана. Это часто совершенно нормальная водка, которую изготовили в заводских условиях в так называемую третью смену. И повышение акциза означает, что такие производители будут иметь больше конкурентных преимуществ перед теми, кто аккуратно платит в бюджет».
Георгий Боос, заместитель председателя Государственной думы, экс-министр по налогам и сборам: «Повышение акцизов на водку в начале нынешнего года на 40% уже привело к росту смертности от отравления алкоголем на те же 40% и более. Одновременно начали падать объемы легального производства водки (см. график.— «Профиль»). Поскольку пить меньше не стали, значит, выросли объемы нелегального оборота водки. Так что государство может не достигнуть преследуемых данным повышением акциза фискальных целей.
Считаю необходимым введение новой системы взимания акциза, когда одна половина налога будет взиматься с завода (сейчас все 100%.— «Профиль»), а вторая — с оптового торгового звена. Сегодня оптовику есть чем рисковать, скупая у «подпольщиков» левую водку. Ведь ее цена у производителя, который акциз не платит, будет меньше почти на 20 рублей с каждой бутылки. Это хороший стимул для нелегальных операций. Разделив акциз пополам, мы этот стимул уменьшим вдвое. Тогда оптовик крепко задумается, прежде чем ввязываться в сомнительную операцию. В результате, по всем расчетам, собираемость акциза вырастет и с лихвой покроет предполагаемое повышение ставки на 20%».
Вячеслав Позгалев, глава администрации Вологодской области: «Водка всегда была стратегическим товаром в руках правительства. Приняв решение поднять акциз, правительство в очередной раз решило, не мудрствуя лукаво, воспользоваться этим ресурсом. Я считаю, что мера эта имеет смысл и вполне понятную логику. Социально-экономические показатели экономики говорят о том, что в последнее время доходы населения растут, повышаются зарплаты. Вполне логично, таким образом, поднять акциз на спиртное и пополнить бюджет.
Опасения производителей по поводу того, что повышение акциза приведет к падению легального производства, думаю, лишены серьезных оснований.
Проблема «левой» водки — это не только вопрос о ставке акциза. Это вопрос о том, насколько хорошо и эффективно государство контролирует винно-водочную отрасль. В свое время в Вологодской области более 50% водочного производства находилось в тени. Мы создали более комфортные условия для легального производителя, с одной стороны, и ужесточили борьбу с нелегальным — с другой. Сейчас мы контролируем не менее 75% этого рынка. Если ужесточить контроль в масштабах страны, результаты не заставят себя долго ждать.
Создание Росспиртпрома — один из шагов в этом направлении. Однако передача в собственность государства в лице Росспиртпрома контрольные пакеты всех ликероводочных заводов, на мой взгляд, не будет иметь эффекта. Из Москвы довольно сложно контролировать процессы, происходящие в регионах. Например, в Вологодской области существенная часть акций винно-водочных заводов находится в нашей собственности — собственности субъекта Федерации. И местные власти жестко контролируют эти предприятия. Если вдруг решением сверху эти акции отойдут к Росспиртпрому, контроль ослабнет, поскольку у власти на местах исчезнет материальная заинтересованность контролировать рынок алкогольной продукции.
В этом свете довольно здраво выглядит предложение о расщеплении акциза между производителем и оптовым звеном. Во-первых, это изменит систему распределения налоговых поступлений. Они станут более справедливыми. Ведь водку пьют везде. А при существующей системе основные доходы получают лишь те регионы, где есть собственные производства. Если расщепить акциз, то доходы будут распределяться в зависимости от уровня потребления, что более справедливо.
Во-вторых, такая система позволит повысить собираемость акцизов. Разговоры о том, что с торговли акцизы собирать сложнее, чем с производства, не имеют под собой основания. Ведь речь идет не о рознице, где это действительно было бы проблематично, а о крупных оптовых предприятиях. Они владеют огромными складами, у них большие обороты, их знает администрация территорий. Так что акциз с них собрать несложно. Кроме того, ведь собираться он будет в региональный бюджет, и у администрации территории всегда хватит влияния, чтобы проследить за этим».

ВЛАДИМИР ЗМЕЮЩЕНКО

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK