Наверх
19 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2004 года: "Горячий младенец"

Раньше всех, 22 декабря, свой Новый год — а по правильному «зимний солнцеворот» — отметили приверженцы старинных славянских традиций. Для них этот праздник означает день рождения Солнца. Гуляют, как в древности: хороводы, медовуха и драка — стенка на стенку. Только по-благородному.
С давних пор на Руси праздник зимнего солнцеворота проводился для поддержки юного, только что рожденного Солнца и приветствия сильной и морозной зимы. По русским традициям, Солнце рождается регулярно, один раз в год — 22 декабря. В этот день, по поверьям, Зима укрывает горячего младенца медвежьей шкурой, сквозь которую не проходят его теплые лучи. Природа умирает, не выдержав испытания холодом, а человечество вынуждено мерзнуть и ждать, когда Солнце сможет выбраться из-под огромной темной шкуры и победить Зиму.

Природное начало

Возрождением русских традиций в Ярославле занимается клуб славяно-горицкой борьбы «Радияр». Его руководитель Радослав (а «в миру» Владимир Николаевич) Блескин давно приметил хорошее место в центре Ярославля, в Тверицком бору, где человек может достичь гармонии с природой. Здесь проводят праздники, а в рабочие дни следят за его чистотой — энергетической и физической. Оберегают от плохих людей, мусора и грязи. В благодарность за заботу поляна отвечает хорошей погодой. Бывает так, что в городе идет дождь, а в бору светит солнце.

Радослав Блескин: «Участвуя в праздновании солнцеворота, люди не только развлекаются. Главное — они снимают с себя плохую информацию, навязанную назойливыми окружающими. Она сжигается во время прыжков через костер и хождения по углям. Чтобы процесс очищения завершился успешно и новичок не побоялся пройти по дорожке из пылающих углей, космическую энергию необходимо активизировать и заставить работать на человека».

Обустройством праздничной поляны занимаются только проверенные и опытные люди. Они не задают лишних вопросов и не отлынивают от дела: подготовка должна быть завершена до захода Солнца. Место для праздника вытаптывают. Участники своими ногами, большими и маленькими, в зависимости от возраста и роста, ходят по поляне. Сначала люди проваливаются в снег, бывает, что и по пояс. К концу подготовки, когда праздничное место становится ровным и гладким, достают из сугробов случайно потерявшихся участников. Иногда используют лопаты, но трактору въезд запрещен всегда. Дрова для костра выбирают из засохших и больных деревьев. Попутно уничтожают мусор и останки человеческих пикников.

Ко Дню рождения Солнца бор сияет чистотой и искрится от удовольствия. Посвященный в таинства природной энергии с помощью креста выбирает место для костра, которое называют Закон или Огонь. Как он это определяет, стороннему наблюдателю непонятно. Но посвященному верят на слово. Здесь будет находиться центр праздника и энергии. Последний этап подготовки — скульптурно-строительный. Его цель — подружиться с Зимой. Если ее вовремя задобрить, угостить хлебом или блинами, тогда она не будет слишком ледяной и не проморозит Землю насквозь. По преданиям, в декабре Зима похожа на снеговика. Она еще небольшого роста, бледная, холодная и носит косынку. Строго сохраняя портретное сходство, ее лепят из снега. Поворачивают лицом к костру, чтобы она ничего не пропустила, и делают макияж, чтобы была красивая. Потом строят дом из колючих еловых веток: здесь ей придется жить до весны.

Гостей приглашают уже в сумерках: все готово и можно начинать праздник.

Закон огня

Нет смысла сопротивляться смене времен года и спорить с Солнцем. Оно заставляет нас, дрожащих от холода, надевать шубы и шапки, потом снимать их и снова надевать. Зимой, в темноте, мы ищем любую возможность, чтобы поспать и согреться. Весной вместе с деревьями и травой мы оттаиваем и просыпаемся. Летом — запасаемся солнцем, а осенью — снова готовимся к долгому зимнему сну. Солнце движется по кругу, и люди вместе с ним вынуждены совершать круговые движения от тепла к холоду. Этим, собственно, и объясняется форма основного танца древних славян — хоровода.

Начинается все с заговора на древнерусском языке. Непонятно, но звучит красиво. Большой костер к этому времени уже пылает жаром в полную силу. Тепла так много, что люди снимают зимнюю одежду. На поляне появляются проталины, зеленая трава, а с близлежащих елей капает растаявший снег. На несколько часов в Тверицком бору рождается другой мир, организованный по закону огня. Жители огненного мира разогреваются с помощью специальных упражнений и открывают навстречу природе ступни, ладони и душу. Разминка длится до тех пор, пока участники праздника не почувствуют, что могут держать в руках энергию огня и забирать ее себе. Руководитель советует быть активнее и, не стесняясь, набирать побольше. Огненных сил должно хватить на три месяца, чтобы спокойно дождаться, когда Солнце вырастет и сможет пополнить запасы тепла на Земле. Негативную энергию выбрасывают в тот же костер, где она бесследно сгорает. По кругу, из рук в руки, с поклоном, передают блины и медовуху. Подкрепившись, водят хороводы вокруг костра. Ближе к огню встают мужчины, за их спинами — женщины. Внешний круг отбивает ладонями ритм, а внутренний приговаривает: «Ярим, ярим, ходим, ходим». Синхронно произносить удается не сразу, но уже через несколько минут речитатив становится вполне понятен.

Двигаясь в разные стороны, мужчины и женщины, взявшись за руки, закручивают энергию на месте праздника и не позволяют ей вырваться из хоровода. После нескольких витков вокруг костра с закрытыми глазами многие теряют ориентацию и забывают, где оставили рубашку, сапоги или телефон. Два человеческих круга — это большая сила.

Цвет угля

Когда биоэнергетическая ситуация в месте хороводовождения налажена, начинается самая полезная для здоровья часть праздника — обряд очищения огнем.

Участники готовятся к прохождению по углям. Считается, что после заговора-обращения к силам природы огонь в костре становится живым, а угли из этого костра — лечебными. Можно прикладывать к больному месту, можно внутрь принимать, смотря что болит. Лучше всех дубовые и березовые угли, они крупнее, дольше не затаптываются и лучше греют.

Их разбрасывают на расстояние около 3—4 метров. В темноте горящая дорожка выглядит как звездный Млечный Путь, глубиной сантиметров 5—10. Ступать на угли нужно мягко и ласково, с пятки на носок, как в лужу. Если идти грубо и тяжело, то можно больно обжечься. Готовность углей к процедуре лечения определяют по цвету. Они должны переливаться то красным, то черным.

Угли горячие, но сжечь ногу они не смогут. На стопе много важных энергетических точек. В месте проекции болезни может появиться только небольшой ожог в виде царапины. Он заживет не позже чем через день, а здоровье поправится. Костер — существо умное, сам выбирает, где обжечь. Прогуливаться по углям можно не более трех раз, перегреться так же опасно, как и замерзнуть.

Для активизации скрытых в человеке сил и храбрости читают русскую здраву. После выполнения всех обрядов потомки древних славян и русичей решительно, без страха и сомнений, проваливаясь в обжигающие угли голыми ступнями, идут с юга на север: это символизирует движение к предкам. Для тех, кто побаивается, утешением может служить то, что душа и тело в этот момент очищаются насквозь, с ног до головы. К концу праздника угли затаптывают, и звездная дорога превращается в черную холодную тропу, а тепло в виде энергии переходит к людям.

Рукопашные развлечения

После соблюдения всех славянских формальностей и традиций народ приступает к веселью. Замерзнуть и заскучать — невозможно. Люди прыгают через костер, иногда падают, бывает, что и в огонь. Но сразу же вскакивают и лезут снова. Ощущение, когда огонь охватывает и облизывает человека, нравится всем. В перерывах между процедурами очищения поют песни и танцуют.

Наполненные энергией молодые парни и девушки присматриваются друг к другу. В свете костра первобытные инстинкты просыпаются, а лица, раскрашенные огнем, преображаются. Правда, если что и происходило, то никто этого не заметил.

В качестве развлечения для мужчин устраивают бой без водки и крови. Учитывая, что перед этим хлебнули медовухи (а в ней, как в пиве, не менее 5%), чисто безалкогольным действом эти бои назвать не решаемся. По славянским традициям, бойцы встают друг против друга, стенка на стенку, и начинают бороться. После игр, хороводов, блинов и меда на празднике не может быть врагов, поэтому драка не настоящая, а праздничная, просто чтобы согреться. Но в другой ситуации сплоченные солнечным кругом бойцы могут представлять серьезную опасность: большинство мужчин, как на подбор, вида богатырского, к тому же члены борцовского клуба.

Говорят, приходилось драться и всерьез. На вопрос «с кем?» аккуратно отвечают: «С солнцепротивниками».

На празднике солнцеворота посвящают в воины и дают специальное, старинное имя. Мужчина становится членом братства исконно русского боевого искусства — славяно-горицкой борьбы. Если он чувствует в себе силы и готов стать воином, то должен принародно сказать: «Я — воин! Ра!» По древней традиции, человек, имеющий право посвящать в воины, касается его плеча мечом и дает новое имя. Символично слабый мужчина умирает, а вместо него рождается воин. В этот раз решился стать воином только один человек – Владимир Миронов. Имя ему дали Вильяр.

Заканчивается праздник, так же как и начинался, в кругу. Сбитень, приготовленный из меда, кореньев и трав, наливают в большую деревянную чашу — братину. Ее передают по кругу, и каждый делает по глотку медового напитка. Прежде чем передать сосуд следующему, произносятся хорошие слова и пожелания. Добра, счастья, силы, мужества, удачи…

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK